Дело № 2-350/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 06 июня 2017 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Прокофичева Д.Н.,
при секретаре Грищенко И.В.,
с участием представителя истца Сотниковой М.Г., представителя ответчика Рзаевой (Савельевой) А.В. – Коловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Благовещенского района Амурской области к Рзаевой (Савельевой) А.В. о взыскании социальных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с иском к Рзаевой (Савельевой) А.В., указав, что Савельева А.В. является участником программы по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие до 2012 года» и ей в соответствии с условиями программы предоставлены средства в размере 549 665 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Савельева А.В. уволена по собственной инициативе, что является нарушением п. 31 Типового положения, согласно которому член молодой семьи (молодой специалист) обязуется отработать в работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Квартира ответчиком построена, оформлена в собственность Савельевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ, однако ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение прекращено. Просит суд взыскать с Рзаевой (Савельевой) А.В. в пользу администрации <адрес> сумму социальной выплаты в размере 549 665 рублей.
В судебном заседании представитель истца администрации Благовещенского района Амурской области Сотникова М.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, суду пояснила, что Рзаевой (Савельевой) А.В. нарушены условия предоставления социальной выплаты, в настоящее время ответчик трудоустроена. При предоставлении социальной выплаты трёхсторонний договор с ответчиком не заключался.
В письменных возражениях на иск ответчик Рзаева (Савельева) А.В. указала, что при предоставлении социальной выплаты трёхсторонний договор между ней, работодателем и истцом не был заключен, условие об обязанности отработать у работодателя в сельской местности в течение 5 лет с момента получения денежных средств ей не было известно. В ЗАО «Агрофирма АНК» она отработала около 4 лет и 6 месяцев. После увольнения она встала на учет в центр занятости населения, а также неоднократно обращалась в администрацию <адрес> с просьбой о содействии в трудоустройстве. ДД.ММ.ГГГГ она продала приобретенную за счет социальной выплаты квартиру администрации <адрес> и в настоящее время проживает с семьей в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ работает у Главы КФХ ФИО7 в должности ветеринарного фельдшера.
Представитель ответчика Рзаевой (Савельевой) А.В. Колова О.В. в судебном заседании пояснила, что ответчиком не были нарушены условия программы, так как она жила и работала в сельской местности, после увольнения из предприятия агропромышленного комплекса ответчик в устной форме обращалась в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве, однако такая помощь ей не была оказана. Полагает, что Рзаева (Савельева) А.В. с учетом 6 месяцев, предусмотренных программой для поиска работы, отработала 5 лет в сельской местности.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> указал, что при установлении факта несоблюдения Савельевой А.В. условий федеральной целевой программы, в том числе, п. 31 Типового положения, орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальную выплату.
В письменном ходатайстве представитель третьего лица Финансового управления администрации Благовещенского район указал, что требования администрации Благовещенского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебное заседание не явились: ответчик Рзаева (Савельева) А.В., представители третьих лиц – министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, министерства имущественных отношений Амурской области, министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации Благовещенского района, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
Основной целью Программы является, в числе прочего, повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Основными целями Программы являются, в том числе улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Программой предусмотрено финансирование улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Приложением № 16 к федеральной целевой программе установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривал, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывалось в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В силу п. 8 Положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Рзаева (Савельева) А.В. включена в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», с условиями программы была ознакомлена и обязалась их выполнять, о чем указано в заявлении Рзаевой (Савельевой) А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Рзаевой (Савельевой) А.В. Министерством сельского хозяйства <адрес> выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 549 665 рублей. Указанные денежные средства были перечислены Рзаевой (Савельевой) А.В. платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Социальная выплата, предоставленная Рзаевой (Савельевой) А.В. в рамках федеральной целевой программы, использована ею на строительство <адрес> жилом <адрес>, право собственности Рзаевой (Савельевой) А.В. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, прекращено – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 30 Типового положения, предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам и их использование осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 6 - 11 и 14 - 25 настоящего Типового положения.
В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства (п. 31 Типового положения).
В судебном заседание установлено и не оспаривается сторонами, что при предоставлении Рзаевой (Савельевой) А.В. социальной выплаты трехсторонний договор между администрацией Благовещенского района, работодателем и Рзаевой (Савельевой) А.В. об обеспечении ответчика с использованием на эти цели социальной выплаты не заключался.
Пунктом 33 Типового положения предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Следовательно, в самой программе и в правилах предоставления субсидий зафиксировано право уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) взыскать ранее выплаченные денежные средства с лица, не выполнившего в полной мере все условия такой программы. Незаключение трехстороннего договора не меняет существа спорных правоотношений и не влияет на их регулирование, установленное нормативно-правовым актом.
Согласно приказу ЗАО «Агрофирма АНК» от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-к, Рзаева (Савельева) А.В. уволена с должности заведующей перинатальным центром ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника, то есть до истечения 5 лет с момента предоставления социальной выплаты.
В письменных возражениях на иск ответчик Рзаева (Савельева) А.В. указала, что в настоящее время трудоустроена в сельской местности. Указанное обстоятельство подтверждено трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-к о приеме Рзаевой А.В. на ферму Главы КФХ ФИО9 в должности ветеринарного фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Рзаева (Савельева) А.В. трудоустроена на предприятии агропромышленного комплекса ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 6 месяцев после увольнения, что является нарушением условий федеральной целевой программы. Вместе с тем, эти обстоятельства не являются безусловным основанием для возложения на ответчика обязанности по возврату социальной выплаты.
При этом суд полагает необходимым учесть, что ответчиком предпринимались меры к трудоустройству в сельской местности в течение 6 месяцев с момента увольнения из предприятия агропромышленного комплекса, что подтверждается справкой ГКУ АО Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Рзаева (Савельева) А.В. состояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (орган МСУ), Главой КФХ ФИО7 (работодатель) и Рзаевой А.В. (участник) заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодых семей (молодых специалистов), суд не принимает во внимание, поскольку приведённым договором установлены права и обязанности сторон в рамках реализации мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей, молодых специалистов, проживающих в сельской местности, госпрограммы, утвержденной постановлением <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ Приложением <номер> к указанной госпрограмме является «Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ заключен администрацией <адрес> во исполнение Федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как социальная выплата Рзаевой (Савельевой) А.В. была предоставлена в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в отношении ответчика не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках вышеуказанной программы – Рзаева (Савельева) А.В. работает на предприятии агропромышленного комплекса в сельской местности; семья ответчика постоянно проживает в сельской местности; социальная выплата использована ответчиком по целевому назначению – на строительство квартиры. Следовательно, в настоящее время основания для взыскания с ответчика сумм социальной выплаты отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска администрации Благовещенского района Амурской области к Рзаевой (Савельевой) А.В. о взыскании социальных выплат отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Д.Н. Прокофичев