Дело № 2-839/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 января 2015 года ***
Благовещенский городской суд *** в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Карбовской Н.В.,
с участием представителя истца администрации *** – Представитель1, доверенность от *** г., представителя ответчика Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов – Представитель2, доверенность от *** г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации *** к Специализированному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация *** обратилась в суд с данным заявлением, в обоснование которого было указано, что *** Благовещенским городским судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований прокурора *** в интересах Т. к администрации *** о предоставлении для проживания жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте территории муниципального образования ***, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** указанное решение Благовещенского городского суда было оставлено без изменений.
*** судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и направлено требование. *** и *** администрацией *** были направлены судебному приставу ответы о том, что администрация *** не имеет возможности исполнить решение суда в силу отсутствия свободного жилого помещения. При этом, для исполнения требования о предоставлении Т. жилого помещения специализированного жилого фонда органом местного самоуправления были направлены письма главному распорядителю бюджетных средств – Министерству образования и науки *** с просьбой о выделении лимитов бюджетных средств на исполнение обязательств по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
Однако *** судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением администрацией *** решения Благовещенского городского суда о предоставлении Т. жилого помещения.
Считают, что в действиях администрации *** отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда в связи со следующим.
В силу действующего законодательства, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст. 4 Закона *** от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Выделенные в *** году городу Благовещенску на реализацию закона *** от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субвенции в размере *** были реализованы администрацией *** в полном объеме.
Администрацией *** *** г., *** и *** были проведены аукционы в электронной форме, на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, по результатам которых заключено *** муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.
При этом у администрации *** по состоянию на май *** г. имелись неисполненные обязательства перед *** детьми-сиротами по судебным актам, а в настоящее время по *** судебным актам.
Однако выделенных денежных средств оказалось недостаточно даже для исполнения уже имеющихся судебных актов.
Учитывая обстоятельства того, что администрацией *** были предприняты все зависящие меры для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в рамках доведенного объема финансирования, в связи с чем, администрация *** не по своей вине лишена возможности исполнить судебный акт по предоставлению жилья Т. в установленный судебным приставом - исполнителем срок. Таким образом, решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от администрации ***, и вина органа местного самоуправления как должника в исполнительном производстве отсутствует.
На основании изложенного, истец просит суд освободить администрацию *** от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № ***, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу *** от *** г.
В судебном заседании представитель администрации *** Представитель1 поддержала заявленные требования, указала на необоснованность взыскания с администрации города штрафных санкций в виде исполнительского сбора в связи с неисполнением судебного решения в пользу Т.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Выделенные в *** г. городу Благовещенску на реализацию закона *** от ***. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субвенции в размере ***.
Администрацией *** *** г., *** и *** г., *** были проведены аукционы в электронной форме, на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот. По результатам проведенных аукционов заключено *** муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.
При этом у администрации *** по состоянию на май *** г. имелись неисполненные обязательства перед *** детьми-сиротами по судебным актам, а в настоящее время по *** судебным актам. В связи с чем, предусмотренные и доведенные до органа местного самоуправления в *** г. лимиты областного бюджета на исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей были недостаточны даже для исполнения уже имеющихся судебных актов.
Со стороны органов исполнительной власти субъекта *** в муниципальную собственность в рамках реализации Постановления Правительства *** от *** N 660 "Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** годы" в ***. не были переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом *** для обеспечения жильем детей-сирот. При этом ***. администрацией *** в адрес Министерства образования и науки *** было направлено письмо с просьбой о выделении бюджетных средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в размере *** в связи с тем, что на регистрационном учете по состоянию на *** находилось *** человека, из числа детей - сирот, которые подлежат обеспечению жильем.
Однако, из ответа Министерства образования и науки *** от ***. следовало, что заявка на выделение денежных средств для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот будет учтена только при наличии в областном бюджете дополнительных источников финансирования. Таким образом, после освоения перечисленных в ***. городской бюджет ***, Министерство образование и науки *** отказывает в дальнейшем финансировании переданных полномочий.
*** и *** в адрес Министерства образования и науки *** были направлены письма с просьбой профинансировать хотя бы исполнение судебных актов по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и лицам из их числа, принятых Благовещенским городским судом с приложением перечня судебных актов и списка лиц, состоящих на учете по указанной категории, в том числе и Т.
*** из Министерства был получен ответ, согласно которого Минобрнауки *** отказало в выделении финансирования на обеспечение детей-сирот в отношении которых приняты судебные акты.
В связи с этим у администрации *** в настоящее время отсутствует реальная возможность по обеспечению жилым помещением Т., по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам, несмотря на предпринимаемые меры, поскольку главный распорядитель бюджетных средств (Министерство образование и науки ***) отказывается исполнять свои полномочия по финансированию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот.
При этом, администрацией *** продолжают приниматься меры для получения дополнительного финансирования с целью исполнения переданных полномочий по обеспечению сирот жильем, однако, заявки администрации *** направленные в орган исполнительной власти субъекта *** - Министерство образования и науки *** по настоящее время не исполнены. При таких обстоятельствах у администрации *** отсутствовала реальная возможность по обеспечению жилым помещением истицы - Т., по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
Учитывая обстоятельства того, что администрацией *** были предприняты все зависящие меры для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в рамках доведенного объема финансирования, в связи с чем, администрация *** не по своей вине была лишена возможности исполнить судебный акт по предоставлению жилья Т. в установленный судебным приставом - исполнителем срок.
В отсутствие денежных средств, предоставленных субъектом РФ для реализации полномочий органа местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот, администрация *** лишена возможности исполнить судебное решение в пользу Т.
Представитель специализированного отдела судебных приставов по обеспечению особо важных исполнительных документов УФССП по *** Представитель2 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указала, что исполнительное производство в пользу взыскателя Т. в отношении должника администрации *** находится в производстве ОСП; исполнительный документ не исполнен должником в предоставленный ***-дневный срок, что послужило основанием для взыскания исполнительского сбора. Доказательств наличия объективно непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля администрации ***, не позволяющих исполнить решение суда в названный срок, не представлено. Заявление не подлежит удовлетворению.
В судебное заседание не явилась третье лицо Т., о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов находится исполнительное производство № ***, возбужденное *** на основании исполнительного листа *** № ***, выданного *** Благовещенским городским судом; предмет исполнения – обязать администрацию *** предоставить Т. для проживания жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м.
Должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен срок *** дней (п.2).
В п.7 указанного постановления о возбуждении исполнительного производства от *** имеется предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере *** с должника – организации.
*** судебному приставу-исполнителю сообщено о том, что администрация *** не имеет возможности исполнить в настоящее время решение суда После доведения лимитов бюджетных обязательств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Будут объявлены аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот. Сведения аналогичного содержания были направлены администрацией *** в адрес судебного пристава-исполнителя ТретьеЛицо1 также ***.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от *** в связи с неисполнением без уважительных причин требований исполнительного документа с администрации *** взыскан исполнительский сбор в размере ***
В рамках настоящего гражданского дела администрация *** просит суд освободить ее от взыскания исполнительного сбора, полагая, что в действиях органа местного самоуправления отсутствует вина в неисполнении судебного решения в установленный законом срок. Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от *** № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Исходя из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека право на обращение в суд, закрепленное в пункте 1 статьи 6 Конвенции, было бы мнимым, если бы внутринациональная система права Договаривающегося Государства допускала, чтобы окончательное обязательное решение суда оставалось бездействующим, нанося ущерб одной из сторон. Исполнение решения, вынесенного судом, должно, таким образом, рассматриваться как неотъемлемая часть «судебного разбирательства» по смыслу статьи 6 Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Бурдов против России» (Burdov v. Russia) от ***).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от *** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статьи 6 данного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (часть 15).
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Исходя из части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в качестве одного из основных исполнительных действий предусматривает право судебного пристава-исполнителя взыскивать исполнительский сбор.
Согласно статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Благовещенского городского суда от *** на администрацию *** возложена обязанность предоставить Т. для проживания жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м.
Судебным приставом-исполнителем в адрес администрации *** направлялось требование о необходимости исполнения судебного решения в пользу Т., а также предупреждения о привлечении к ответственности в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда.
*** в адрес судебного пристава-исполнителя ТретьеЛицо1 поступило сообщение о том, что администрация *** не имеет возможности исполнить решение суда о предоставлении Т. для проживания жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м. в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих требованиям судебного решения.
Аналогичное сообщение администрацией *** было направлены в адрес судебного пристава-исполнителя ***.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
В Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от *** изложена правовая позиция, в соответствии с которой исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Ответственность за нарушение обязательств предусмотрена главой 25 ГК РФ.
Статья 401 ГК РФ предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины, согласно п.2 приведенной статьи, доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу положений ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** № 122-ФЗ дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009г. № 250-0-П следует, что «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
Согласно п. 1 ст. *** от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном ***.
Как следует из уведомления *** по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертами от ***, в *** г. городу Благовещенску выделено на реализацию закона *** от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субвенции в размере ***.
Скриншотами страницы *** подтверждается, что администрацией *** *** г., *** и *** г., ***. были проведены аукционы в электронной форме, на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот. По результатам проведенных аукционов заключено *** муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей- сирот.
При этом, как следует из представленной в материалы дела информации, у администрации *** по состоянию на май ***. имелись неисполненные обязательства перед *** детьми — сиротами по судебным актам, а в настоящее время по *** судебным актам.
Со стороны органов исполнительной власти субъекта *** в муниципальную собственность в рамках реализации Постановления *** от *** N 660 "Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** годы" в ***. не были переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом *** для обеспечения жильем детей-сирот.
При этом, как следует из материалов дела, ***. администрацией *** в адрес Министерства образования и науки *** было направлено письмо с просьбой о выделении бюджетных средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в размере *** в связи с тем, что на регистрационном учете по состоянию на ***. находилось *** человека, из числа детей - сирот, которые подлежат обеспечению жильем.
Из ответа Министерства образования и науки *** от ***. следует, что заявка на выделение денежных средств для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот будет учтена только при наличии в областном бюджете дополнительных источников финансирования. Таким образом, после освоения перечисленных в ***. городской бюджет ***, Министерство образования и науки *** отказывает в дальнейшем финансировании переданных полномочий.
***. и ***. в адрес Министерства образования и науки *** были направлены письма с просьбой профинансировать хотя бы исполнение судебных актов по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и лицам из их числа, принятых Благовещенским городским судом, с приложением перечня судебных актов и списка лиц, состоящих на учете по указанной категории, в том числе и Т.
Согласно ответу Министерства от ***., *** отказало в выделении финансирования на обеспечение детей-сирот в отношении которых приняты судебные акты.
Учитывая обстоятельства того, что администрацией *** были предприняты все зависящие меры для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в рамках доведенного объема финансирования, в связи с чем, администрация *** не по своей вине была лишена возможности исполнить судебный акт по предоставлению жилья Т. в установленный судебным приставом - исполнителем срок, суд
В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в не исполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени предпринимались меры к получению необходимого финансирования, для приобретения жилого помещения для Т.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что причина не исполнения обязательства, возложенного судебным решением, связана с наличием обстоятельств, не зависящих от администрации ***.
Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации *** от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░ *** ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ***.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░