Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2558/2020 ~ М-1858/2020 от 22.05.2020

К делу № 2-2558/2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

04 сентября 2020г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сотниковой Е.В., при секретаре Бузняковой Е.А., с участием старшего помощника прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты, предъявленного в интересах Российской Федерации к Михайловой (Фофиловой) А.А., федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в Шахтинский городской суд с указанным иском по следующим основаниям: согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО», Фофилова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В соответствии с п.8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев). Таким образом, признание гражданина инвалидом <данные изъяты> группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ исх. установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Фофиловой А.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Фофиловой А.А. также отсутствуют. Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России свидетельствуют о не проведении в отношении Фофиловой А.А. медико-социальной экспертизы в Бюро – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, незаконности установления ей группы инвалидности. В результате проверки недобросовестность Фофиловой А.А. установлена и подтверждена материалами дела. Согласно представленным ГУ УПФР в <адрес> сведениям, Фофилова А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 292 083 руб. 64 коп. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором г.Шахты в защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем, просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении Фофиловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Фофиловой А.А. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> незаконно полученные за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 292 083 руб. 64 коп.

Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнил и просил признать недействительными с момента выдачи справку Бюро – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Фофиловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Представитель истца - старший помощник прокурора г.Шахты Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.

Представитель истца ГУ УПФР в <адрес> – Елисеева К.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования прокурора г.Шахты поддержала.

Ответчик – Михайлова (Фофилова) А.А.. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, письменно просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие – с участием представителя Альбовой Я.В.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика Михайловой (Фофиловой) А.А. – Альбова Я.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, с иском не согласна, просил в удовлетворении исковых требований прокурора г. Шахты отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражения и дополнениях к ним, применив срок исковой давности.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска не возражал, поскольку сведениями о прохождении Фофиловой А.А. медико-социальной экспертизы в бюро – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России учреждение не располагает, дело медико-социальной экспертизы Фофиловой А.А., а также сведения о ней в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, отсутствуют.

В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит уточненные требования прокурора г. Шахты подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, Главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами Главных бюро.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Согласно п.п. 15, 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом, в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 этого Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме /у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).

В соответствии с приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Таким образом, признание гражданина инвалидом (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Как следует из материалов дела, согласно справке МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ выданной Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», Михайловой (Фофиловой) А.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

Михайлова (Фофилова) А.А. обратилась в ГУ УПФ РФ <адрес> с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ и ЕДВ ДД.ММ.ГГГГ., на основании которых решением УПФР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. Михайловой (Фофиловой) А.А. назначена пенсия и ЕДВ.

Распоряжение начальника ГУ – УПРФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Фофиловой А.А. были приостановлены выплаты пенсии и ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с проведением прокуратурой г. Шахты проверки соблюдения законов для установления группы инвалидности и расходования средств Пенсионного фонда РФ.

Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. выплата пенсии и ЕДВ прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение ответчиком не обжаловано.

ДД.ММ.ГГГГ в УФПР в <адрес> поступила информация из ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которой в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕВАВИИАС), используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, данные по освидетельствовании Фофиловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Фофиловой А.А. направлено уведомление о прекращении выплаты в связи с не подтверждением правомерности наличия у Фофиловой А.А. инвалидности и возмещении в досудебном порядке причиненного ПФ РФ ущерба в виде необоснованно полученных сумм пенсии и иных социальных выплат в размере 292 083 руб. 64 коп.

В судебном заседании установлено и следует из ответа и.о. главного врача МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Михайлова (Фофилова) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не обращалась, направление на медико-социальную экспертизу ей не выдавалось, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Михайловой (Фофиловой) А.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России отсутствуют.

Из ответа Территориального фонда ОМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. также следует, что Михайлова (Фофилова) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не обращалась.

Таким образом, справка Бюро – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ. были выданы Михайловой (Фофиловой) А.А. без законных на то оснований и в нарушение вышеперечисленных норм закона.

Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.

Доказательств проведения медико-социальной экспертизы в 2016 году и наличия нарушения и ограничения жизнедеятельности требуемой при <данные изъяты> группы инвалидности третьей степени бессрочно у Михайловой (Фофиловой) А.А. не представлено, в ходе судебного разбирательства ходатайств о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось.

Поэтому требования прокурора г. Шахты Ростовской области о признании недействительными справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Михайловой (ФОфиловой) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания обоснованы и подлежат удовлетворению.

Между тем ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к заявленным истцом требованиям о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования.

Данное ходатайство подлежит отклонению судом, поскольку спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, не применимы к указанным правоотношениям.

С учётом требований ст.103 ГПК РФ, согласно которой государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчиков в доход местного бюджета - с Михайловой (Фофиловой) А.А. надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 150 руб., с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России – 150 рублей.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Шахты - удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Фофиловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Взыскать с Михайловой (ФИО1) А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 руб.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.

С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут быть ознакомлены через 5 дней.

Судья                 Е.В. Сотникова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-2558/2020 ~ М-1858/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в интересах Российской Федерации
УПФР в г.Шахты
Ответчики
Михайлова (Фофилова) Алла Александровна
ФКУ "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Сотникова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2020Передача материалов судье
29.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020Дело оформлено
11.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее