Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8141/2010 ~ М-8541/2010 от 20.08.2010

3556.html

Дело № 2-8141/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск *** года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Безруковой О.П.,

с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Назаровой Т.В.,

истца Тонковидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Тонковидовой Александры Владимировны, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о прокурора г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Тонковидовой А.В., обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Тонковидовой А.В. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от *** года, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области.

В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В. и истцом Тонковидовой А.В. суду были даны устные пояснения о том, что решением Благовещенского городского суда от *** года Янова Л.В. была лишена родительских прав в отношении дочери Яновой Е.А., *** года рождения. Впоследствии Янова Е.А. переменила фамилию, имя и отчество на - Тонковидова Александра Владимировна. В *** году Тонковидова А.В. закончила среднюю (полную) общеобразовательную школу *** г. Благовещенска. *** года Тонковидова А.В. обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** года Тонковидова А.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма она не имеет. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что является нарушением ее прав и действующего законодательства, а именно Федерального закона от *** года *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области».

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель Администрации г. Благовещенска, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки Амурской области, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представившие, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просившие. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска и Тонковидова А.В. на удовлетворении заявленного требования настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Позиция представителя Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суд отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Амурской области от ***г. *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства вне очереди лишь за счет средств областного бюджета.

Муниципальному образованию г. Благовещенска на реализацию переданных полномочий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на *** год в областном бюджете было предусмотрено и выделено *** рублей. Согласно объявленных аукционов в газетах «Благовещенск» Администрацией г. Благовещенска было приобретено 11 жилых помещения, все выделенные денежные средства были реализованы. Дополнительных денежных средств на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот муниципальному образованию г. Благовещенска в *** году выделено не было. Поскольку Администрация г. Благовещенска в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что выделенные Администрации г. Благовещенска субвенции в *** году на реализацию переданных полномочий уже реализованы, и жилые помещения распределены между сиротами и лицами, из числа детей оставшихся без попечения родителей, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию г. Благовещенска обязанности по обеспечению жильем Тонковидовой А.В. не имеется. Таким образом, Администрация г. Благовещенска, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществила все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств было выделено Администрации г. Благовещенска недостаточно, в связи с чем Тонковидова А.В. не была обеспечена жилым помещением, нет. На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора и истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** года ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** года *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела видно, что Тонковидова Александра Владимировна, *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения с *** года, поскольку ее родители - Янова Л.В. и ФИО1 были лишены родительских прав в отношении своих детей на основании решения Благовещенского городского суда от *** года.

Как следует из свидетельства о перемене имени серии *** от *** года, Янова Елена Александровна, *** года рождения, сменила имя, отчество и фамилию на - Тонковидову Александру Владимировну.

Постановлением Администрации г. Благовещенска *** от *** года отделу по учету и распределению жилья поставить несовершеннолетнюю Янову Е.А. на учет для внеочередного предоставления жилья по окончанию над ней попечительства.

Согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании серии *** от *** года Тонковидова А.В. в *** году окончила муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу *** г. Благовещенска Амурской области.

Из имеющегося в материалах дела постановления мэра г. Благовещенска *** от *** года усматривается, что Тонковидова А.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе, по категории сирот с составом семьи й1 человек.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» *** от *** года (в редакции от *** года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Тонковидова А.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.

Обстоятельства отсутствия у Тонковидовой А.В. в собственности жилого помещения подтверждаются имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** года.

Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от *** года *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Тонковидовой А.В. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, постановлением которой она (Тонковидова А.В.) была принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по категории детей сирот.

Согласно приложению *** к Закону Амурской области *** от *** года, в бюджете Амурской области на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере *** рублей.

Как было указано представителем Администрации г. Благовещенска в отзыве на исковое заявление, субвенция в указанном размере была получена муниципальным образованием г. Благовещенска.

Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.

При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** года *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик вплоть до настоящего времени - надлежащим образом не исполнил.

С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, заявленное в интересах Тонковидовой А.В., о предоставлении ей жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и ее вины, как органа местного самоуправления, в том, что размер субвенций выделенных г. Благовещенску на приобретение жилья для указанных категорий граждан недостаточен для обеспечения всех состоящих на таком учете, не имеется, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности. По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, отнесенному к категории детей-сирот. При этом довод о недостаточности размера выделяемых средств на приобретение жилья указанной категории граждан судом не принимаются во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.

С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Тонковидовой А.В., следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Тонковидовой А.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Тонковидовой Александры Владимировны, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Тонковидовой Александре Владимировне жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов

2-8141/2010 ~ М-8541/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тонковидова Александра Владимировна
Ответчики
Админситрация г.Благовещенска
Другие
Прокуратура г.Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Благов Константин Степанович
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
20.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2010Передача материалов судье
31.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2010Судебное заседание
16.01.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее