Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2015 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Першиной М.А., при секретаре Куртямовой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-86/2015г. по иску Ершова С.Э. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрации муниципального образования Шурышкарский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по программе «Сотрудничество»,
У С Т А Н О В И Л:
Ершов С.Э. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) и администрации МО Шурышкарский район (далее Администрация) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по программе «Сотрудничество».
В заявлении истец указал, что с <данные изъяты> года он состоял в списках участников программы «Сотрудничество» для получения жилья в городе <данные изъяты> и населенных пунктах юга <адрес>. В <данные изъяты> года он обратился в Администрацию с составленным в произвольной форме заявлением о включении в список участников программы. В <данные изъяты> года Ершов направил в Администрацию очередное заявление с подтверждением желания на получение указанной выше социальной выплаты, узнав впоследствии, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом издан приказ <данные изъяты> в соответствии с которым истец был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в связи с тем, что не представил заявление в период заявочной кампании <данные изъяты> года. Считает данный приказ незаконным, нарушающим его жилищные права. Полагает, что Администрация была обязана уведомить Ершова не только о необходимости прохождения ежегодной перерегистрации, но и о предусмотренной действующим законодательством форме заявления. Аналогичная позиция изложена истцом в письменных возражениях (<данные изъяты>
В судебное заседание истец и представитель ответчика-Департамента не явились, извещены надлежащим образом (<данные изъяты>). Представителем Департамента заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (<данные изъяты>
Истец Ершов ходатайствовал об отложении судебного заседания на более поздний срок, мотивируя это наличием лишь вертолетного сообщения между <адрес> и <адрес> <данные изъяты> Суд полагает, что при указанных истцом обстоятельствах Ершов не был лишен возможности довести до сведения суда своюпозицию относительно заявленного иска любым доступным способом в письменном виде, а так же-вести дело через представителя. Кроме того, о дате и времени судебного заседания Ершов С.Э. уведомлен судом заблаговременно и не был лишен возможности своевременно прибыть в судебное заседание.
В силу ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
На основании изложенного выше, принимая во внимание мнение представителя ответчика-Администрации МО Шурышкарский район Казаковой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,суд находит возможным рассмотрение данного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика – Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа представлены письменные возражения на иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований. В возражениях на иск указано, что участие в программе «Сотрудничество» носит заявительный и добровольный характер. С ДД.ММ.ГГГГ в силу вступили изменения, обязывающие участников программы ежегодно самостоятельно проходить перерегистрацию, о чем Ершов был уведомлен надлежащим образом. В отсутствие факта перерегистрации истца в период заявочной кампании, у Департамента имелись все законные основания для исключения Ершова из списка участников Программы.
Казакова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, настаивая на том, что Ершов С.Э., путем направления соответствующего приложению № к Положению о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга <адрес> надлежащего, был лично уведомлен об обязанности проходить перерегистрацию.Казакова не оспаривала то, что в <данные изъяты> года от истца поступило заявление о включении его в список участников Программы. Данное заявление имело произвольную форму, т.е. не соответствовало приложению № к Постановлению Правительства ЯНАО № 437-П от 27.06.2011 года. Не смотря на отсутствие у Администрации обязанности по направлению гражданам образца заявления, указанного в приложении <данные изъяты>, в <данные изъяты> года Ершову было выслано уведомление о несоответствии его заявления требованиям указанного выше нормативного акта с приложением бланка установленного образца. До окончания заявочной кампании от Ершова С.Э. надлежащее заявление о перерегистрации не поступило, в связи с чем, приказом Департамента, истец был исключен из списка участников Программы.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путём получения жилья по договору социального найма, но и с помощью социальных выплат на его приобретение.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга <адрес>, в рамках областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Сотрудничество», утверждённой постановлением Администрации Тюменской области от 25 октября 2004 года № 136-пк, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга <адрес> (далее – Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе, выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга <адрес>, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на эти цели либо готовые жилые помещения за пределами автономного округа за счет бюджетных средств либо средств организаций: инвалиды I и II групп, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет, состоящие на учёте граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». При этом решение о возможности предоставления социальной выплаты таким гражданам принимается при достижении ими общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
В судебном заседании установлено, что Ершов С.Э. состоял в общем окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» для получения жилья в городе <данные изъяты> и населенных пунктах юга <адрес>.
Согласно выписке из перечня граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, утверждённого приказом Департамента № <данные изъяты>, истец включен в данный список под номером <данные изъяты>, решение о постановке на учёт от <данные изъяты> с аналогичной датой постановки на учет.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Ершов С.Э. был исключен из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», на основании подпункта «ж», пункта 2.10 Положения.
Основанием для исключения из окружного списка граждан послужило непредставление заявления, указанного в пункте 2.12 Положения, в период заявочной кампании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, то есть истец не прошел перерегистрацию.
Согласно пункту 2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям ответчик Департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список по состоянию на 1 января года, следующего за текущим. Окружной список формируется в порядке, установленном пунктом 2.7 Положения, при этом граждане, подавшие заявление в одно время, включаются в окружной список в зависимости от наибольшего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и утверждается приказом Департамента до <данные изъяты> следующего за текущим. Граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с <данные изъяты> представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № к Положению (пункт 2.12). Данный пункт введён в действие Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, утверждают их и направляют в Департамент. Выписки из окружного списка направляются Департаментом в органы местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан не позднее <данные изъяты> с момента утверждения списка. Органы местного самоуправления письменно уведомляют граждан о приёме на учёт, условиях и дате принятия и порядковом номере по форме согласно приложению № к Положению (пункт 2.8).
Департамент исключает граждан из окружного списка по основаниям, предусмотренным пунктом 2.10 Положения (в редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июля 2012 года № 560-П). Согласно подпункту «ж» указанного Постановления граждане подлежат исключению из окружного списка в случаях непредставления ими заявления, указанного в пункте 2.12. Положения. Решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа департамента и утверждается до <данные изъяты>, следующего за текущим.
Как следует из пояснений представителя Администрации МО Шурышкарский район, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась заявочная кампания по программе «Сотрудничество», в ходе которой участникам программы необходимо было подать заявление о включении их в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, о чем надлежащим образом была уведомлен Ершов С.Э. Истцом соответствующее заявление не подано, что послужило основанием для исключения его из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
Факт получения уведомления о необходимости перерегистрации следует из копии уведомления (<данные изъяты>), на котором имеется подпись Ершова и дата его (уведомления) получения, т.е. <данные изъяты>
Следовательно, суд находит с достоверностью установленным то, что Администрацией были приняты меры к исполнению прямо предусмотренной действующим Положением обязанности по своевременному письменному уведомлению Ершова, как участника программы «Сотрудничество» о заявочной кампании и об условиях её (программы) реализации.
Доводы истца сводятся к тому, что причиной отсутствия перерегистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ явилось бездействие Администрации по не уведомлению его (истца) о надлежащей форме заявления, с которым он должен был обратиться в период заявочной компании.
Указанные доводы суд находит несостоятельными, как не основанные на законе, а также-как полностью опровергнутые стороной ответчиков.
Как видно из формы уведомления <данные изъяты>), оно содержит в себе информацию для участника программы о включении в окружной список на соответствующий год, а также информацию о необходимости ежегодной перерегистрации (подачи заявления) в период с <данные изъяты>. Форма и содержание полученного истцом уведомления полностью соответствует форме и содержанию уведомления, предусмотренного <данные изъяты> приложения к Положению. Какие-либо дополнительные требования к содержанию уведомления Положение не содержит.
Кроме того, в Положении не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления (в рассматриваемом случае-Администрации) по направлению в адрес граждан каких-либо дополнительных уведомлений, содержащих образец заявления, указанного в приложении № к Положению. А поскольку участие в Программе является исключительно добровольным и носит заявительный характер, обязанность по предоставлению надлежащих и в срок документов, установленных условиями Программы, возлагается на граждан.
Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы представителя Администрации о том, что в отсутствие указанной выше обязанности, в адрес Ершова С.Э. было направлено письменное сообщение о несоответствии заявления истца <данные изъяты>) о включении его в список участников Программы от ДД.ММ.ГГГГ года, с приложением бланка заявления установленного образца. Указанное полностью подтверждается копией сообщения и почтовыми уведомлениями (<данные изъяты>
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что Администрация в предусмотренном Положением объеме выполнила перед истцом обязанность по уведомлению Ершова о необходимости перерегистрации, учитывая то, что в период заявочной кампании, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не подано соответствующее заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (п.2.8 Положения), суд приходит к выводу о том, что у Департамента имелись предусмотренные п.п.«ж» п.2.10 Положения, основания для исключения Ершова из окружного списка участников Программы.
Анализируя изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Ершовым исковых требований.
Настоящее решение не препятствует истцу, при соблюдении условий, указанных в Положении, реализовать свои жилищные права путем обращения с новым заявлением о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Ершову С.Э. в удовлетворении иска, заявленного к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрации МО Шурышкарский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по программе «Сотрудничество» -отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца.
Председательствующий М.А.Першина