Дело № 2-179/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой М.Н., при секретаре судебного заседания Жос С.С., с участием ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО6 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на квартиру,
У с т а н о в и л:
ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к ФИО6, указав, что 18.02.1993г. между Починковским РТП с одной стороны, а также ФИО5 и ФИО3 с другой стороны был заключен договор безвозмездной передачи в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании данного договора ФИО2 и ФИО3 была передана в совместную собственность вышеуказанная квартира. Договор удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Починковском сельском совете.
17.03.2016г. ФИО3 умерла. После её смерти открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО3 являются супруг ФИО5 и сын ФИО4, а также ответчик ФИО6, являющийся сыном умершей.
В установленный шестимесячный срок никто не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако ФИО5 и ФИО4 фактически приняли наследство, продолжая пользоваться вещами умершей. ФИО4 продолжал проживать в квартире.
Иным образом подтвердить обстоятельства фактического принятия наследства истцы не могут.
Истец ФИО4 указывает, что обратился к нотариусу, но оформить наследство в досудебном порядке не представилось возможным.
На основании изложенного просят установить факт принятия наследства ФИО4 и ФИО5 после смерти ФИО3, умершей 17.03.2016г., признать принявшими наследство после смерти ФИО3, умершей 17.03.2016г. Признать за ФИО4 право собственности на 1/6 долю в квартире общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Признать за ФИО5 право собственности на 4/6 доли в квартире общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Истцы ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик ФИО6 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, суду пояснил, что фактически наследство после смерти матери не принимал, на наследственное имущество не претендует.
Выслушав ответчика ФИО6, исследовав письменные доказательства и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.9 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке с 14.11.1974г. (л.д.19).
В период брака ФИО4 и ФИО3 на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 18.02.1993г. приобрели в совместную собственность квартиру, общей площадью 48,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.16).
В реестровой книге Починковского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» за ФИО5 и ФИО3 было зарегистрировано право совместной собственности на указанную квартиру (л.д.34).
В поземельной книге, в едином государственном реестре недвижимости право собственности на спорную квартиру зарегистрировано не было (л.д. 22, 35).
По данным технического паспорта ГП НО «Нижтехинвентаризация» общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 43,6 кв.м., жилая площадь 26,3 кв.м. В разделе 1 технического паспорта указано, что относительно договора, общая площадь уменьшилась на 4,4 кв.м. за счет исключения площади лоджии и уточнения площадей, произведенного в результате текущей инвентаризации (л.д. 23-28).
ФИО3 умерла 17.03.2016г. (л.д. 17).
Согласно ст. 3.1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001г., определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
Согласно ст. 254 ГК РФ, раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество (п.1).
При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными (п.2).
Таким образом, после смерти ФИО3 открылось наследство, которое состоит в том числе из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди по закону после её смерти являются супруг ФИО5 (л.д. 19), сын ФИО4 (л.д.18), сын ФИО6 (л.д. 48).
В установленный законом шестимесячный срок никто из наследников к нотариусу Починковского района Нижегородской области с заявлением о принятии наследства не обращался. По сообщению нотариуса Починковского района Нижегородской области ФИО7 от 21.03.2018г., наследственное дело № к имуществу умершей ФИО3 заведено по заявлению ФИО2 от 07.12.2016г. С заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились ФИО6 22.12.2016г. и ФИО4 23.12.2016г. Свидетельства о праве на наследство не выдавались (л.д.36).
Вместе с тем, истец ФИО4 фактически принял наследство после смерти жены.
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с выпиской из домовой книги, на момент смерти совместно с ФИО3 проживал и состоял на регистрационным учете муж ФИО5 (л.д. 49). Таким образом, ФИО5 фактически принял наследство после смерти ФИО3
В соответствии с п. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Учитывая, что ФИО5, как лицо, принявшее наследство после смерти ФИО3, признал факт принятия ФИО4 наследства, суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, ч. 2 ст. 1155 ГК РФ (по аналогии) полагает установленным факт принятия ФИО4 наследства после смерти ФИО3
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, истцы, приняв наследство после смерти ФИО3 в установленном законом порядке, со дня открытия наследства стали собственниками долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного требования истцов об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд не рассматривает требование ФИО1, ФИО2 о признании их принявшими наследство после смерти ФИО3, поскольку указанное требование является излишне заявленным, с учетом того, что судом установлен факт принятия ФИО4 и ФИО5 наследства после смерти ФИО3
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Установить факт принятия наследства ФИО4 и ФИО5 после смерти ФИО3, умершей 17.03.2016г.
Признать за ФИО4 право собственности на 1/6 долю в квартире общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО5 право собственности на 4/6 доли в квартире общей площадью 43,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 23 апреля 2018 года.
Судья (подпись) М.Н. Баринова
Решение в законную силу не вступило.
Копия верна.
Судья М.Н. Баринова
Секретарь суда ФИО9