Дело № 2-424/2020
УИД 26RS0029-01-2019-009140-28
Решение
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.,
при секретаре судебного заседания Кобельковой Л.И.,
с участием:
истца Дмитриева А.С.,
представителя ответчика администрации г. Пятигорска и третьего лица МУ «УИО администрации г. Пятигорска» Рыбиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева А. С. к Администрации г. Пятигорска о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
установил:
Дмитриев А.С. обратился в суд с иском к администрации города Пятигорска о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указал, что он, на основании договора дарения долей в праве общей долевой собственности на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Собственницей 2/3 долей в праве общей долевой собственности является Дмитриева В. Н..
Жилой дом расположен на земельном участке, категория земель - земли населенных пунктов, под жилую застройку, кадастровый № площадь земельного участка 464 кв.м.
Право собственности на земельный участок площадью 464 кв.м, зарегистрировано за Дмитриевой В. Н., 2/3 доли в праве, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В настоящее время истец намерен реализовать свое право по оформлению земельного участка, для чего им было подано соответствующее заявление в администрацию г. Пятигорска.
Однако, постановлением Администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в предоставлении на праве собственности земельного участка в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление на праве собственности не допускается.
В обоснование требований сослался на ст. 59 ЗК РФ, ст. 35 (ч.4) Конституции РФ Так же указал что в соответствии с ранее сформулированными в постановлениях Конституционного суда РФ позициям, понятием «имущество» охватываются не только право собственности, но и вещные права, следовательно, ст. 35 Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав как право пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования. Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам ( в частности в суд общей юрисдикции). Указал что в соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действиями граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. На основании вышеизложенного просит суд признать за Дмитриевым А. С. право собственности на 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилую застройку по адресу <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности за Дмитриевым А. С. на 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилую застройку по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО9 доводы изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Так же указал что не обращался с заявлением в администрацию города Пятигорска о разделе земельного участка, каких-либо документов о предоставлении его правопредшественникам земельного участка на праве собственности либо праве пожизненно наследуемом владении не имеет.
Представитель ответчика администрации г. Пятигорска и третьего лица МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», действующая на основании доверенностей, ФИО10 в судебном заседании пояснила, что истцом не представлено доказательств о том, что истцу выделялся земельный участок. Дополнительно пояснила, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью и является ограниченным в обороте. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований истца Дмитриева А.С. в полном объеме.
Третье лицо Дмитриева В.Н., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также указала, что относительно удовлетворения заявленных исковых требований Дмитриева А.С. к Администрации г. Пятигорска о признании права собственности на земельный участок не возражает.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, которые не возражали против рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом полноты собранных по делу доказательств.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, инвентарного дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленного требования суд приходит к следующему.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.
Как следует из представленных доказательств, Решением Пятигорского городского народного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ был определен порядок пользования земельным участком домовладения № по <адрес>. Указанным решением суда постановлено: В пользование ФИО2 определить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. включая площадь под застройками в границах: южная 5,5 м., северная – 6,0 м., восточная 36,55 м., западная – 5,05 + 31,3 м. В пользование ФИО3 определить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., включая площадь под застройками в границах: южная -7,52 м., северная – 6,7 м., западная – 31,2 м, восточная 5,05+31,3 м.
Согласно договора дарения строений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 через своего представителя ФИО11 подарила, а ФИО12 через своего полномочного представителя ФИО13 приняла в дар 1/3 доли домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.
Из договора дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО12 от имени которой действует ФИО13 подарила ФИО14, принадлежащую ей по праву собственности 1/3 долю домовладения, находящуюся по адресу: <адрес>, расположенную на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева В.Н. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО14, ее дочь ФИО15 унаследовала 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 передала в общую долевую стоимость (продала) ФИО16, принадлежащую ей 1/3 долю в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании договора дарения долей в праве общей долевой собственности на жилые дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 подарил – передал безвозмездно в собственность Дмитриева А.С., принадлежащую дарителю по праву общей долевой собственности 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, расположенную на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель:земли населённых пунктов, виды разрешённого использования :под жилую застройку, который в собственность или в аренду дарителю не предоставлялся.
Таким образом, сведений о том, что земельный участок был представлен истцу Дмитриеву А.С. либо его правопредшественниками на праве собственности или праве пожизненного владения материалы дела не содержат. Отсутствует также в материалах дела постановление об утверждении границ и площади земельного участка. При этом совладельцу Дмитриевой В.Н. предоставлялся земельный участок площадью 250 кв.м. на праве пожизненного наследуемого владения ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того в судебном заседании истец Дмитриев А.С. на вопрос суда пояснил, что за разделом земельного участка он в администрацию г. Пятигорска не обращался, таким образом сведений о том, что участок является неделимым у суда не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляю также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно ст. 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствий с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 26-ФЗ, выделяется до трех зон.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на передачу в частную собственность.
В соответствии с п. 5 ст. 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений, не допускалась государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 названной статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно постановлению администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в предоставлении на праве собственности земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление на праве собственности не допускается.
В части запроса о предоставлении земельного участка в собственность считают необходимым сообщить, что с 02.08.2011г. по основаниям и во исполнение представления прокурора г. Пятигорска администрация города не принимает решений о предоставлении земельных участков в собственность в связи с ограничением в обороте земель особо охраняемых природных территорий.
По выводам, сделанным в данном представлении, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земли, расположенные на территории города Пятигорска отнесены к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в муниципальной или государственной собственности ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность не предоставляются, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таких случаев при рассмотрении указанного гражданского дела не установлено.
Основания и порядок возникновения, приобретения, сохранения прав па земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются нормами земельного законодательства. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 11 ЗК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14, принятым во исполнение Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР oт 09 июля 1985 года № 300.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в действующее законодательство РФ внесены изменения в части исключения территорий курортов федерального значения из числа особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 406-ФЗ, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу этого закона.
Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 года № 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.
Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1992 года № 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Согласно приложению к Постановлению г. Пятигорск входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 года № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
Курорты Кавказских Минеральных Вод не утратили статус курортов и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат особой охране на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Помимо изложенного, земельный участок, за регистрацией права собственности на который истец обратился к ответчику, не мог быть объектом земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ, так как его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Вместе с тем, спорный земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность и в связи с тем, что ограничен в обороте, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно ст. 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствий с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 26-ФЗ, выделяется до трех зон.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на передачу в частную собственность.
Так как указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Сведений о том что данный земельный участок является неделимым истцом в судебное заседание не предоставлено.
Так же истцом заявлены требования о возложении обязанностей по регистрации права собственности за ним на третье лицо Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и Картографии по СК, соответственно данное требование так же не подлежит удовлетворению на основании изложенного, с учётом в том числе того, что законом не предусмотрено возложение обязанностей на 3-их лиц.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом, иск Дмитриева А. С. к Администрации г. Пятигорска о признании права собственности на 1/3 долю земельного участка удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Дмитриева А. С. к Администрации г. Пятигорска о признании права собственности на 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку, расположенного по адресу <адрес> и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности за Дмитриевым А. С. на 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилую застройку по адресу <адрес>. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Степаненко.