50RS0№-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
19 ноября 2021 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Христининой И. А. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным решения от <дата> № об отказе предоставления государственной услуги «выдача удостоверения многодетной семьи», об отказе в установлении в отношении семьи административного истца статуса многодетной; об обязании установить в отношении семьи истца статус многодетной.
В обоснование требований истец указала, что она является матерью троих несовершеннолетних детей Купцова К. Е., <дата> года рождения, Христинина А. Г., <дата> года рождения, Христинина А. Г., <дата> года рождения, которые проживают совместно с ней, более 7 лет, по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит супругу истца на праве собственности. Дети посещаю детский сад и школу в <адрес>, все члены семьи прикреплены к поликлинике. Истец обратилась в Пушкинское управлением социальной защиты населения за выдачей удостоверения многодетной семьи, представив все необходимые документы, но ей решением было отказано, так как истец зарегистрирована в <адрес> Республики Карелия. Указанное решение нарушает права истца, так как её семья имеет право на меры социальной поддержки.
При рассмотрении дела судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> - на Министерства социального развития <адрес>.
В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в иске, поддержала, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Петрук П.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Христинин Г.В. иск полагал подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ (ред. от <дата>)"О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Законом МО N 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).
В силу статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в <адрес>, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета <адрес> (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются <адрес>.
Частью 4 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании сведений о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца), размещенных в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения, или на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, а также ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ постановлением Правительства МО от <дата> N 1029/45 (ред. от <дата>) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка "Удостоверение многодетной семьи», который устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.
В соответствии с названным Постановлением удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью. За получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства.
Материалами дела установлено:
Христинин Г.В. и Христинина И.А. (добрачная фамилия Булич) заключили брак <дата> (л.д.8).
Христинина И.А. является матерью Купцова К. Е., <дата> года рождения, Христинина А. Г., <дата> года рождения, Христинина А. Г., <дата> года рождения (л.д.16-18).
Истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.
Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги – удостоверение многодетной семьи, поскольку у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес> отсутствует. Как следует из пояснений ответчика отказ связан с отсутствием места жительства истца Христининой И.А. и её ребенка Купцова К.Е. в <адрес>, иных оснований для отказа решение не содержит (л.д.20).
Согласно выписки из домовой книги Христинин Г.В. и дети Христинин А.Г., Христинин А.Г., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, д, 50, <адрес> (л.д.32), истец Христинина И.А. и ребенок Купцов К.Е. имеет временную регистрацию по указанному адресу с <дата> (л.д.13,15), по месту жительства зарегистрированы в <адрес> Республики Карелия (л.д.31).
Купцов К.Е., <дата> года рождения является учеником 7 класса МБОУ СОШ № <адрес> городского округа (л.д.12).
Как следует из справки поликлиники № ГБУЗ МО «Московская областная больница им. проф. Розанова», Христинина И.А., <дата> года рождения прикреплена к данному медицинскому учреждению с <дата> (л.д.52).
Как следует из справки ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» истец Христинина И.А. в базе льготополучателей не значится и за мерами социальной поддержки не обращалась (л.д.30).
Судом по ходатайству истца в судебном заседании допрошены свидетели Демидова Е.Н. и Грибкова Р.В., которые пояснили, что истец проживает 8-10 лет с супругом и тремя детьми по адресу: <адрес>.
В силу ст. 2 Закона РФ от <дата> N 5242-1 (ред. от <дата>) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что семья истца по месту жительства истца статус многодетной семьи не присваивался, удостоверение не выдавалось, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания истца и детей в <адрес> – Христинина И.А. прикреплена к поликлинике № ГБУЗ МО «Московская областная больница им. проф. Розанова», ребенок Купцов К.Е., <дата> года рождения, обучается в 7 классе МБОУ СОШ № <адрес> городского округа, Христинина И.А. и Купцов К.Е. имеют временную регистрацию по месту жительства Христинина Г.В. - <адрес>, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи удостоверения многодетной семьи в <адрес>, в связи с чем на Министерство социального развития <адрес> должна быть возложена обязанность выдать истцу удостоверение многодетной семьи.
В части требований об оспаривании решения ответчика суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от <дата> N 5242-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 713 и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что по общему правилу местом жительства лица признается место его регистрации по месту жительства, если иное не установлено судом.
В системе действующего правового регулирования Министерство социального развития <адрес>, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделено полномочиями по осуществлению судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (часть 1 и часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации),
Установление фактического места жительства лица, которое не совпадает с местом его регистрации по месту жительства, является прерогативой суда, осуществляется на предусмотренных процессуальным законодательством принципах судопроизводства, включая принципы состязательности, доказывания и оценки доказательств судом.
Иное применение действующего законодательства, подразумевающее возложение на Министерство социального развития <адрес> обязанности устанавливать фактическое место жительства в <адрес> на основании доказательств, конкретный перечень которых не установлен нормативными правовыми актами, влечет возложение на Министерство не свойственных ему, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, функций по оценке доказательств вне рамок процессуальных принципов судопроизводства, что, в свою очередь, ведет к правовой неопределенности, как в сфере реализации гражданами права на получение мер социальной поддержки, так и в сфере расходования бюджетных средств.
Таким образом, требование Министерства социального развития <адрес> о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства в качестве предусмотренного законом подтверждения места жительства в <адрес> соответствует приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от <дата> N 5242- 1, Постановления Правительство Российской Федерации от <дата> N 713, <адрес> от <дата> ода N 36/2006-ОЗ, постановления <адрес> от <дата> N 1082/46 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Министерства социального развития <адрес> от <дата> об отказе в установлении статуса многодетной семьи, поскольку ответчик действовал в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями действующего законодательства.
Кроме того, в целях надлежащего исполнения судебного акта необходимо указать состав семьи истца, на который выдается удостоверение многодетной семьи: «отец – Христинин Г. В., мать – Христинина И. А., дети - Купцов К. Е., <дата> года рождения, Христинин А. Г., <дата> года рождения, Христинин А. Г., <дата> года рождения».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Христининой И. А. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать Христининой И. А. удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении требований о признании незаконным решение Министерство социального развития <адрес> от <дата> № об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – <дата>.
Судья И.А. Голубятникова