Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2406/2015 ~ М-1155/2015 от 24.02.2015

Дело № 2-2406/2015

Решение

Именем Российской Федерации

31 марта 2015 года                         гор. Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Тверитиной Г.В.,

при секретаре судебного заседания Свидиной Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева ФИО10, Королевой ФИО11, Королева ФИО12, Королев ФИО13 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Королев В.Ф., Королева Л.С., Королев И.В., Королев А.В. обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, признании права общей долевой собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что проживают в указанном жилом помещении с апреля 2007 года. Указанное жилое помещение было предоставлено Королеву В.Ф. и членам его семьи, как военнослужащему. В связи с получением указанной квартиры истцы были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения. В 2007 году Королев В.Ф. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста нахождения на военной службе, с выслугой лет – 21 год. Решение об отнесении занимаемого жилого помещения к категории служебных уполномоченным органом не принималось. Первый контракт с Министерством обороны РФ был заключен Королевым В.Ф. до 1 января 1998 года. Королев В.Ф.является инвалидом второй группы, заболевание получено в период прохождения военной службы. Иного жилого помещения для проживания не имеют.

Считают, что занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем имеют право на приватизацию квартиры.

В октябре 2014 года истцы обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения. Обращение получено ответчиком 24 октября 2014 года. Однако до настоящего времени

положительного решения по указанному обращению не принято. Ранее в приватизации другого жилого помещения не участвовали.

С учетом изложенного просят суд признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, и признать право общей долевой собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации по 1\4 долей за каждым.

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Королев В.Ф. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседание представитель истцов Антонова Т.М., действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила иск удовлетворить, пояснила, что правом на бесплатную приватизацию истцы ранее не воспользовались, перепланировок в квартире не имеется.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями.

В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и согласно разъяснениям, данным в п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 14.02.2000 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим, прослужившим 10 лет и более и увольняемым по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, право на получение жилого помещения для постоянного проживания.

В соответствии с п. 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В судебном заседании установлено, что 7 апреля 2007 года с Королевым В.Ф. в период прохождения им военной службы заключен договор краткосрочного найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В связи с предоставлением указанного жилого помещения Королев В.Ф. и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения.

Приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами от 21 декабря 2007 года Королев В.Ф. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность военной службы Королева В.Ф. в Вооруженных силах РФ составляет 21 год. Первый контракт о прохождении военной службы заключен им до 1 января 1998 года.

После увольнения с военной службы в отношении занимаемой квартиры с Королевым В.Ф. был заключен договор найма служебного жилого помещения № от 18 января 2008 года.

С 2007 года по настоящее время истцы постоянно проживают на указанной жилплощади, с регистрацией по указанному адресу.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 декабря 1999 года №229-О «суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой.

Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением. Согласно п.2, п.3 Положения: «Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения. Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации».

Анализ законодательных норм позволяет сделать вывод о том, что решение о включении жилого помещения в число служебных может быть принято только после приема дома, в котором оно находится, в эксплуатацию и государственной регистрации права собственности на него. До этого момента дом признается объектом незавершенного строительства и не является объектом жилищных прав.

Согласно п.1 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ документом, удостоверяющим выполнение строительства ОКС в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство … является разрешение (акт) на ввод объекта в эксплуатацию.

10 января 2007 г. начальник Монинской КЭЧ района издал приказ о включении в специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Монинской КЭЧ района.

Однако, согласно Акту ввода в эксплуатацию законченного строительством 120-квартирного жилого дома (шифр объекта 4521/235) в гарнизоне Монино по <адрес>, жилой дом был введен в эксплуатацию только 27 июня 2007 года.

Таким образом, на момент издания приказа начальника Монинской КЭЧ жилое помещение, как объект жилищных прав, не существовало, являлось объектом капитального строительства, следовательно, не могло быть отнесено к специализированному жилому фонду.

В соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно Акту о приеме-передаче здания (сооружения) 120 квартирного 10-ти этажного 3-х секционного дома Монинская КЭЧ район приняла дом 18 июля 2007 года.

Как следует из Договора краткосрочного найма от 7 апреля 2007 года заключенного между истцами и начальником Монинской КЭЧ района, последний действовал на основании доверенности от владельца имущества от 05.04.2007г. командира войсковой части полковника ФИО14.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним до настоящего времени сведений о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение в ЕГРП не имеется.

Указанное подтверждает, что спорное жилое помещение на момент издания приказа не находилось в оперативном управлении Монинской КЭЧ района.

Также не был соблюден установленный в Министерстве обороны РФ порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года №42 Указаниями начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. N 155/4/694 был утвержден Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд.

Согласно Порядку решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилому фонду, согласованное начальником строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования, имел право принимать начальник Управления реализации жилищных программ Министерства обороны РФ. Монинская КЭЧ района могла выступать лишь в роли заявителя, и ее начальник не был наделен правом относить спорное жилое помещение к числу служебных.

Кроме того, в силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы и др. Следовательно, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы (ч.3 ст.104 ЖК РФ). Однако договор найма служебного жилого помещения от 18 января 2008 г. № был заключен с Королевым В.Ф. уже после его увольнения с военной службы.

Согласно архивной справке от 27.03.2015 г., выданной Архивным управлением администрации Щелковского муниципального района, сведений о придании статуса служебного спорному жилому помещению не обнаружено.

Все изложенное свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было отнесено к числу служебных жилых помещений в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, к пользованию им должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма.

Следовательно, требования истцов о признании за ними права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма заявлены обоснованно.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность.

По условиям ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Как ранее установлено судом, спорное жилое помещение по адресу: <адрес> используется истцами на условиях договора социального найма, в связи с чем, относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации.

Судом также установлено, что истцы ранее право на приобретение в собственность иного жилого помещения в порядке приватизации не использовали. Правами третьих лиц спорное жилое помещение не обременено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, так как истцы имеют право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации по 1\4 долей за каждым.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Суд

Р Е Ш И Л:

Иск Королева ФИО10, Королевой ФИО11, Королева ФИО12, Королева ФИО13 - удовлетворить.

Признать за Королевым ФИО10, Королевой ФИО11, Королевым ФИО12, Королевым ФИО13 право пользования квартирой <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.

Признать за Королевым ФИО10, Королевой ФИО11, Королевым ФИО12, Королевым ФИО13 в порядке бесплатной приватизации право общей долевой собственности по 1/4 доле за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                 Тверитина Г.В.

2-2406/2015 ~ М-1155/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Королев Владимир Федорович
Королев Антон Владимирович
Королева Людмила Сергеевна
Королев иван Владимирович
Ответчики
Министерство обороны РФ
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Тверитина Г.В.
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
24.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2015Передача материалов судье
27.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2015Подготовка дела (собеседование)
13.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2015Предварительное судебное заседание
31.03.2015Судебное заседание
07.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее