Дело № 2 – 674 / 2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 31 июля 2017 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Аркадьевой Е.П.,
с участием представителя истца Лысенко О.В.
при секретаре Степановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаровой Виктории Викторовны к администрации Шкотовского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Жарова В.В. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец Л.В.И.. Она фактически приняла наследство, состоящее из домовладения, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем имеется решение Партизанского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Она обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство, на что нотариус пояснил, что необходимы правоустанавливающие документы на жилой дом. Однако документы, подтверждающие право на жилой дом, утрачены за давностью времени. Восстановить документы не представляется возможным, так как неизвестна дата и год их выдачи. Наследодателю был предоставлен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю. В похозяйственной книге имеется запись о владельце Л.В.И.. Наследодатель пользовался домом задолго до её рождения. В своем завещании от 1997 г. отец также указывал на домовладение по <адрес>. Просит включить жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти Л.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право собственности на указанный жилой дом.
В судебном заседании представитель истца Лысенко О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика – администрации Шкотовского муниципального района в зал судебного заседания не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Л.В.И. является отцом Жаровой Виктории Викторовны, что подтверждается свидетельством о рождении Лялиной В.В., свидетельством о регистрации брака Лялиной В.В., после чего Лялиной В.В. присвоена фамилия «Жарова».
Согласно выпискам из похозяйственной книги, предоставленным администрацией Новонежинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, владельцем дома по адресу: <адрес> похозяйственной книге № за 1976 – 1978 года и в похозяйственной книге № за 2012 – 2016 года указан Л.В.И..
Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной и.о. главы администрации Новонежинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Л.В.И. принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Сведений о собственнике жилого дома, общей площадью 35,9 кв.м., с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не содержит.
Как следует из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., построен в 1976 году, правоустанавливающие документы не предъявлены.
В администрации Шкотовского муниципального района отсутствуют сведения и документы, на основании которых Л.В.И. был предоставлен указанный земельный участок, а также информация о выдаче разрешения на строительство дома по адресу: <адрес>, что следует из ответа администрации Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ
В КГКУ «Управление землями и имуществом на территории <адрес>» также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, что следует из ответа указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Л.В.И. завещал все свое имущество, в том числе домовладение, расположенное в <адрес>, своей дочери Лялиной (после заключения брака Жаровой) Виктории Викторовне. Завещание удостоверено специалистом администрации Анисимовского сельсовета <адрес>.
Л.В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Решением Партизанского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт принятия Жаровой В.В. наследства, состоящего из домовладения, находящегося по <адрес>, открывшегося после смерти Л.В.И..
В соответствии с сообщением нотариуса Шкотовского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти Л.В.И. открыто наследственное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением на принятие наследства обратилась дочь Жарова Виктория Викторовна.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием согласно ст. 218 ГК РФ.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю недвижимое и иное имущество, включая имущественные права.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ч. 2 ст. 223 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Как было указано выше, спорный жилой дом был построен в 1976 г., Л.В.И. по состоянию на 1976 г. был указан в похозяйственной книге в качестве владельца жилого дома.
Согласно Закону РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР 21 февраля 1968 г. № 83 установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25 мая 1960 г., Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13 апреля 1979 г. № 112/5, а также утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. № 69, данные книги похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требование о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая изложенное, требования истца о включении жилого дома по указанному адресу в наследственную массу после смерти Л.В.И. и признании за истцом права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования по завещанию подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жаровой Виктории Викторовны к администрации Шкотовского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования – удовлетворить.
Включить жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти Л.В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Жаровой Викторией Викторовной право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 06 августа 2017 г., путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.
Решение изготовлено с применением компьютера.
Судья Е.П. Аркадьева