Дело № 2а-1252/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22.01.2018 г. г. Пермь
Судья Свердловского районного суда г. Перми Лучникова С.С.,
при секретаре судебного заседания Безматерных А. А.,
с участием представителя административного истца Дороговой Е. В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика - Югова Е.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Караман О. Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Администрации <адрес> к Отделу судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП России по <адрес> Деменеву Д. И. о признании постановления незаконным, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП России по <адрес> Деменеву Д. И. о признании постановления незаконным, возложении обязанностей по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем ОСП по Свердловскому району <адрес> УФССП России по <адрес> Деменевым Д.И. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № в отношении администрации <адрес> о взыскании исполнительского сбора в размере -СУММА-. Данным постановлением Администрация <адрес> признана виновной по причине неисполнения исполнительного документа. Считают указанное постановление незаконным и необоснованным, поскольку администрацией <адрес> принимаются все меры к исполнению решения суда. Администрация <адрес> является органом местного самоуправления. Капитальный ремонт многоквартирного дома является длительным процессом, требующим значительного количества времени и материальных затрат. Процедура заключения муниципальных контрактов с подрядными организациями является длительной. Департамент жилищно - коммунального хозяйства Администрации <адрес> является исполнителем решений судов в части исполнения обязанностей по капитальному ремонту многоквартирных домов. -ОРГАНИЗАЦИЯ- является ответственным лицом по разработке технического задания на проектирование. Возникает объемная работа по направлению официальных писем, требуется время для подготовки ответов на запросы. Для исполнения решения суда необходимо соответствующее решение по выделению денежных средств из средств бюджета <адрес>. С целью исполнению решения департаментом жилищно - коммунального хозяйства администрации <адрес> подготовлен пакет документов и организована работа. В силу специфических характеристик обязательства, исполнить решение суда в короткие сроки не представляется возможным. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, и, как следствие, в соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" служат основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Просит признать незаконным постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены производства по делу.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 - Караман О.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске не поддержала.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), и может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст.219 КАС РФ).
Как следует из части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) …должностного лица, …если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности...
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> по гражданскому делу № вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию <адрес> возложена обязанность по финансированию и проведению капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП по Свердловскому району <адрес> УФССП России по <адрес> Деменевым Д.И. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного в соответствии с решением Ленинского районного суда <адрес> №.
Данным постановлением администрации <адрес> был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Кроме того, данным постановлением должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере -СУММА-
Факт получения вышеуказанного постановления стороной административного истца не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Свердловскому району <адрес> УФССП по <адрес> Деменевым Д.И. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации <адрес> в размере -СУММА-.
В соответствии с п. 2.1, п. 2.4.1, п. 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Письмом ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 (утв. ФССП России 07.06.2014) исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе, в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Согласно почтовому уведомлению о вручении, Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ получено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из пояснений представителя административного истца, требования исполнительного документа не исполнены в срок, предоставленный для добровольного исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа возлагается на должника.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа в ходе судебного заседания не установлено. Доводы представителя истца о выполнении определенных действий с целью исполнения исполнительного документа, а именно, длительность процедуры заключения контрактов с подрядными организациями и исполнения муниципального контракта, подготовка документов и организация работы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О государственных и муниципальных нужд», такими обстоятельствами признаны быть не могут.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, с учетом отсутствия доказательств тяжелого материального положения, а также степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району <адрес> Деменева Д. И. о взыскании с Администрации <адрес> исполнительского сбора в размере -СУММА-., освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа не были исполнены в установленный для добровольного исполнения срок, в то время как факт получения административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором был указан данный срок, в ходе судебного заседания установлен.
При этом, административным истцом каких-либо доказательств, подтверждающих его доводы, не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Администрацией <адрес> требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Свердловскому району <адрес> Деменева Д. И. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены производства по делу, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации <адрес> к Отделу судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Свердловскому району <адрес> УФССП России по <адрес> Деменеву Д. И. о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены производства по делу, отказать в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С. С. Лучникова
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2018