5-2499/2021
61RS0007-01-2021-007904-82
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Ростов-на-Дону 26 ноября 2021 года.
Судья Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону Колебанов И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Архипова С. В., 12 декабря 1974 года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего водителем ООО «ОППП «Роставтотранс»,
У С Т А Н О В И Л:
заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ростовской области ФИО1 8 октября 2021 года при проведении осмотра на основании письма УМВД России по г.Ростову-на-Дону № № от 6 октября 2021 года в отношении Архипова С.В. составлен протокол об административном правонарушении № по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, который направлен для рассмотрения в Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону.
В судебном заседании Архипов С.В., не оспаривая изложенных в протоколе об административном правонарушении, вину по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ не признал, полагал, что в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Кроме этого, просил учесть, что у него на иждивении находится сестра, страдающая онкологическим заболеванием, он находится в трудном материальном положении, в связи с чем просил назначить наказание в виде предупреждения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлял, в связи с чем суд полает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, в целях соблюдения сроков рассмотрения дела.
Суд, исследовав представленные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (в редакции от 11 июня 2021 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Согласно «Рекомендациям по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19» (МР 3.1/3.5.0172/1-20), направленным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от 7 апреля 2020 года № 02/6339-2020-32 «О направлении памятки по применению многоразовой защитной одежды при COVID-19» работникам транспорта рекомендовано использование средств индивидуальной защиты – маски, респираторы, перчатки.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Архипов С.В., 8 октября 2021 года в 11 часов 20 минут, являясь водителем такси, находясь на рабочем месте по адресу: <адрес> осуществлял перевозку пассажиров при отсутствии маски, защищающей органы дыхания, и перчаток, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В качестве доказательств совершения Архиповым С.В. административного правонарушения в материалы дела административным органом представлены: протокол об административном правонарушении № от 8 октября 2021, распоряжение о проведении проверки, фотоматериалы.
Данные доказательства отвечают требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, получены с соблюдением закона, в связи с чем оснований сомневаться в их достоверности и объективности не имеется.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в нарушении (в том числе и связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) санитарно-противоэпидемического режима, а также в невыполнении в установленный срок выданного в периоды, указанные в ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицами, уклоняющимися от лечения опасного инфекционного заболевания,
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается как в невыполнении требований Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из анализа приведенных выше норм привлечению к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Между тем материалы дела не содержат сведений о том, что Архипов С.В. на момент выявления правонарушения имел инфекционное заболевание, либо в отношении него имелось подозрение на такое заболевание, либо он контактировал с больными инфекционными заболеваниями лицами, либо относился к лицам, являющимся носителями возбудителей инфекционных болезней. Также в материалах дела не имеется данных, подтверждающих выдачу Архипову С.В. уполномоченным лицом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предписания об изоляции.
С учетом этого, управление 8 октября 2021 года водителем Архиповым С.В. транспортным средством без средств индивидуальной защиты (маска, перчатки), а также перевозка им пассажиров без средств индивидуальной защиты (маска, перчатки) в период действия ограничительных мероприятий не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем действия Архипова С.В. свидетельствуют о невыполнении им правил поведения при введении ограничительных мероприятий, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ (вопрос 21).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В силу ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.6.3 и ст.20.6.1 данного кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина Архипова С.В. в невыполнении введенных на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, правил объективно установлена и доказана в ходе производства по делу, в связи с чем его действия должны быть квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, то есть невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При определении административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер административного правонарушения, личность правонарушителя, который не оспаривал установленных судом обстоятельств, раскаялся в содеянном, имеет на иждивении сестру, страдающую заболеванием, а также его трудное материальное положение, что признается смягчающими административную ответственность обстоятельствами и является основанием для назначения ему наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Архипова С. В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья