ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2018 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиреневой Н.А.,
при секретаре Ионовой А.А.,
с участием
представителя истца министерства экономического развития Тульской области по доверенности Трухтанова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-1174/18 по исковому заявлению министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Никифоровой Светлане Валерьевне о возложении обязанности по освобождению земельного участка,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Никифоровой С.В. о возложении обязанности по освобождению земельного участка. В обоснование заявленных требований указало, что дата на земельном участке с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, г. Тула, * (далее - Участок) на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области П. от дата было проведено мероприятие по контролю в отношении Никифоровой Светланы Валерьевны, дата рождения: дата, место рождения: <...>, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации: серия *, выдан дата <...>, код подразделения * (далее - Никифорова СВ.).
В ходе проведения мероприятия по контролю установлено: земельный участок с кадастровым номером *53, площадью 695 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками, принадлежит на праве собственности Никифоровой СВ., границы данного земельного участка учтены в местной системе координат МСК-71.1, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (выписка от дата
С западной и северо-западной стороны Участок на местности фактически граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена; с северной стороны - с земельным участком с кадастровым номером *,расположенным по адресу: <адрес>;с восточной стороны - с земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: <адрес>, а также с земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: <адрес>; с южной стороны - с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
С западной и северо-западной стороны Участка установлено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета на металлических столбах (фото № 1,2 в фототаблице).
Доступ на земельный участок осуществляется со стороны ул. <адрес> через металлическую дверь и металлические ворота (фото № 1,2 в фототаблице).
На Участке за ограждением расположен жилой дом с кадастровым номером *, принадлежащий на праве собственности Никифоровой СВ. (сведения из Единого государственного реестра недвижимости от дата
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного Участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные-работы по обработке геодезических измерений.
В результате проведенных измерений установлено, что земельный участок площадью 203 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположен за границами указанного земельного участка на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Фактически на местности обследуемый земельный участок и участок площадью 203 кв.м. находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив. Доступ на Участок осуществляется через земельный участок площадью 203 кв.м.
По состоянию на текущий момент сведения о предоставлении земельного участка площадью 203 кв.м. какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок площадью 203 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади, на котором размещено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл<адрес>, используется Никифоровой СВ. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем, в действиях названного лица усматриваются признаки нарушений требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду гражданке Никифоровой С.В. спорного земельного участка.
Таким образом, Никифорова С.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).
Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
Просит обязать Никифорову С.В. за свой счет в 7 - дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок (землю), площадью S = 203 кв.м., координаты поворотных точек земельного участка:
№ точки | Х,м | Y, м | Длина линии, м |
1 | * | * | |
<...> | |||
2 | * | * | |
<...> | |||
3 | * | * | |
<...> | |||
4 | * | * | |
<...> | |||
5 | * | * | |
<...> | |||
1 | * | * | |
Система координат МСК -71.1 |
прилегающий с западной стороны к земельному участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> путем сноса ограждения из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами.
Представитель истца министерства экономического развития Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просил их удовлетворить, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ответчик Никифорова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена в установленном законом порядке, сведения о причине неявки суду не представила, не просила дело слушанием отложить в связи с невозможностью явки по уважительной причине, о рассмотрении дела в ее отсутствие ходатайств не заявляла, письменный отзыв или возражения на иск, а также доказательства в их обоснование суду не представила.
Основываясь на нормы п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело с согласия представителя истца, рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства по представленным доказательствам.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты "г", "к" части 1).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 года N 219-О-О). В силу положения п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п.2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно п.1 ч.1, п.2 ст.5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Самовольно занятый и используемый ответчиком земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 года № 120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области.
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст. 1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования судом установлено, что на основании распоряжения министра министерства экономического развития Тульской области Л. от дата № *, было проведено мероприятие по контролю в отношении Е. дата года рождения с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования город Тула.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту № * что земельный участок с кадастровым номером *, площадью 695 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными постройками, принадлежит на праве собственности Никифоровой С.В., границы данного земельного участка учтены в местной системе координат МСК-71.1, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (выписка от дата
С западной и северо-западной стороны Участок на местности фактически граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена; с северной стороны - с земельным участком с кадастровым номером *,расположенным по адресу: <адрес>;с восточной стороны - с земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: <адрес> а также с земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: <адрес>; с южной стороны - с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
С западной и северо-западной стороны Участка установлено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета на металлических столбах (фото № 1,2 в фототаблице).
Доступ на земельный участок осуществляется со стороны ул. <адрес> через металлическую дверь и металлические ворота (фото № 1,2 в фототаблице).
На Участке за ограждением расположен жилой дом с кадастровым номером * принадлежащий на праве собственности Никифоровой СВ. (сведения из Единого государственного реестра недвижимости от дата № *).
Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного Участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные-работы по обработке геодезических измерений.
В результате проведенных измерений установлено, что земельный участок площадью 203 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером * расположен за границами указанного земельного участка на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Фактически на местности обследуемый земельный участок и участок площадью 203 кв.м. находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив. Доступ на Участок осуществляется через земельный участок площадью 203 кв.м.
По состоянию на текущий момент сведения о предоставлении земельного участка площадью 203 кв.м. какому-либо заинтересованному лицу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок площадью 203 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади, на котором размещено ограждение из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, используется Никифоровой СВ. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем, в действиях названного лица усматриваются признаки нарушений требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду гражданину Никифоровой С.В. земельного участка площадью 203 кв.м, <адрес>
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Никифорова С.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).
Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив требования истца, рассматривая дело в рамках заявленных требований и по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, исходя из положений ст.333.19 НК РФ, с Никифоровой С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии со ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанная государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального образования город Тула.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.
Возложить обязанность на Никифорову Светлану Валерьевну за свой счет в 7 - дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок (землю), площадью S = 203 кв.м., координаты поворотных точек земельного участка:
№ точки | Х,м | Y, м | Длина линии, м |
1 | * | * | |
<...> | |||
2 | * | * | |
<...> | |||
3 | * | * | |
<...> | |||
4 | * | * | |
<...> | |||
5 | * | * | |
<...> | |||
1 | * | * | |
Система координат МСК -71.1 |
прилегающий с западной стороны к земельному участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира (строение), расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> путем сноса ограждения из металлического профилированного листа коричневого цвета с металлической дверью и металлическими воротами.
Взыскать с Никифоровой Светланы Валерьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий Н.А. Свиренева