Дело № 2-59/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Р.п. Пачелма 25 марта 2013 года
Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи А.А. Горячева,
с участием истца Лелявина Ю.Ю.,
представителя ответчика отдела образования Администрации Пачелмского района Пензенской области В.О.А., действующей на основании доверенности от (дата),
при секретаре Т.И. Барышниковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Пачелма в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Лелявина Ю.Ю. о понуждении предоставления жилья
Проверив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Лелявин Ю.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области о понуждении предоставления жилья, мотивируя свои требования тем, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его родители: Л.Ю.А., лишен родительских прав решением Пачелмского районного суда Пензенской области от (дата) и Л.Е.Н. лишена родительских прав решением Пачелмского районного суда Пензенской области от (дата). Постановлением главы Администрации Новотолковского сельсовета <адрес> от (дата) он направлен в образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - общеобразовательное учреждение для сирот ГОУ г. Спасска, впоследствии реорганизованного путем слияния в ГБОУ детский дом г. Спасска постановлением Правительства Пензенской области от 29.08.2008 №555-пП. В настоящее время закончил обучение в ФГОУ СПО «Спасский аграрный техникум» выпуск 10 июня 2011 года по специальности «электрификация и автоматизация сельского хозяйства», отслужил в рядах РА (призван 22.06.2011 и снят с учета 26.06.2012). Проживает на съемной квартире по адресу: Пензенская область, г. Спасск, ул. Совхозная, д. 22. Постановлением Главы администрации Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области от 9 июля 2007 года «О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» он поставлен на учет по месту жительства, но из-за отсутствия жилищного фонда на территории администрации Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области был переведен и поставлена учет по месту новой регистрации. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», просит суд обязать Администрацию р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области представить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из одного человека, площадью не ниже установленных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании истец Лелявин Ю.Ю. заявленные исковые требования поддержал на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Определением Пачелмского районного суда Пензенской области от 26 февраля 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика. В качестве ответчика по делу привлечен отдел образования Администрации Пачелмского района Пензенской области.
Представитель ответчика отдела образования Администрации Пачелмского района Пензенской области В.О.А., действующая на основании доверенности от 26 февраля 2013 года в судебном заседании исковые требования Лелявина Ю.Ю. признала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с решением Собрания представителей Пачелмского района Пензенской области от 30.01.2013 года №7-18/3 «Об определении органа местного самоуправления Пачелмского района Пензенской области, уполномоченного на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Пачелмском районе Пензенской области, руководствуясь ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Пачелмском районе наделен отдел образования Администрации Пачелмского района Пензенской области. Ввиду отсутствии строящегося жилья на территории сельских поселений Пачелмского района, в настоящее время в отделе образования Пачелмского района сформирована общая очередь из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на получение жилья. В этой очереди Лелявин Ю.Ю. оказался 39-ым, поскольку поставлен в очередь с момента обращения в 2012 году. Такой порядок формирования очереди предусмотрен нормативными документами. В том случае, если бы очередь была сформирована исходя из первоначальной даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в сельской администрации, то порядковый номер Лелявина Ю.Ю. в этой очереди оказался бы 3-м. В связи с изложенным, не возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку Лелявин Ю.Ю. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст.8).
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. (в редакции от 28.12.2012) №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:
1) принятие решения о включении (отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области";
2) приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесение его к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
6) заключение договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае, предусмотренном абзацем вторым части 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с ч.5 ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 указанного Закона, наделяются органы местного самоуправления Башмаковского, Бековского, Белинского, Бессоновского, Вадинского, Городищенского, Земетчинского, Иссинского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого, Лопатинского, Лунинского, Малосердобинского, Мокшанского, Наровчатского, Неверкинского, Нижнеломовского, Никольского, Пачелмского, Пензенского, Сердобского, Сосновоборского, Спасского, Тамалинского, Шемышейского муниципальных районов и городских округов городов Заречного, Кузнецка, Пензы.
В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области; 2) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.
Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1, 1-1, 2 - 4, 5-1, 9 - 9-3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций (ч.1 ст.14 Закона).
Статьёй 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО (в ред. Закона Пензенской обл. от 28.12.2012 N 2333-ЗПО) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» предусмотрено:
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда) (ч.1).
Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым настоящей части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) уполномоченными органами (ч.2).
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч.4).
В силу статьи 4 Закона Пензенской области «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» №2333 - ЗПО от 28.12.2012г. Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Действие положений статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области", а также приложения 2 к указанному Закону Пензенской области (в редакции настоящего Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013.
Названный закон был опубликован 28.12.2012г., следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела он вступил в силу.
Согласно свидетельству о рождении истец Лелявин Ю.Ю., (дата) года рождения, в графе отец указан Л.Ю.А., мать М.Е.Н..
Решением Пачелмского районного суда Пензенской области от (дата) ФИО9 (М.Е.Н.) Е.Н. лишена родительских правах в отношении несовершеннолетнего сына Л.Ю.Ю., (дата) года рождения.
Решением Пачелмского районного суда от (дата) родительских прав в отношении Лелявина Ю.Ю., (дата) года рождения лишен Л.Ю.А., что подтверждает статус истца ФИО9 лица, оставшегося без попечения родителей.
Таким образом, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Лелявин Ю.Ю., постановлением Администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области от 28.12.2012 года № 304 «О принятии на учет Лелявина Ю.Ю. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями и дополнениями), Закона Пензенской области от 12.09.2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
Таким образом, за Лелявиным Ю.Ю. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако право на обеспечение жилым помещением истцом не реализовано, до настоящего времени Лелявину Ю.Ю. жилое помещение не представлено.
В постановлении Администрации Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области от 22.04.1999 года № 8, имеющегося в материалах дела, указано, что несовершеннолетний Лелявин Ю.Ю. направлен в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никакого имущества не имеет.
Согласно справке, выданной директором ГБОУ детского дома г. Спасска от 29.10.2010 года № 636 Лелявин Ю.Ю., 09.02.1991 года рождения, с 23.04.1999 года по 11.02.2009 года являлся воспитанником ГБОУ детский дом г. Спасска и находился на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 12.07.2012 года Лелявин Ю.Ю., (дата) года рождения объекты недвижимого имущества не имеет.
Следовательно, Лелявин Ю.Ю., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Как указано выше, в ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени Лелявин Ю.Ю. жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, требования Лелявина Ю.Ю. подлежат удовлетворению. При этом, в соответствии с изменениями, внесенными 28.12.2012 года в Закон Пензенской области от 22.12.2006 года №1176-ЗПО и в соответствии с решением Собрания представителей Пачелмского района Пензенской области от 30.01.2013 года №7-18/3 «Об определении органами местного самоуправления Пачелмского района Пензенской области, уполномоченного на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Пачелмском районе Пензенской области», обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на отдел образования Администрации Пачелмского района Пензенской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лелявина Ю.Ю. удовлетворить.
Обязать Отдел образования Администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области предоставить Лелявину Ю.Ю., (дата) года рождения, относящемуся к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью равной 30 (тридцати) квадратным метрам, но не менее 25 (двадцати пяти) кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Пачелмский районный суд.
Судья А.А. Горячев