Дело № 12-122/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 марта 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Дюжая Е.А., рассмотрев жалобу Рулева В. С. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре - начальника Центрального округа Рулева В. С., (дата) года рождения, уроженца (адрес) – (адрес), зарегистрированного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата), заместитель главы администрации (адрес) - начальник (адрес) Рулев В.С., привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Данным постановлением Рулев В.С. признан виновным в нарушении установленного порядка присвоения баллов путем оценки заявки, поданных на участие в конкурсе, созданию ИП Ковтуненко В.А. преимущественных условий участия в конкурсе, приведшие к нарушению порядка определения победителя конкурса по маршруту (№).
Решением комиссии Хабаровского УФАС России от (дата) по делу (№) о нарушении антимонопольного законодательства действия конкурсной комиссии администрации города Комсомольска-на-Амуре, связанные с нарушением порядка определения победителя конкурса по маршруту (№) при проведении в 2016-2017 гг. открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории городского округа «(адрес)», признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением антимонопольного органа установлен факт нарушения администрацией антимонопольного законодательства, что в силу части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось поводом для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Рулева В.С.
Не согласившись с постановлением, Рулев В.С., подал жалобу, в которой просит постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата) отменить, ссылаясь на то, что не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку в соответствии с постановлением администрации (адрес) от (дата) (№)-па «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержден состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». В соответствии с утвержденным составом конкурсной комиссии Рулев В.С. не является ее председателем или ее заместителем и в рамках проведения конкурсных процедур не осуществляет распорядительные полномочия в отношении других членов конкурсной комиссии и не выполнял организационно-распорядительные или административно – хозяйственные функции при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Полагает, что как член конкурсной комиссии по проведению конкурса не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе по делу об административном правонарушении (№) от (дата) указана дата рассмотрения дела об административном правонарушении – (дата) в 11-00 часов. Указанный протокол Рулев В.С. получил (дата), рассмотрение протокола было проведено (дата) в отсутствии Рулева В.С.
В судебное заседание Рулев В.С., не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус в судебное заседание не прибыл, уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрения дела в его отсутствии, представил отзыв на жалобу, из которой следует, что не согласен с доводами жалобы и просит отказать в её удовлетворении.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Рулева В.С. – Пырькова О.С., действующая на основании доверенности в судебном заседании доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, просила приобщить к материалам дела решение Хабаровского краевого суда от (дата) по данному вопросу.
Выслушав мнение представителя Рулева В.С. – Пырьковой О.С, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства об административном правонарушении является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Положением ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ запрещаются действия (бездействия) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Закрепленный в статье 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №220- ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу положений статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса.
В извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса; предмет открытого конкурса; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация; размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ, критерием, по которому оцениваются и сопоставляются заявки, является количество дорожно- транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедшие по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении указанных лиц, в течение года, предшествующего дате проведения конкурса.
Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением комиссии Хабаровского УФАС России от (дата) по делу (№), которым действия конкурсной комиссии администрации города Комсомольска-на-Амуре, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя конкурса по маршруту (№) при проведении в 2016-2017 годах открытого конкурса на прав получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории городского округа «»Город Комсомольск-на-Амуре, признаны нарушающими пункта 13 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Факт неверного подсчета баллов, повлиявшего на результат конкурентной борьбы по маршруту (№), приведшего к нарушению порядка определения победителя по данному маршруту, образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от (дата) N (иные данные) Управлением Федеральной антимонопольной службы по (адрес) в отношении заместителя главы администрации (адрес) - начальника (адрес) Рулева В. С., возбуждено дело (№) об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по (адрес) – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата), заместитель главы администрации (адрес) - начальник (адрес) Рулев В.С., привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Суд с принятым решением административного органа отношении Рулева В.С. согласиться не может, исходя из следующего:
Как следует из Постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата), основанием для привлечения Рулева В.С. к административной ответственности, послужил факт нарушения конкурсной комиссией порядка определения победителя конкурса по маршруту (№) при проведении в 2016-2017 годах открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
В частности Рулеву В.С. вменяется подписание протокола от (дата) (№) об итогах открытого конкурса на право получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам перевозок на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», а также подписание листа оценки и сопоставление заявок на участие в указанном конкурсе по маршруту (№) и приложение к указанному листу оценки и сопоставление заявок по маршруту (№), в соответствии с которыми победителями конкурса по маршруту (№) признан ИП Ковтуненко В.А.
Как установлено в судебном заседании Рулев В.С. постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» включен в состав Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре». При этом указанным постановлением должностные обязанности членов комиссии не определены, комиссия не является юридическим лицом, не является структурным подразделением администрации г.Комсомольска-на-Амуре, не наделена функциями органа исполнительной власти.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата) Рулев В.С. привлечен к ответственности, как должностное лицо, член комиссии.
По общему правилу, установленному законом (статьи 2.1, 2.2, 2.4 КоАП РФ), должностное лицо несет административную ответственность лишь в случаях, когда непосредственно данное лицо, исполняя свои должностные обязанности исключительно по занимаемой должности, единолично совершает противоправное, виновное действие (бездействие), за которое, в частности, указанным Кодексом установлена административная ответственность. Члены же соответствующих коллегиальных органов (советов директоров, наблюдательных советов, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий), а также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной исключительно государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением или уполномоченным органом, несут административную ответственность как должностные лица только за совершение строго определенных административных правонарушений, исчерпывающий перечень которых приведен в "Примечании" к статье 2.4 Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Рулев В.С. не относится к числу должностных лиц, которые являются субъектами административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Рулев В.С. привлечен к административной ответственности исключительно за действия совершенные им при осуществлении функций члена конкурсной комиссии, за нарушение, выразившееся в том, что данной комиссией коллегиально принято незаконное решение, а не за действие совершенное им единолично, при исполнении им своих служебных обязанностей по занимаемой должности. Однако вмененное ему в вину правонарушение (часть 1 ст.14.9 КоАП РФ) в установленный «Примечанием» к статье 2.4 Кодекса перечень составов правонарушений на которое лицо, осуществляющее функции члена конкурсной комиссии, может быть привлечено административной ответственности как должностное лицо, не включено. Следовательно, как член указанной комиссии Рулев В.С. за коллегиально принятое решением данной комиссией незаконного решения не может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо. Кроме того, в данном случае конкуренция была ограничена не органом власти, или органом местного самоуправления (часть 1 ст.14.9 КоАП РФ), а комиссией, которая ни органом власти, ни органом местного самоуправления не является.
Довод должностного лица со ссылкой на решение другого судьи, вынесенное по другим делам, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее федеральное законодательство не содержит обязанности судьи, рассматривающего конкретное дело, руководствоваться при его разрешении решениями других судей, вынесенными по другим делам, а не законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Рулев В.С. исполняя возложенные на него функции члена комиссии, не мог быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, поскольку не является субъектом указанного административного правонарушения.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата) нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Рулева В.С. - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – начальника отдела контроля органов власти Л.В. Ребус (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре - начальника Центрального округа Рулева В. С. - отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Дюжая Е.А.