Дело № 2-48/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( РОССИИ) г. Волгоград 21 декабря 2012 года.Советский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего - судьи Саранча Н.И.,
при секретаре Сагановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгова Александра Викторовича, Долговой Светланы Федоровны, действующей в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери фио2 к Федеральному Государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы и их несовершеннолетняя дочь фио2 проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 53,45 кв.м., которое было предоставлено им на основании договора социального найма.
До настоящего времени квартира находится в собственности Министерства обороны РФ и на праве оперативного управления в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Долгов А.В. обратился с просьбой к ответчикам о передаче ему в собственность названное жилое помещение в порядке приватизации, на что получил ответ, в котором указано, что Министерство Обороны РФ в лице ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не возражает против оформления в собственность данной квартиры в порядке приватизации, однако в связи с тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Истцы Долгов А.В. и Долгова С.Ф. просят суд признать за ним и их несовершеннолетней дочерью фио2 право собственности в равных долях на <адрес> в порядке бесплатной приватизации.
В судебном заседании истцы Долгов А.В. и Долгова С.Ф. поддержали заявленные исковые требования и настаивали на их удовлетворение в полном объеме.
Представители ответчиков - Министерства обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в судебное заседание не явились, извещены судом своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, возражений по существу иска не представили.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность... подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность».
Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры Министерства Обороны РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках».
В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ВС РФ указывал: «учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ).
Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В судебном заседании достоверно установлено, что нанимателем <адрес> является Долгов А.В., которому она представлялась по договору социального найма для проживания с членами семьи - супругой Долговой С.Ф, дочерью фио2
Данные фактические обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- договором социального найма жилого помещения № 3589 от 10 ноября 2011 года, согласно которого ФГУ « Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 заключило с Долговым А.В. договор о передаче последнему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в Федеральной собственности, состоящее из 2-х комнат в 2-х комнатной квартире, общей площадью 53,45 кв.м. по адресу: <адрес> ; (л.д. 5-7);
- заявление Долгова А.В. в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 14.08.2012 года.(л.д. 13)
- Сообщением ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д. 14-15)
- - копией паспортов истцов, согласно которым последние зарегистрированы по месту жительства в <адрес> состоят в браке. (л.д. 8-9);
- Удостоверение личности Долгова А.В. АА № 0087924 (л.д.10)
- свидетельством о браке истцов I - КС № 547541 от 20 сентября 2002 г. (л.д. 11)
- Свидетельствами о рождении фио2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12);
Таким образом, истицы и их несовершеннолетняя дочь вселены в названное жилое помещение на условиях социального найма, проживают и зарегистрированы в нем на законных основаниях.
С целью реализации своих прав, и прав своей несовершеннолетней дочери фио2 обратились к ответчикам с заявлением о передаче им в собственность <адрес>.
В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность граждан, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцам и их дочери на условиях договора социального найма от 10 ноября 2011 г, ранее они в приватизации не участвовали, следовательно, имеют право приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в виду чего их исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Долгова Александра Викторовича, Долговой Светланы Федоровны, действующей в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери фио2 к Федеральному Государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Долговым Александром Викторовичем, Долговой Светланой Федоровной, фио2 право общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 53,45 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, по 1/3 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Решение изготовлено в совещательной комнате с помощью компьютерной технике.
Судья: Н.И. Саранча