Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2741/2016 ~ М-2702/2016 от 07.07.2016

                                Дело № 2- 2741\16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» сентября 2016года Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Огурцовой

при секретаре О.Н. Морозовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марченко С. С. к ООО «Н» о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

Марченко С.С. обратился в суд с иском к ООО «Н», указав, что он проживает в доме <адрес>, обслуживаемом ответчиком. Ответчик свои обязанности по предоставлению потребителю услуг, соответствующей информации о коммунальных услугах выполняет ненадлежащим образом. 24 марта в квартире <адрес> были установлены новые водомерные счетчики горячей воды взамен старых счетчиков (истек срок поверки). Для опломбировки новых счетчиков он пригласил контролера из управляющей компании – К.В.Н.. К.В.Н. опломбировал 2 счетчика, составил два акта опломбирования и потребовал <данные изъяты> рублей за опломбирование двух счетчиков. Платить он отказался, так как считает, что в соответствии с законодательством эта услуга для потребителя бесплатна. Ему предложили самому поехать и сдать акт опломбирования счетчиков в водную инспекцию (<адрес>). В инспекции сказали, что работают только с юридическими организациями. На следующий день (25 марта) в офисе <адрес>, исполнительный директор ответчика В.Ю.В. по его требованию выписала счет (акт) за опломбирование счетчиков. В счете опломбирование разделено на две услуги – регистрацию и опломбирование. Платить по этому счету он отказался. Регистрация счетчиков для потребителя заключается в опломбировании счетчиков и составлении акта опломбирования, то есть счет на <данные изъяты> рублей выписан фактически за опломбирование счетчиков. Просит взыскать возмещение ему морального вреда в размере <данные изъяты> руб., так как неуважительное отношение работников ответчика к исполнению своих обязанностей привело к тому, что ему пришлось отвлекать свое свободное время на розыск водной инспекции, обращение с просьбами о приеме акта, консультации с юристами, подготовку и направление иска в суд. Просит обязать ответчика принять акт опломбирования без оплаты; взыскать с ответчика в его пользу возмещение морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Казаченко А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление, а также в дополнении к возражению.

Так, в возражении на исковое заявление представитель ответчика указал, что, согласно действующим положениям нормативных правовых актов, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию возложена именно на собственников, в том числе на собственников помещений в многоквартирном доме. Положения, закрепленные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества и положений части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ прямо указывает на возмездность услуги по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Действующим гражданским законодательством предусмотрено, по общему правилу, осуществление работ и предоставление услуг на возмездной основе. Нормативные правовые акты не предусматривают безвозмездность работ по вводу индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию. Установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг. Также истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда (л.д. 35-37).

В дополнении к возражению на исковое заявление представитель ответчика сослался на письмо ФАС России от <дата> <номер>, согласно которому на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов (л.д. 56).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что истец является потребителем коммунальных услуг в квартире <адрес> в г. Владивостоке. Указанный факт подтвержден представленными копиями квитанций на оплату коммунальных услуг (л.д. 33-34) и не отрицался стороной ответчика.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок). Порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию является существенным условием такого договора (пункт 13 Порядка).

Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.

Согласно пункту 8 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг.

При этом в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг, под «исполнителем» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

«Коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Исполнитель коммунальных услуг не тождественен ресурсоснабжающей организации, под которой, в силу того же пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг, понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Из анализа пунктов 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг можно сделать вывод, что исполнителем коммунальных услуг могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Протоколом <номер> внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, <адрес>, проведенного в форме очного голосования от <дата> было закреплено решение собственников о выборе в качестве управляющей организации для управления МКД <адрес> ООО «Н» (л.д. 43-45).

Представителем ответчика был представлен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владивосток, <адрес> (л.д. 46-54).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 3 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Подпунктом «у(2)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами.

Согласно положениям пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В силу пункта 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7) Правил предоставления коммунальных услуг).

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг).

При этом пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг прямо предусмотрено, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.

В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено.

В противоречие изложенным требованиям нормативных правовых актов ответчик не принял акт опломбировки узла учета воды в квартире муниципального жилого дома (л.д. 5), ссылаясь на отказ истца от оплаты выполненных работ (л.д. 4).

Поскольку такой отказ противоречит требованиям действующего законодательства, он является незаконным.

Указание в акте о приемке выполненных работ на то, что плата взимается за регистрацию индивидуального прибора учета (л.д. 4), также не может являться основанием для признания действия ответчика законными. «Регистрация индивидуального прибора учета», по своей сути, является действием по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию, которое, в силу приведенного выше положения пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг, осуществляется исполнителем, по общему правилу, без взимания платы.

Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, указание в пункте 3.2.4 представленного стороной ответчика договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владивосток, <адрес> на то, что управляющая компания имеет право проводить опломбировку и регистрацию водосчетчиков, энергосчетчиков согласно прейскуранту (л.д. 47), не имеет правового значения. Положение указанного пункта противоречит приведенным выше положениям Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил предоставления коммунальных услуг и не может являться основанием для взимания платы за опломбирование приборов учета.

Кроме того, суд принимает во внимание представленные истцом сведения с сайта ООО «Н», согласно которым опломбировка приборов учета счетчика осуществляется бесплатно (л.д. 55).

Доводы стороны ответчика, изложенные в возражении на исковое заявление, дополнении к возражению, основаны на неверном толковании норм права и не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

О наличии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренных пунктом 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг, стороной ответчика не заявлялось.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствуют правовые основания для отказа истцу в принятии акта опломбировки узла учета воды в квартире муниципального жилого дома, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ООО «Н» принять от истца акт опломбировки узла учета воды в квартире от <дата> без установленной оплаты по акту о приемке выполненных работ (оказанных услуг) от <дата>.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», на отношения по предоставлению коммунальных услуг правообладателям жилых помещений в многоквартирном доме распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей».

Нарушение прав потребителя в силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» влечет обязанность ответчика компенсировать истцу моральный вред.

Как разъяснено в пункте 45 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Факт нарушения прав истца нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер допущенного ответчиком нарушения прав истца, отказ в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, и с учетом принципа разумности, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марченко С. С. удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Н» в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда принять от Марченко С. С. акт опломбировки узла учета воды в квартире от <дата> без установленной оплаты по акту о приемке выполненных работу ( оказанных услуг) от <дата>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Н» в пользу Марченко С. С. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                            Н.А. Огурцова

    

    

2-2741/2016 ~ М-2702/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Марченко Станислав Саввич
Ответчики
ООО "Независимая Управляющая Компания"
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
_Огурцова Нина Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
07.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2016Передача материалов судье
12.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2016Подготовка дела (собеседование)
02.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2016Судебное заседание
07.09.2016Судебное заседание
12.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2017Дело оформлено
07.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее