Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-347/2016 ~ М-361/2016 от 13.04.2016

Дело № 2а-347/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>          10 мая 2016 года

Благовещенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,

при секретаре Ш.О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.А.В. к администрации <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Г.А.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в администрацию <адрес> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в <адрес>, с кадастровым номером <номер>. К заявлению он приложил свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала ему в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивируя тем, что предыдущий собственник не выполнил предусмотренные законом процедуры по планировке территории. Считает отказ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство незаконным, так как он нарушает его права собственника земельного участка, и просит суд признать незаконным отказ администрации <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство; возложить обязанность на администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>.

Административный истец Г.А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебном заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Административный ответчик администрация <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания либо о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя суду не заявили, своих возражений против заявленных требований не представили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Г.А.В. на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1 264 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Г.А.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации права, схему планировочной организации земельного участка, градостроительный план земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление администрацией <адрес> был дан ответ за исх. <номер>, согласно которому Г.А.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> ввиду того, что предыдущий собственник не выполнил необходимые процедуры по согласованию проекта планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером <номер>, самовольно провел межевание без учета градостроительных норм, на земельном участке не создано оптимальных условий для строительства: не определены места размещения объектов социальной сферы, не определена трассировка основных инженерных коммуникаций и дорог, не определены этажность и тип застройки.

Не согласившись с данным отказом, Г.А.В. обратился в Благовещенский районный суд с настоящим административным исковым заявлением о его оспаривании и восстановлении своих нарушенных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Рассматривая доводы Г.А.В., изложенные в административном исковом заявлении, а также, основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».

Согласно п.п. 3.1.1.7 указанного регламента в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно п.п. 3.1.3.1 Регламента в случаях, указанных в подпункте 2.4.1 настоящего Регламента, заинтересованному лицу отказывается в выдаче разрешения на строительство и в течение 10 дней направляется уведомление об отказе за подписью главы администрации или его заместителя с указанием причин отказа. Проект уведомления подготавливает отдел архитектуры и градостроительства и направляет его для подписания в течение рабочего дня. Вместе с указанным уведомлением заинтересованному лицу возвращаются все представленные им документы.

В соответствии с п.п. 2.4.1 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, указанных в подпункте 3.1.1 настоящего Регламента; несоответствие представленных документов, прилагаемых к заявлению, требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

    Из части 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

    Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство возможен исключительно при наличии оснований, предусмотренных ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и отсутствии документов, необходимых для предоставления. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрено.

    Как установлено судом, Г.А.В. при обращении в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство были предоставлены все предусмотренные Градостроительным кодексом РФ и административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» документы, а именно: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого планируется осуществление индивидуального строительства; кадастровый паспорт указанного земельного участка; градостроительный план земельного участка, утвержденный главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; схема планировочной организации земельного участка.

    Вместе с тем, как следует из оспариваемого заявителем отказа администрации <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> было отказано Г.А.В. в выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке, на основании того, что предыдущий собственник не выполнил необходимые процедуры по согласованию проекта планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером <номер>, самовольно провел межевание без учета градостроительных норм, на земельном участке не создано оптимальных условий для строительства: не определены места размещения объектов социальной сферы, не определена трассировка основных инженерных коммуникаций и дорог, не определены этажность и тип застройки. То есть, отказ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство Г.А.В. мотивирован основаниями, не предусмотренными п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и п. 2.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».

    Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Кроме того, по смыслу положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела администрацией <адрес> суду в обоснование законности оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ <номер> доказательств предоставлено не было, несмотря на разъяснение административному ответчику положений ст. 226 КАС РФ и прямое указание в определении суда о принятии дела к производству и подготовке дела к судебному разбирательству на необходимость предоставления таких доказательств.

При изложенных обстоятельствах отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в выдаче разрешения на строительство Г.А.В. на земельном участке с кадастровым номером <номер>, является незаконным.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, требование Г.А.В. о возложении обязанности на администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>, суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права административного истца, заключающийся в возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление Г.А.В., поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ за <номер> о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>.

Указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом в связи с тем, что администрацией <адрес> фактически по существу не было рассмотрено заявление Г.А.В., так как административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство на основании невыполнения собственником земельного участка, из которого образован земельный участок с кадастровым номером <номер>, действий по планированию территории, при этом администрацией <адрес> не рассмотрены представленные в администрацию Г.А.В. документы в аспекте соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. С учетом этого, суд не имеет законных оснований для возложения на администрацию обязанности восстановить нарушенные права административного истца путем возложения обязанности по выдаче Г.А.В. разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>.

Кроме того, при избрании способа защиты нарушенного права заявителя, суд учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Г.А.В. к администрации <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить частично.

Признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, данный на заявление Г.А.В., незаконным.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Г.А.В., поступившее в администрацию ДД.ММ.ГГГГ за <номер> о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий:

2а-347/2016 ~ М-361/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Глушков Александр Викторович
Ответчики
Администрация Благвоещенского района Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Комогорцев Игорь Юрьевич
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
13.04.2016Регистрация административного искового заявления
14.04.2016Передача материалов судье
15.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2016Судебное заседание
15.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее