дело №2-4633/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2015г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Двухжилова Т.К., при секретаре Шелобановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <адрес> «Государственная жилищная инспекция ФИО3 <адрес>» к ТСЖ СМД «Сакраменто», ЗАО «ЗемПроектСтрой» о ликвидации ТСЖ,
У с т а н о в и л:
Истец ФИО1 <адрес> «Государственная жилищная инспекция ФИО3 <адрес>» (ГЖИ) обратился в суд с настоящим иском к ответчикам указывая на то, что 22.12.2014г. в адрес ГЖИ поступило обращение ФИО6 по вопросу легитимности деятельности ТСЖ СМД «Сакраменто».
19.02.2015г. ФИО2 <адрес> в адрес ТСЖ СМД «Сакраменто» был направлен запрос в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ об истребовании необходимых для проведения проверки документов. 05.03.2015г. ТСЖ СМД «Сакраменто» запрашиваемый пакет документов был представлен.
Товарищество было создано в порядке ст. 139 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент его создания). В соответствии с Протоколом № общего собрания членов товарищества от 08.06.2011г. было товарищество собственников жилья ТСЖ СМД «Сакраменто», утвержден устав, избрано правление и председатель правления, распределены доли участия членов товарищества. Товарищество было зарегистрировано как юридическое лицо, что подтверждается соответствующим свидетельством федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время председателем правления является ФИО7
ФИО2 <адрес>, реализуя свои полномочия, предусмотренные пп. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Истец указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не имеют возможности получить ответы на свои обращения и встретиться с председателем правления по месту нахождения его исполнительного органа, указанного в уставе: <адрес>, микрорайон I Мим. <адрес>. пом. X. офис 10. поскольку он там отсутствует.
Между тем, в соответствии с п. 11 ст. 1 ФЗ от 04.06.2011г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, статья 139 ЖК РФ признана утратившей силу. Согласно ст. 9. настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня ею официального опубликования. Т.е. Протокол № общего собрания членов товарищества от 08.06.2011г. был оформлен уже после внесения изменений в данный федеральный закон, поскольку первой официальной публикацией федерального закона № 123-ФЗ является его опубликование в 06.06.2011г. Таким образом, данный федеральный закон вступил в силу 17.06.2011г.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица ТСЖ СМД «Сакраменто», датой внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) является 20.06.2011г. т.е. после вступления в силу федерального закона № 123-ФЗ. что является грубым и неустранимым нарушением действующего законодательства.
Акт проверки с указанием выявленных нарушений порядка создания ТСЖ СМД «Сакраменто» по данному обращению составлен 17.03.2015г., т.е. шестимесячный срок на подачу искового заявления в суд начинает течь именно с этой даты.
На основании вышеизложенного, ФИО2 <адрес> просит ликвидировать ТСЖ в строящихся многоквартирных домах «Сакраменто»; обязанности по ликвидации ТСЖ СМД «Сакраменто» возложить на председателя правления ФИО7
В судебном заседании представителя истца ФИО2 <адрес> по доверенностям ФИО8, ФИО9 заявленные требования, по изложенным в исковом заявлении поддержали.
Представитель ответчика ТСЖ СМД «Сакраменто» по доверенности ФИО10 против иска возражал, указывая на пропуск ФИО2 <адрес> исковой давности, поскольку ТСЖ СМД «Сакраменто» было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения будущих собственников, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ По основаниям с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФИО2 <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обязана проверить правомерность принятия решения о создании товариществ собственников жилья. В случае выявления нарушений, была вправе обратиться в суд. Считает, что истец о нарушениях, выявленных в ходе своей проверки по заявлению гражданина ФИО11, мог и должен был узнать не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в суд истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, предусмотренного п. 6 ст. 46 ЖК РФ. Считает, что заявленное требование о ликвидации ответчика явно не соразмерно и не адекватно конституционно защищаемым ценностям, поскольку отрицательно скажется на условиях проживания граждан, предусмотренных ст. 161 ЖК РФ. Мкр. «Сакраменто» находиться в процессе строительства. Семь многоквартирных домов из 89 еще не введены в эксплуатацию. Для обслуживания введенных в эксплуатацию многоквартирных домов ТСЖ СМД «Сакраменто» заключены договоры на поставку природного газа, на обслуживание теплогенераторных установок, по техническому обслуживанию узлов измерений, на сервисное обслуживание шкафов телеметрии. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика АО «ЗемПроектСтрой» по доверенности ФИО12, в судебном заседании против иска возражал, полностью поддержав возражения представителя ТСЖ «Сакраменто».
Третье лицо ФИО7 о месте и времени судебного разбирательства была извещена, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного ФИО1 общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 136 ЖК РФ, Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствие со ст. 20 ч. 6 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора ФИО1 данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора ФИО1 многоквартирным домом и его заключения.
Судом установлено, что ТСЖ СМД «Сакраменто» было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения будущих собственников, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22,38,39).
В соответствии с п. 11 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в ЖК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 139 ЖК РФ признана утратившей силу. Согласно ст. 9, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Т.е. Протокол № общего собрания членов товарищества от 08.06.2011г. был оформлен уже после внесения изменений в данный федеральный закон и получил Свидетельство о государственной регистрации юридического лица ТСЖ СМД «Сакраменто», 20.06.2011г. после вступления в силу федерального закона № 123-ФЗ.
По мнению истца, данное обстоятельство является грубым и неустранимым нарушением действующего законодательства.
Акт проверки с указанием выявленных нарушений порядка создания ТСЖ СМД «Сакраменто» по обращению ФИО6 составлен ФИО2 <адрес> 17.03.2015г.Согласно ст. 56 ГПК РФ, Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, мера юридической ответственности в виде ликвидации юридического лица не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, статья 62 ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, ТСЖ, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку нарушений при создании даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что нарушение требований ст. 136 ЖК РФ при создании ТСЖ "Сакраменто" не может являться самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данное нарушение само по себе не является неустранимым и существенным, влекущим прекращение деятельности юридического лица, поскольку доказательств наступления каких-либо негативных последствий, нарушения прав и законных интересов граждан или организаций не представлено.
Истцом указывается, что основанием к проверке деятельности ТСЖ «Сакраменто» послужило поступившее 22.12.2014г. в адрес ГЖИ обращение ФИО6 по вопросу легитимности деятельности ТСЖ СМД «Сакраменто».
19.02.2015г. ФИО2 <адрес> в адрес ТСЖ СМД «Сакраменто» был направлен запрос в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ об истребовании необходимых для проведения проверки документов.
05.03.2015г. ТСЖ СМД «Сакраменто» запрашиваемый пакет документов был представлен.
Кроме этого, в качестве основания иска о ликвидации юридического лица истцом указывается на отсутствие ТСЖ и председателя правления по месту нахождения его исполнительного органа, указанного в уставе: <адрес>, микрорайон 1 Мая. <адрес>. пом. X. офис 10.
В судебном заседании представитель ФИО2 <адрес> пояснил, что данное обстоятельство ГЖИ не проверялось, акта никакого не составлялось.
При этом, ответчиком в материалы дела в судебном заседании представлен договор аренды рабочего места на указанное помещение, заключенное между ООО «Регион-Строй» и ТСЖ «Сакраменто».
В судебном заседании представителем ответчика ТСЖ «Сакраменто» было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку истцом пропущен шестимесячный срок исковой давности, предусмотренный ст. 46 ЖК РФ для обращения в суд по данным требованиям.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Исходя из содержания ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, при этом под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 совместного Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно п. 11 того же Постановления в силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Истец не ссылался и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик не исполнил обязанность, возложенную на него действующим законодательством, и не предоставил истцу заверенные председателями товарищества копию решения о создании ТСЖ "Сакраменто".
Также ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязывает уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров ФИО1 многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров.
Таким образом, истец не позднее 01.03.2013г. должен был знать о создании ТСЖ «Сакраменто», однако обращение в суд с настоящим иском последовало 28.05.2015г., т.е. с пропуском установленного положениями ч. 6 ст. 46 ЖК РФ срока.
ФИО2 <адрес> о том, что истец вправе был обратиться в суд только с момента выявления указанных нарушений, которые могли быть выявлены только после обращения граждан и проведения проверки, не может служить основанием к ликвидации ТСЖ, поскольку провести такую проверку истца обязывало действующее законодательство (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В связи с чем, ФИО2 истца о том, что право на предъявление иска у него возникло только после проведения проверки по обращению ФИО6 суд считает несостоятельным, поскольку все документы о создании ТСЖ "Сакраменто" находились в распоряжении истца.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об установлении факта пропуска истцом срока исковой давности по данному делу в рамках заявленных требований.
Кроме этого судом учитывается, что ТСЖ "Сакраменто" с 2011г. осуществляет хозяйственную и иную деятельность по ФИО1 общим имуществом собственников жилья, ликвидация ТСЖ может отрицательно сказаться на стабильности гражданского оборота по исполнению договорных обязательств перед третьими лицами, (копии договоров с организациями-поставщиками представлены в материалы дела), создаст неопределенность, в том числе, в вопросе оплаты жилых помещений и коммунальных услуг собственниками многоквартирного дома, однозначность выбора которых подтверждена последующими решениями общих собраний.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 <адрес> «Государственная жилищная инспекция ФИО3 <адрес>» к ТСЖ СМД «Сакраменто», ЗАО «ЗемПроектСтрой» о ликвидации ТСЖ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд в течение месяца через Балашихинский городской суд.
Судья Т.К.Двухжилова