Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3712/2021 ~ М-2573/2021 от 25.05.2021

Дело № 2-3712/2021

УИД 54RS0007-01-2021-003068-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года

г.Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Третьяковой Ж.В.,

при помощнике Масальской И.В.,

с участием:

истца Асадчей Е.В.,

представителя ответчика Новиковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску Асадчей Елены Владимировны и Асадчего Дмитрия Владимировича к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт и обязании произвести зачет ранее оплаченных средств,

у с т а н о в и л:

Асадчая Е.В. и Асадчий Д.В. обратились в суд с иском к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт и обязании произвести зачет ранее оплаченных средств, указав в обоснование своих требований следующее.

Истцы являются собственниками <адрес> в <адрес>. Данный дом строился и вводился в эксплуатацию в два этапа. Первый этап строительства включал в себя строительство дома с подъездами 1 – 4. Второй этап – строительство дома с подъездами 5 -6 с помещениями общего назначения в квартале «Тихвинский». В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию часть многоквартирного дома, включающая в себя подъезды 1-4 введена в эксплуатацию /дата/., подъезды 5-6 с помещения общественного назначения введены в эксплуатацию /дата/.

Несмотря на то, что дом возводился поэтапно в эксплуатацию, начиная с января 2021 года истцам начисляются взносы на капитальный ремонт, что, по мнению истцов, является неправомерным. /дата/. истцами оплачены взносы на капитальный ремонт в сумме 3260, 20 руб.

Ответчик включил многоквартирный дом в региональную программу капитального ремонта многоквартирный жилой дом в 2016 году без разделения на отдельные части/блок-секции, хотя они вводились в эксплуатацию поэтапно и год введения в эксплуатацию у них различен, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой части жилого дома.

Истцы полагают, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у них возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию части дома, в котором расположена квартира истцов.

Полагают, что начисления ответчиком взносов за капитальный ремонт, учитывая ввод в эксплуатацию первой части многоквартирного дома, являются незаконными, а истцы подлежат освобождению от обязанности по уплате взносов по <адрес> на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес>, с /дата/. момента ввода в эксплуатацию части указанного жилого дома (подъезды 5-6 с помещениями общественного назначения) до истечения пяти лет.

Поэтому истцы с учетом уточнения требований просили признать незаконными начисления взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес> расположенной в подъезде (введенной в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока после ввода подъездов в эксплуатацию. Освободить истцов как собственников <адрес> от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с момента ввода в эксплуатацию подъездов вышеуказанного жилого дома до истечения пяти лет. Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> прекратить начисления истцам как собственникам <адрес> взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с момента ввода в эксплуатацию подъездов вышеуказанного жилого дома до истечения пяти лет. Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> зачесть истцам в счет будущих платежей по <адрес> в <адрес> оплаченные взносы в сумме 3260,20 руб.

В судебном заседании истец Асадчая Е.В. пояснила, что поддерживает требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.

Истец Асадчий Д.В. в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчик – представитель Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области Новикова Л.В. пояснила в судебном заседании, что с иском не согласна, представила возражения, в которых указала, что с иском не согласны, так как указанному многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес. За основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции. Независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных секций в региональную программу подлежит включению многоквартирный дом в целом. Дом был введен в эксплуатацию в 2014 году, включен в региональную программу 01.12.2015г. В связи с эти обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт у собственников жилых помещений в указанном доме возникла с 01.01.2021г., то есть по истечение пяти лет с даты включения в Региональную программу. Блок-секция согласно Разрешения была введена в эксплуатацию 29.12.2018г. Начисление взносов на капитальный ремонт за жилое помещение истцов производится с 01 января 2021 года. Также указала, что законодательством не определен особый порядок включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям, поэтому ответчик считает, что в отношении собственников помещений в таких домах, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса многоквартирного дома, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода блок-секции в эксплуатацию. Кроме того, считает, что могут быть нарушены права собственников помещений первых введенных в эксплуатацию блок-секций вышеуказанного дома, которые формируют фонд капитального ремонта без отсрочки на пять лет.

Третье лицо – представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв по иску, в котором указал, что с иском не согласен, указал, что в сведениях о многоквартирных домах, включаемых в региональную программу, указывается, в том числе, информация о введённых в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции многоквартирных домов. Дома определены по почтовым адресам, присвоенным органом местного самоуправления после введения в эксплуатацию. Спорный дом введен в эксплуатацию отдельными этапами строительства. Впоследствии спорному дому был присвоен единый адрес, без деления на корпуса и литеры. Несмотря на то, что дом строился в несколько этапов, он представляет собой единый объект недвижимости, с единым почтовым адресом. Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию не означает, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом. То обстоятельство, что секция спорного дома были введены в эксплуатацию в разное время, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимости от очередности его ввода в эксплуатацию не постановлено. Полагал, что дом должен рассматриваться как единый объект и капитальный ремонт части многоквартирного дома законодательством не предусмотрен.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что истцы являются сособственниками <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Многоквартирный <адрес> в <адрес> сдавался в эксплуатацию посекционно, в два этапа, 1 этап – четыре секции (количество квартир – 180, количество этажей – 12) на основании выданного мэрией <адрес> разрешения на строительство от /дата/ (в ред. от /дата/); 2 этап – две секции (количество квартир – 98, количество этажей – 18) на основании выданного мэрией <адрес> разрешения на строительство от /дата/ (в ред. от /дата/ № Ru). После завершения строительства многоквартирный дом был введен в эксплуатацию двумя этапами: 1 этап – разрешение на ввод в эксплуатацию № , выданным /дата/. мэрией <адрес>, 2 этап – разрешение на ввод в эксплуатацию № Ru, выданным /дата/. мэрией <адрес>. Квартира (кадастровый ) находится в секциях многоквартирного дома, введенных в эксплуатацию разрешением от /дата/. № Ru, что усматривается из ответа мэрии <адрес>.

Дом по адресу: <адрес> включен в региональную программу капитального строительства с указанием даты ввода в эксплуатацию 2014 год согласно постановлению <адрес> от 01.12.2015г. -п «О внесении изменений в постановление от /дата/ -п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 года».

Истцам были начислены вносы на капитальный ремонт как собственникам помещения в указанном многоквартирном жилом доме за период с января 2021 года в размере 8,03 руб. за квадратный метр, что в месяц составляет 815,05 руб. исходя из площади <адрес>,50 кв.м.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В связи с принятием Федерального закона от /дата/ №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с /дата/) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно статье 3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 года №360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/ -п.

Постановлением Правительства Новосибирской области от /дата/ -п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области -п от /дата/, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).

Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.

Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.

Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.

Доводы ответчика и третьего лица на иную судебную практику несостоятельны, так как она не имеет преюдициального значения.

Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт в отношении принадлежащей истцам на праве собственности квартиры по адресу: г. <адрес>, не имеется, в связи со следующим.

Судом установлено, что подъезды и в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, Тихвинская, 1, в которой расположена квартира, принадлежащая истцам введена в эксплуатацию /дата/, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию части многоквартирного дома, данное обязательство об оплате взносов на капитальные ремонт у истцов не наступило.

Соответственно начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> взносов за капитальный ремонт, с /дата/ в отношении принадлежащей истцам на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, признаются незаконными.

Ссылки ответчика и представителя третьего лица на отсутствие оспаривания собственниками многоквартирного дома факта включения жилого дома по адресу: <адрес> в региональную программу капитального ремонта, в отсутствие определенного законодательством порядка включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию секциями, не может служить основанием для ограничения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при разрешении данного спора. Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части признания незаконным начислений взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в подъезде ( введенном в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема- передачи указанной квартиры; возложении обязанности на Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету 10000803351, которая на май 2021 года составила 4075,25 руб., путем аннулирования данной задолженности и зачета в счет будущих платеже оплаченных истцам 3260,20 руб.

Также суд обязывает Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> прекратить начисления взносов на капитальный ремонт истцам – собственникам <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока после ввода секций 5-6 и в эксплуатацию – по /дата/.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что уточненные исковые требования истцов обоснованы подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Уточненный иск Асадчей Елены Владимировны и Асадчего Дмитрия Владимировича к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт и обязании произвести зачет ранее оплаченных средств, удовлетворить.

Признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес> расположенной в подъезде (введенной в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока после ввода подъездов в эксплуатацию.

Освободить Асадчую Елену Владимировну и Асадчего Дмитрия Владимировича как собственников <адрес> от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с момента ввода в эксплуатацию подъездов вышеуказанного жилого дома до истечения пяти лет.

Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> прекратить начисления Асадчей Елене Владимировне и Асадчему Дмитрию Владимировичу как собственникам <адрес> взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с момента ввода в эксплуатацию подъездов вышеуказанного жилого дома до истечения пяти лет.

Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> зачесть Асадчей Елене Владимировне и Асадчему Дмитрию Владимировичу в счет будущих платежей по <адрес> в <адрес> оплаченные взносы в сумме 3260,20 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: /подпись/ Третьякова Ж.В.

2-3712/2021 ~ М-2573/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асадчая Елена Владимировна
Асадчий Дмитрий Владимирович
Ответчики
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области
Другие
Министрество жилищно-коммуналного хозяйства и энергетики НСО
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Третьякова Жанна Вячеславовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2021Предварительное судебное заседание
06.07.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Дело оформлено
03.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее