представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Минаковой М.С., представителей ФСИН России по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкина С.С.,
представителей УФСИН России по Воронежской области по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, о возложении на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса №1 при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области,
установил:
Прокуратура Воронежской области обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, о возложении на ФСИН России обязанности обеспечить финсансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса №1 при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области.
В обоснование требований указано, что в результате проверки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области установлено, что материально-бытовые условия в камерах режимного корпуса № 1 не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания, а именно: на потолках и стенах помещений камер №№ 41, 42, 46, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1 имеются следы протечек, ограждающие конструкции насыщены влагой, покрыты плесенью и грибком, имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоения окрашенных панелей и оштукатуренных поверхностей; в камерах №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области относительная влажность значительно превышает установленные пределы в 60 %, и составляет от 71 % до 80 %; в ходе обследования здания режимного корпуса № 1 установлено, что деревянные конструкции стропил, обрешетки и мауэрлата поражены гнилью, наблюдаются прогибы и искривления элементов, надрывы древесины, в стальной кровле имеются свищи, ржавчина и разрушение фальцев, сквозное поражение стальных листов, площадь кровельного покрытия поражена более чем на 25%, здание режимного корпуса № 1 не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств, кровля режимного корпуса № 1 нуждается в капитальном ремонте.
Помощник прокурора Воронежской области Кривцов В.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, действующая на основании доверенности Минакова М.С., в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддержала доводы письменного отзыва (л.д. 65-68).
Представители ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкин С.С. в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в иске отказать.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - УФСИН России по Воронежской области, действующие на основании доверенностей Бабаян С.Ю., Лучинкин С.С., в судебном заседании заявленные исковые требования считали не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы письменные возражения (л.д. 53-57).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (статья 7).
Согласно ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые, в частности, имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение (пункт 9).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23).
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 и части 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание. Кроме этого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В результате проверки ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Воронежской области» установлено, что материально-бытовые условия в камерах режимного корпуса № 1 не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания.
23.03.2020 сотрудником прокуратуры области, администрацией ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области и специалистом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России произведено совместное обследование камер №№ 41, 42, 46, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1.
Установлено, что в нарушение указанных норм, а также статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.1 СанПиН 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и удержанию общежитий для работников организаций и обучающихся бразовательных учреждений», на потолках и стенах помещений указанных - камер имеются следы протечек, ограждающие конструкции насыщены влагой, покрыты плесенью и грибком. Имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоения окрашенных панелей и оштукатуренных поверхностей.
Согласно измерениям, проведенным специалистом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ- 36 ФСИН России, в нарушение требований пункта 4.1 и Приложения № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а также требованиям ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в камерах №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области относительная влажность значительно превышает установленные пределы в 60 %, и составляет от 71 % до 80 %, что подтверждается актом проверки от 23.03.2020.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности), при проживании и пребывании человека в здании не допускается возникновение вредного воздействия на него, а при эксплуатации здания должны обеспечиваться безопасные условия для проживания и пребывания человека.
Согласно пункту 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, обеспечивающем его надежность и безопасное пребывание людей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Положения жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой и талой воды.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 2 Технического регламента о безопасности, помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов, является помещением с постоянным пребыванием людей, к которым следует применять нормы, предусмотренные для жилых помещений.
В связи с физическим износом кровли режимного корпуса № 1 она не выполняет свои функции по обеспечению нормальных условий эксплуатации помещений с постоянным пребыванием людей, а именно не защищают жилые помещения (камеры для содержания под стражей) от проникновения дождевой и талой воды, перепадов температуры, переменного режима увлажнения и высушивания.
Таким образом, условия содержания заключенных в камерах №№ 41, 42, -6, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1 не отвечают требованиям, предусмотренным для жилых помещений.
Согласно пункту 10.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 (далее - Инструкция), для защиты от воздействия климатических факторов (дождя и снега, переменного режима увлажнения и высушивания, замораживания и оттаивания и др.) необходимо обеспечить исправность ограждающих конструкций и элементов зданий, в том числе крыши и кровли.
В ходе обследования здания режимного корпуса № 1 установлено, что деревянные конструкции стропил, обрешетки и мауэрлата поражены гнилью, наблюдаются прогибы и искривления элементов, надрывы древесины.
В стальной кровле имеются свищи, ржавчина и разрушение фальцев, сквозное поражение стальных листов, площадь кровельного покрытия поражена более чем на 25%.
Здание режимного корпуса № 1 при выносе карниза от плоскости стены менее 600 мм и уклоне кровли более 3°, в нарушение подпунктов 1, 9.1, 9.3 и 9.12 СП 17.13330.2011 СНиП П-26-76 «Кровли», не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств.
Проверкой установлено, что кровля режимного корпуса № 1 нуждается в капитальном ремонте, что подтверждается актами общего осмотра здания от 23.03.2019, 27.09.2019 и 23.03.2020.
Согласно пункту 8.3 Приложения № 12 к Инструкции, капитальный ремонт крыши, состоящей из деревянных стропил и обрешетки должен осуществляться не реже 1 раза в 50 лет. Однако, данных о проведении капитального ремонта стропильной системы крыши режимного корпуса № 1 за последние 50 лет в учреждении не имеется.
В соответствии с пунктом 9.1 Приложения № 12 к Инструкции, капитальный ремонт кровли из оцинкованной стали следует осуществлять с периодичностью не реже одного раза в 15 лет. Однако капитальный ремонт кровли режимного корпуса № 1 последние 20 лет не производился.
Наличие указанных выше выявленных нарушений санитарно-гигиенических требований ответчиками не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно пунктам 2.1, 2.5.1 и 2.5.2 Устава СИЗО-1, учреждение обязано создавать условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечивать охрану их прав, свобод и законных интересов, осуществлять материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных сторонами доказательств, а также объяснений их представителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области возложенных на него законом обязанностей, а также невыполнение выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц), создает угрозу их жизни и здоровью.
В связи с чем, заявленные требования о возложении обязанности на СИЗО-1 в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая социально-бытовую направленность выявленных нарушений, связанных с условиями проживания осужденных граждан, а также принимая во внимание пояснения представителя ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области о возможных сроках выполнения необходимых работ, данные в судебном заседании, суд полагает, что указанный прокурором шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда для исполнения решения соответствует ст. 206 ГПК РФ и является разумным.
Одновременно, судом учитывается то, что при наличии к тому оснований у ответчика имеется возможность обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений статьи 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с требованиями ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 № 518 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного на праве оперативного управления.
Указанное учреждение находится в ведении ФСИН России (п. п. 1.2, 1.3 Устава). Кроме того, контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества в силу п. 4.2 Устава осуществляет ФСИН России, а согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, именно в полномочия ФСИН России в силу подп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ входит право представлять Российскую Федерацию по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Учитывая изложенное, при недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.
В этой связи, довод стороны ответчика об отсутствии оснований для привлечения УФСИН России к субсидиарной ответственности является юридически не состоятельный.
Кроме того, довод стороны ответчика ФСИН России о том, что иск подан прокурором незаконно и необоснованно, при отсутствии предусмотренных ст. 45 ГПК РФ оснований, поскольку затрагивает интересы определенного круга граждан несостоятельны, поскольку иск инициирован прокурором в интересах лиц, содержащихся в следственном изоляторе, количественный состав постоянно меняется, в связи с чем, круг лиц, в интересах которых подан настоящий иск, следует признать неопределенным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования прокуратуры Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России удовлетворить.
Обязать ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения:
- произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса № 1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д. 56;
- произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических норм.
При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса № 1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 14 июля 2020 года.
представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, действующей на основании доверенности Минаковой М.С., представителей ФСИН России по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкина С.С.,
представителей УФСИН России по Воронежской области по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, о возложении на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса №1 при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области,
установил:
Прокуратура Воронежской области обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, о возложении на ФСИН России обязанности обеспечить финсансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса №1 при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области.
В обоснование требований указано, что в результате проверки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области установлено, что материально-бытовые условия в камерах режимного корпуса № 1 не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания, а именно: на потолках и стенах помещений камер №№ 41, 42, 46, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1 имеются следы протечек, ограждающие конструкции насыщены влагой, покрыты плесенью и грибком, имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоения окрашенных панелей и оштукатуренных поверхностей; в камерах №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области относительная влажность значительно превышает установленные пределы в 60 %, и составляет от 71 % до 80 %; в ходе обследования здания режимного корпуса № 1 установлено, что деревянные конструкции стропил, обрешетки и мауэрлата поражены гнилью, наблюдаются прогибы и искривления элементов, надрывы древесины, в стальной кровле имеются свищи, ржавчина и разрушение фальцев, сквозное поражение стальных листов, площадь кровельного покрытия поражена более чем на 25%, здание режимного корпуса № 1 не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств, кровля режимного корпуса № 1 нуждается в капитальном ремонте.
Помощник прокурора Воронежской области Кривцов В.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, действующая на основании доверенности Минакова М.С., в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддержала доводы письменного отзыва (л.д. 65-68).
Представители ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенностям Бабаян С.Ю., Лучинкин С.С. в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в иске отказать.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - УФСИН России по Воронежской области, действующие на основании доверенностей Бабаян С.Ю., Лучинкин С.С., в судебном заседании заявленные исковые требования считали не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы письменные возражения (л.д. 53-57).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (статья 7).
Согласно ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые, в частности, имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение (пункт 9).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23).
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 и части 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание. Кроме этого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В результате проверки ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Воронежской области» установлено, что материально-бытовые условия в камерах режимного корпуса № 1 не отвечают безопасным для здоровья человека условиям проживания и пребывания.
23.03.2020 сотрудником прокуратуры области, администрацией ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области и специалистом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-36 ФСИН России произведено совместное обследование камер №№ 41, 42, 46, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1.
Установлено, что в нарушение указанных норм, а также статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», пункта 5.1 СанПиН 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и удержанию общежитий для работников организаций и обучающихся бразовательных учреждений», на потолках и стенах помещений указанных - камер имеются следы протечек, ограждающие конструкции насыщены влагой, покрыты плесенью и грибком. Имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоения окрашенных панелей и оштукатуренных поверхностей.
Согласно измерениям, проведенным специалистом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ- 36 ФСИН России, в нарушение требований пункта 4.1 и Приложения № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а также требованиям ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в камерах №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области относительная влажность значительно превышает установленные пределы в 60 %, и составляет от 71 % до 80 %, что подтверждается актом проверки от 23.03.2020.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности), при проживании и пребывании человека в здании не допускается возникновение вредного воздействия на него, а при эксплуатации здания должны обеспечиваться безопасные условия для проживания и пребывания человека.
Согласно пункту 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, обеспечивающем его надежность и безопасное пребывание людей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Положения жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой и талой воды.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 2 Технического регламента о безопасности, помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов, является помещением с постоянным пребыванием людей, к которым следует применять нормы, предусмотренные для жилых помещений.
В связи с физическим износом кровли режимного корпуса № 1 она не выполняет свои функции по обеспечению нормальных условий эксплуатации помещений с постоянным пребыванием людей, а именно не защищают жилые помещения (камеры для содержания под стражей) от проникновения дождевой и талой воды, перепадов температуры, переменного режима увлажнения и высушивания.
Таким образом, условия содержания заключенных в камерах №№ 41, 42, -6, 58-62, 65, 67-69 режимного корпуса № 1 не отвечают требованиям, предусмотренным для жилых помещений.
Согласно пункту 10.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 (далее - Инструкция), для защиты от воздействия климатических факторов (дождя и снега, переменного режима увлажнения и высушивания, замораживания и оттаивания и др.) необходимо обеспечить исправность ограждающих конструкций и элементов зданий, в том числе крыши и кровли.
В ходе обследования здания режимного корпуса № 1 установлено, что деревянные конструкции стропил, обрешетки и мауэрлата поражены гнилью, наблюдаются прогибы и искривления элементов, надрывы древесины.
В стальной кровле имеются свищи, ржавчина и разрушение фальцев, сквозное поражение стальных листов, площадь кровельного покрытия поражена более чем на 25%.
Здание режимного корпуса № 1 при выносе карниза от плоскости стены менее 600 мм и уклоне кровли более 3°, в нарушение подпунктов 1, 9.1, 9.3 и 9.12 СП 17.13330.2011 СНиП П-26-76 «Кровли», не имеет системы организованного водоотвода и снегозадерживающих устройств.
Проверкой установлено, что кровля режимного корпуса № 1 нуждается в капитальном ремонте, что подтверждается актами общего осмотра здания от 23.03.2019, 27.09.2019 и 23.03.2020.
Согласно пункту 8.3 Приложения № 12 к Инструкции, капитальный ремонт крыши, состоящей из деревянных стропил и обрешетки должен осуществляться не реже 1 раза в 50 лет. Однако, данных о проведении капитального ремонта стропильной системы крыши режимного корпуса № 1 за последние 50 лет в учреждении не имеется.
В соответствии с пунктом 9.1 Приложения № 12 к Инструкции, капитальный ремонт кровли из оцинкованной стали следует осуществлять с периодичностью не реже одного раза в 15 лет. Однако капитальный ремонт кровли режимного корпуса № 1 последние 20 лет не производился.
Наличие указанных выше выявленных нарушений санитарно-гигиенических требований ответчиками не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно пунктам 2.1, 2.5.1 и 2.5.2 Устава СИЗО-1, учреждение обязано создавать условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечивать охрану их прав, свобод и законных интересов, осуществлять материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных сторонами доказательств, а также объяснений их представителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области возложенных на него законом обязанностей, а также невыполнение выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц), создает угрозу их жизни и здоровью.
В связи с чем, заявленные требования о возложении обязанности на СИЗО-1 в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса №1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д.56, произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса №1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологических норм, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая социально-бытовую направленность выявленных нарушений, связанных с условиями проживания осужденных граждан, а также принимая во внимание пояснения представителя ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области о возможных сроках выполнения необходимых работ, данные в судебном заседании, суд полагает, что указанный прокурором шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда для исполнения решения соответствует ст. 206 ГПК РФ и является разумным.
Одновременно, судом учитывается то, что при наличии к тому оснований у ответчика имеется возможность обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений статьи 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с требованиями ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 № 518 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного на праве оперативного управления.
Указанное учреждение находится в ведении ФСИН России (п. п. 1.2, 1.3 Устава). Кроме того, контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества в силу п. 4.2 Устава осуществляет ФСИН России, а согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, именно в полномочия ФСИН России в силу подп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ входит право представлять Российскую Федерацию по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Учитывая изложенное, при недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.
В этой связи, довод стороны ответчика об отсутствии оснований для привлечения УФСИН России к субсидиарной ответственности является юридически не состоятельный.
Кроме того, довод стороны ответчика ФСИН России о том, что иск подан прокурором незаконно и необоснованно, при отсутствии предусмотренных ст. 45 ГПК РФ оснований, поскольку затрагивает интересы определенного круга граждан несостоятельны, поскольку иск инициирован прокурором в интересах лиц, содержащихся в следственном изоляторе, количественный состав постоянно меняется, в связи с чем, круг лиц, в интересах которых подан настоящий иск, следует признать неопределенным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования прокуратуры Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России удовлетворить.
Обязать ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Воронежской области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения:
- произвести капитальный ремонт крыши режимного корпуса № 1 по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, д. 56;
- произвести ремонт камер №№ 41, 42, 46, 58, 59, 60, 61, 62, 65, 67, 68, 69 режимного корпуса № 1, приведя их в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических норм.
При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта крыши режимного корпуса № 1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Буслаева В.И.
Решение в окончательной форме составлено 14 июля 2020 года.