Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2727/2014 ~ М-1562/2014 от 25.03.2014

Дело №2-2727/14

Строка №63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2014 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи:       Щербининой Г.С.,

при секретаре                                     Савенковой Е.Ю.

с участием:

заявителей Зеленова В.М., Алексеева И.Б.

представителей заявителей Зеленова В.М., Алексеева И.Б., допущенных к участию в деле по устному ходатайству – Супренок Б.Н., Жаковой Н.А.,

представителя заинтересованного лица, действия которого обжалуются -Администрации городского округа г.Воронеж, действующей на основании доверенности Сафоновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленова ФИО9, Алексеева ФИО10 о признании бездействия Администрации городского округа г.Воронеж незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения;

                                                     у с т а н о в и л:

Зеленов В.М., Алексеев И.Б. обратились в суд с заявлением о признании бездействия Администрации городского округа г.Воронеж незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указывают, что являются собственниками квартир и <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> принято решение по делу о возложении на Администрацию городского округа город Воронеж обязанности подготовить акт ГМВК обследования помещений, расположенных по адресу: <адрес>, и заключение ГМВК о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ жителям квартир многоквартирного <адрес> было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа города Воронежа, в котором сообщалось о том, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов пригодности (непригодности) муниципального жилья для проживания и признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции принято решение о признании <адрес> (Литера А) аварийным и подлежащим сносу. К ответу на обращение прилагалась копия заключения ГМВК от 22.10.2013 г. №27. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления в нарушение п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, не принято решение о дальнейшем использовании помещений аварийного дома и сроках отселения их собственников. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. На основании изложенного, с учетом уточнений, принятых к производству суда определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, заявители просят :

признать бездействие администрации городского округа город Воронеж незаконным в связи с тем, что:

администрацией городского округа город Воронеж не было направлено требование о сносе или реконструкции в разумный срок собственникам квартир в доме, расположенном по адресу: <адрес>;

не принято решения о переселении собственников изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение (предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению).

Обязать Администрацию городского округа - город Воронеж устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно: обязать издать постановление об изъятии жилых помещений - квартир , расположенных по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, и переселении собственников изымаемых жилых помещений в другое жилое помещение (предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению) в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

          В судебном заседании заявители Зеленов В.М., Алексеев И.Б., представители заявителей, допущенные к участию в деле по их устному ходатайству – Супренок Б.Н., Жакова Н.А., заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения на заявление (л.д.61-62), пояснив суду, что администрацией приняты все возможные меры для разрешения сложившейся ситуации. Так, постановлением Главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» Управлению жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж поручено: в течение 14 календарных дней с момента выхода настоящего постановления предъявить собственникам помещений в <адрес> (литера А) требования о сносе дома в срок – один год; по истечении одного года со дня предъявления требований о сносе, в случае невыполнения собственниками требований о сносе аварийного <адрес> (литера А), обеспечить организационные мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городского округа г.Воронеж, в порядке, предусмотренном ст.32 жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №188-ФЗ (л.д.58). Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений <адрес>, в том числе - Алексееву И.Б. и Зеленову В.М., были направлены письменные уведомления №, о необходимости в течение одного года принять решение о сносе дома. Доказательств того, что имеет место бездействие со стороны администрации суду не представлено.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

    Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

По смыслу ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц, органов местного самоуправления незаконными суд должен установить наличие следующих условий: оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как отмечается в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия)".

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, действие ( бездействия) которого обжалуются.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 7), судом установлено, что заявитель Зеленов В.М. является собственником <адрес>, площадью 19, 8 кв.м, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.

Заявитель Алексеев И.Б. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, площадью 19 кв.м, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 8). Также собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> является <данные изъяты> ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – ГМВК) принято решение о признании <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу (л.д.43-47).

При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47; учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления решение по заключению ГМВК от ДД.ММ.ГГГГ о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ - не принималось.

Постановлением администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» Управлению жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поручено:

- в течение 14 календарных дней с момента выхода настоящего постановления предъявить собственникам помещений в <адрес> (литера А) требования о сносе дома в срок – один год;

- по истечении одного года со дня предъявления требований о сносе, в случае невыполнения собственниками требований о сносе аварийного <адрес> (литера А), обеспечить организационные мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городского округа г.Воронеж, в порядке, предусмотренном ст.32 жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №188-ФЗ (л.д.58).

Однако данное постановление не содержит распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения и сроков отселения физических лиц.

Статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п.6 ст.14 Устава городского округа г.Воронеж (п. 6 в ред. решения Воронежской городской Думы от 27.03.2013 N 1109-III) к вопросам местного значения городского округа отнесены: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, выполнение требований п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, является обязанностью администрации городского округа г.Воронеж.

Поскольку органом местного самоуправления - администрацией городского округа г.Воронеж не принято решение, отвечающее требованиям п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требования заявителей о понуждении администрации городского округа г.Воронеж к исполнению указанных обязанностей являются обоснованными.

Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что глава администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, а в остальных случаях принимает решения в форме постановлений.

Таким образом, глава администрации должен издать постановление о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Как установлено судом, на протяжении длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа г.Воронеж не принимались предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации меры по расселению граждан в доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно не направлялись требования собственникам квартир о сносе или реконструкции указанного дома собственными силами, чем нарушались права граждан на безопасные условия проживания. Указанные обстоятельства являются основанием для признания бездействия Администрацией городского округа г.Воронеж, выразившегося в непринятии мер по расселению граждан в разумные сроки, незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» собственникам жилых помещений <адрес>, в том числе - Алексееву И.Б. и Зеленову В.М., были направлены письменные уведомления №, о необходимости в течение одного года принять решение о сносе дома.

ДД.ММ.ГГГГ Зеленов В.М. и Алексеев И.Б. обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о переселении их до истечения годичного срока, установленного Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу», с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с учетом его стоимости в выкупную цену на основании ч.4 и ч.8 ст.32 ЖК, поскольку техническое состояние квартир предоставляет угрозу жизни (л.д.75-76).

Постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу», предусматривающее годичный срок принятия решения о сносе дома собственниками жилых помещений <адрес>, заявителями не обжаловалось.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация городского округа г.Воронеж может принять решение об изъятии жилых помещений в аварийном доме, только по истечении установленного собственникам квартир срока о сносе жилого помещения за счет собственных средств.

Учитывая, что срок принятия решения о сносе дома собственниками жилых помещений <адрес> - не истек, основания для принятия администрацией городского округа г.Воронеж решения об изъятии жилых помещений <адрес> – отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г.Воронеж, выразившееся :

- в не принятии решения и не издании постановления с указанием о дальнейшем использовании помещений в <адрес> (литера А) и сроках отселения физических лиц;

- в не принятии в разумные сроки мер, предусмотренных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению граждан в доме, расположенном по адресу: <адрес> (литера А), а именно не направлении требования собственникам квартир о сносе или реконструкции указанного дома собственными силами.

Обязать администрацию городского округа г.Воронеж в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений в <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц.

В остальной части требования заявителей Зеленова ФИО11 и Алексеева ФИО12 – оставить без удовлетворения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                                                     Щербинина Г.С.

Дело №2-2727/14

Строка №63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2014 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи:       Щербининой Г.С.,

при секретаре                                     Савенковой Е.Ю.

с участием:

заявителей Зеленова В.М., Алексеева И.Б.

представителей заявителей Зеленова В.М., Алексеева И.Б., допущенных к участию в деле по устному ходатайству – Супренок Б.Н., Жаковой Н.А.,

представителя заинтересованного лица, действия которого обжалуются -Администрации городского округа г.Воронеж, действующей на основании доверенности Сафоновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленова ФИО9, Алексеева ФИО10 о признании бездействия Администрации городского округа г.Воронеж незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения;

                                                     у с т а н о в и л:

Зеленов В.М., Алексеев И.Б. обратились в суд с заявлением о признании бездействия Администрации городского округа г.Воронеж незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указывают, что являются собственниками квартир и <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> принято решение по делу о возложении на Администрацию городского округа город Воронеж обязанности подготовить акт ГМВК обследования помещений, расположенных по адресу: <адрес>, и заключение ГМВК о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ жителям квартир многоквартирного <адрес> было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа города Воронежа, в котором сообщалось о том, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов пригодности (непригодности) муниципального жилья для проживания и признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции принято решение о признании <адрес> (Литера А) аварийным и подлежащим сносу. К ответу на обращение прилагалась копия заключения ГМВК от 22.10.2013 г. №27. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления в нарушение п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, не принято решение о дальнейшем использовании помещений аварийного дома и сроках отселения их собственников. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. На основании изложенного, с учетом уточнений, принятых к производству суда определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, заявители просят :

признать бездействие администрации городского округа город Воронеж незаконным в связи с тем, что:

администрацией городского округа город Воронеж не было направлено требование о сносе или реконструкции в разумный срок собственникам квартир в доме, расположенном по адресу: <адрес>;

не принято решения о переселении собственников изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение (предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению).

Обязать Администрацию городского округа - город Воронеж устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно: обязать издать постановление об изъятии жилых помещений - квартир , расположенных по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, и переселении собственников изымаемых жилых помещений в другое жилое помещение (предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению) в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

          В судебном заседании заявители Зеленов В.М., Алексеев И.Б., представители заявителей, допущенные к участию в деле по их устному ходатайству – Супренок Б.Н., Жакова Н.А., заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., в удовлетворении заявленных требований просила отказать, представила письменные возражения на заявление (л.д.61-62), пояснив суду, что администрацией приняты все возможные меры для разрешения сложившейся ситуации. Так, постановлением Главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» Управлению жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж поручено: в течение 14 календарных дней с момента выхода настоящего постановления предъявить собственникам помещений в <адрес> (литера А) требования о сносе дома в срок – один год; по истечении одного года со дня предъявления требований о сносе, в случае невыполнения собственниками требований о сносе аварийного <адрес> (литера А), обеспечить организационные мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городского округа г.Воронеж, в порядке, предусмотренном ст.32 жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №188-ФЗ (л.д.58). Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений <адрес>, в том числе - Алексееву И.Б. и Зеленову В.М., были направлены письменные уведомления №, о необходимости в течение одного года принять решение о сносе дома. Доказательств того, что имеет место бездействие со стороны администрации суду не представлено.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

    Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

По смыслу ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц, органов местного самоуправления незаконными суд должен установить наличие следующих условий: оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как отмечается в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия)".

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, действие ( бездействия) которого обжалуются.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 7), судом установлено, что заявитель Зеленов В.М. является собственником <адрес>, площадью 19, 8 кв.м, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.

Заявитель Алексеев И.Б. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, площадью 19 кв.м, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 8). Также собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> является <данные изъяты> ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – ГМВК) принято решение о признании <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу (л.д.43-47).

При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47; учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления решение по заключению ГМВК от ДД.ММ.ГГГГ о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ - не принималось.

Постановлением администрации городского округа г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» Управлению жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поручено:

- в течение 14 календарных дней с момента выхода настоящего постановления предъявить собственникам помещений в <адрес> (литера А) требования о сносе дома в срок – один год;

- по истечении одного года со дня предъявления требований о сносе, в случае невыполнения собственниками требований о сносе аварийного <адрес> (литера А), обеспечить организационные мероприятия по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городского округа г.Воронеж, в порядке, предусмотренном ст.32 жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года №188-ФЗ (л.д.58).

Однако данное постановление не содержит распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения и сроков отселения физических лиц.

Статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п.6 ст.14 Устава городского округа г.Воронеж (п. 6 в ред. решения Воронежской городской Думы от 27.03.2013 N 1109-III) к вопросам местного значения городского округа отнесены: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, выполнение требований п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, является обязанностью администрации городского округа г.Воронеж.

Поскольку органом местного самоуправления - администрацией городского округа г.Воронеж не принято решение, отвечающее требованиям п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требования заявителей о понуждении администрации городского округа г.Воронеж к исполнению указанных обязанностей являются обоснованными.

Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что глава администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, а в остальных случаях принимает решения в форме постановлений.

Таким образом, глава администрации должен издать постановление о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Как установлено судом, на протяжении длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа г.Воронеж не принимались предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации меры по расселению граждан в доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно не направлялись требования собственникам квартир о сносе или реконструкции указанного дома собственными силами, чем нарушались права граждан на безопасные условия проживания. Указанные обстоятельства являются основанием для признания бездействия Администрацией городского округа г.Воронеж, выразившегося в непринятии мер по расселению граждан в разумные сроки, незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу» собственникам жилых помещений <адрес>, в том числе - Алексееву И.Б. и Зеленову В.М., были направлены письменные уведомления №, о необходимости в течение одного года принять решение о сносе дома.

ДД.ММ.ГГГГ Зеленов В.М. и Алексеев И.Б. обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о переселении их до истечения годичного срока, установленного Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу», с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с учетом его стоимости в выкупную цену на основании ч.4 и ч.8 ст.32 ЖК, поскольку техническое состояние квартир предоставляет угрозу жизни (л.д.75-76).

Постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в связи с признанием <адрес> (литера А) аварийным и подлежащим сносу», предусматривающее годичный срок принятия решения о сносе дома собственниками жилых помещений <адрес>, заявителями не обжаловалось.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация городского округа г.Воронеж может принять решение об изъятии жилых помещений в аварийном доме, только по истечении установленного собственникам квартир срока о сносе жилого помещения за счет собственных средств.

Учитывая, что срок принятия решения о сносе дома собственниками жилых помещений <адрес> - не истек, основания для принятия администрацией городского округа г.Воронеж решения об изъятии жилых помещений <адрес> – отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г.Воронеж, выразившееся :

- в не принятии решения и не издании постановления с указанием о дальнейшем использовании помещений в <адрес> (литера А) и сроках отселения физических лиц;

- в не принятии в разумные сроки мер, предусмотренных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по расселению граждан в доме, расположенном по адресу: <адрес> (литера А), а именно не направлении требования собственникам квартир о сносе или реконструкции указанного дома собственными силами.

Обязать администрацию городского округа г.Воронеж в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений в <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц.

В остальной части требования заявителей Зеленова ФИО11 и Алексеева ФИО12 – оставить без удовлетворения.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                                                     Щербинина Г.С.

1версия для печати

2-2727/2014 ~ М-1562/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алексеев Игорь Борисович
Зеленов Вячеслав Михайлович
Другие
АГО г. Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Щербинина Галина Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2014Передача материалов судье
28.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.05.2014Предварительное судебное заседание
05.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.07.2014Предварительное судебное заседание
09.07.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.08.2014Предварительное судебное заседание
07.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.09.2014Предварительное судебное заседание
19.09.2014Судебное заседание
19.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2014Дело оформлено
19.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее