1
Гражданское дело №2-244/2010г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 сентября 2010 года р.п. Радищеве
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Фирулевой Л.И.,
с участием помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Тарасова А.В.,
при секретаре Елизаровой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совету депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совету депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, об обязании администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совета депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение внести изменения в устав муниципального образования Калиновское сельское поселение в части правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Радищевского района проведена проверка правовой базы органов местного самоуправления муниципального образования Калиновское сельское поселение в сфере исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе её выявлены следующие нарушения закона.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
2
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на все территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверкой установлено, что положение Устава муниципального образования Калиновское сельское поселение (далее - Устав), принятого решением Совета депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение от Дата обезличена Номер обезличен и зарегистрированного Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу, с изменениями и дополнениями, в части противоречат действующему федеральному законодательству, а именно все изменения действующего законодательства Российской Федерации своевременно не находят своё отражение в Уставе муниципального образования Калиновское сельское поселение.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившего в
силу с 01.05.2009, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на
осуществление муниципального контроля, установление их организационной
структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в
соответствии с уставом муниципального образования. Вышеуказанной статьей
закона органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль, наделены следующими полномочиями: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля, организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в
3
соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждается Правительством Российской Федерации, осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
В настоящее время, как показывает проверка, требования ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не исполнены, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять на территории поселения муниципальный контроль, не определены. Административный регламент, регулирующий порядок проведения проверок, не разработан, соответствующие изменения в Устав поселения не подготовлены и не внесены.
Таким образом, анализ Устава показывает, что он не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.
Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие соответствующих правовых норм может привести к необоснованным проверкам субъектов предпринимательской деятельности, нарушению их прав. Круг лиц, чьи права могут быть затронуты данными проверками, определить не представляется возможным.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ муниципальный контроль предполагает собой осуществление мероприятий по проверке соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами, и такие мероприятия могут быть признанны правомерными, если они проведены уполномоченными субъектами контроля, а потому урегулирование вопросов по определению органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установлению их организационной структуры, полномочий и функций и порядка их деятельности создает необходимую первооснову для признания проверочных мероприятий проведенными в рамках закона.
Муниципальный контроль имеет своей целью не только защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, но направлен на предупреждение и устранение нарушений, имеющих место в их деятельности, и, соответственно, направлен на защиту лиц, прибегающих к услугам субъектов предпринимательской деятельности, а круг таких лиц определить невозможно.
В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Тарасов А.В. отказался от исковых требований к администрации
4
муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совету депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение в части обязания их внести изменения в устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, в остальной части исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Определением Радищевского районного суда от Дата обезличена года отказ истца от иска в части принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Представитель ответчика - администрации МО Калиновское сельское поселение - и.о. главы администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Галицкова В.А., иск признала.
Представитель ответчика - Совета депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение - Калинина Н.В., действующая по доверенности, иск признала, пояснив, что разработан проект решения Совета депутатов о внесении изменений в Устав МО Калиновское сельское поселение с учетом норм Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проект его направлен на антикоррупционную и правовую экспертизу.
Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 Федерального закона РФ №131-Ф3 от 06 октября 2003 года (ред. от 27.07.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-Ф3) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут
5
ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
26 декабря 2008 года принят Федеральный закон РФ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294-ФЗ), который, за исключением ряда положений, для которых предусмотрены иные сроки, вступил в силу с 1 мая 2009 года.
В соответствии с ч.4 ст.2 Закона №294-ФЗ (ред. от 30.07.2010 года) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст.6 Закона №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования.
Частью 3 ст.27 Закона №294-ФЗ определено, что нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Исходя из этого следует, что Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена норма, по которой вопросы определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности должны быть определены уставом муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что в Уставе МО Калиновское сельское поселение, правовые нормы, регламентирующие определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, не содержатся.
Разработка проекта решения о внесении изменений в Устав, направление его на антикоррупционную и правовую экспертизу, не свидетельствует об исполнении органами местного самоуправления возложенной законом обязанности по
6
своевременному внесению изменений в устав, поскольку данные действия не порождают никаких правовых последствий.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Закон №294-ФЗ вступил в законную силу с 01 мая 2009, однако до настоящего времени требования его органами местного самоуправления МО Калиновское сельское поселение не выполнены, в Устав муниципального образования соответствующие изменения и дополнения не внесены, суд находит бездействие органов местного самоуправления незаконным.
Статьей 46 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Уставом муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение от Дата обезличена года Номер обезличен, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской федерации по Приволжскому федеральному округу Дата обезличена года, предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами совета депутатов, Главой администрации поселения, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы, а также иными субъектами, установленными законодательством.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что субъектами, уполномоченными инициировать процедуру внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования, являются как Совет депутатов, так и администрация муниципального образования, которые тем самым являются надлежащими ответчиками по делу. Несмотря на это, указанными органами местного самоуправления не приняты меры к своевременному внесению в Устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
7
Муниципальный контроль предполагает собой осуществление мероприятий по проверке соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами, и такие мероприятия могут быть признаны правомерными, если они проведены уполномоченными субъектами контроля, а потому урегулирование вопросов по определению органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установлению их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности создает необходимую первооснову для признания проверочных мероприятий проведенными в рамках закона.
Судом учитывается, что муниципальный контроль имеет своей целью не только защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, но и направлен на предупреждение, устранение нарушений, имеющих место в их деятельности, направлен также на защиту лиц, прибегающих к услугам субъектов предпринимательской деятельности, а круг таких лиц определить не представляется возможным.
Данное обстоятельство определено п.1 ст. 18 Закона №294-ФЗ, где указано, что должностные лица органа муниципального контроля обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. При этом законодателем установлено, что такие проверки должны быть своевременными. Отсутствие же в Уставе муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, определяющих, какими органами могут проводиться контрольные мероприятия, влечет, невозможность его надлежащего осуществления.
С учетом этого, суд считает, что заявление прокурора подано в защиту гарантированных Конституцией прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре РФ», поэтому обращение прокурора с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является юридически обоснованным и законным.
В связи с изложенным, суд также считает, что иск прокурора Радищевского района Ульяновской области подлежит удовлетворению.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совету депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение
8
органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Совета депутатов муниципального образования Калиновское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования Калиновское сельское поселение правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Л.И.Фирулева