Дело №2-23/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 г.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Шаркова Александра Александровича к МКП «Водоканал», МКП «Водопроводно-канализационные сети» о признании незаконным начисления оплаты за потребление холодной, горячей воды и канализации на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы за расход холодной, горячей воды и канализации.
У с т а н о в и л
Шарков А.А. обратился в суд с иском к МКП «Водоканал», МКП «Водопроводно-канализационные сети» о признании незаконным начисления оплаты за потребление холодной, горячей воды и канализации на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы за расход холодной, горячей воды и канализации, мотивируя тем, что он является собственником квартиры <данные изъяты> в многоквартирном доме <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>. Предоставленные ему коммунальные услуги он оплачивает. В то же время расчет коммунальной услуги, предоставляемой ответчиками он считает не корректным, нарушающим его права как потребителя данной услуги. В платежных документах ему выставляют счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержанию общедомового имущества, что является неправомерным, поскольку места общего пользования многоквартирного дома в котором он проживает, не оборудованы водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Просит признать действия ответчиком по начислению оплаты за потребление холодной, горячей воды и канализации на общедомовые нужды незаконными, и обязать произвести перерасчет платы за расход холодной, горячей воды и канализации.
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснил, что многоквартирный дом, в котором он проживает является жилищно-строительным кооперативом и управляется непосредственно самим кооперативом. О том, что договор на снабжение водой и водоотведение заключен между ЖСК и ответчиками ему не было известно.
Представитель ответчика МКП «Водоканал» Кузнецов А.Г. требования не признал и пояснил, что в согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "6" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договорово приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).
01.01.2014г. между ООО «Сердобские водопроводные сети» и жилищно-строительным кооперативом № 10 «Олимпийский» был заключен договор холодного водоснабжения № 1/384, согласно которому предприятие водопроводно-канализационного хозяйства осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду. К указанному договору приложены приложения № 1, 2 (акты о разграничении балансовой и эксплуатационной ответственности) но сетям водоснабжения, согласно которых наружная водопроводная линия от колодца ВК-1 до здания ЖСК-10 «Олимпийский» пр. <адрес>, включая запорную арматуру в колодце ВК-1, включая колодец ВК-2 с запорной арматурой, находятся на балансе и в эксплуатационной ответственности ЖСК-10 Юлимпийский».
Согласно приложению № 5 к данному договору в ЖСК-10 «Олимпийский» были установленьш введены в эксплуатацию 4 (общедомовых) прибора учета.
ООО «Сердобские водопроводные сети» действовали на основании агентского договора № 1 заключенного между ООО и МКП «Водоканал» города Сердобска Сердобского района, согласно которого последний поручал ООО от своего имени заключать договоры холодного водоснабжения, выставлять оплату потребителям, собирать денежные средства за оказанные услуги и т. д.
01.01.2016г. ООО «Сердобские водопроводные сети» прекратили свою деятельность по агентскому договору, а с 04.03.2016г. было снято с учета в налоговом органе, таким образом, МКП «Водоканал» продолжал оказывать услуги по холодному водоснабжению как юридическим так и физическим лицам города Сердобска.
01.01.2018г. между МКП «Водоканал» города Сердобска Сердобского района и жилищностроительным кооперативом № 10 «Олимпийский» был заключен договор холодного водоснабжения № 1/384 с аналогичными приложениями.
Объемы потребления холодной питьевой воды определяются по показаниям общедомового прибора учета и выставляются ЖСК на основании актов снятия показаний с общедомового прибора учета. Начисление по общедомовому прибору учета производятся по формуле 11 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Правительством РФ № 354. В период с 09.08.2019г. по 05.09.2019г. в связи с поступлением письменного обращения Шаркова А. А. 05.08.2019г. в Государственную инспекцию в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Госжилстройтехинспекдия Пензенской области), в предприятии была проведена внеплановая, документарная проверка, по результатам которой не было выявлено фактов несоответствия требований нормативных правовых актов.
Представитель ответчика МКП «Водопроводно-канализационные сети» Кузнецов А.Г. исковые требования не признал по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица ЖСК-10 председатель ЖСК Холодкова Н.А. в суде пояснила, что ЖСК-10 не заключало договор с какой-либо управляющей компанией. Договор на водоснабжение и водоотведение заключен с МКП «Водоканал» и МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство». Количество потребленного ресурса учитывается на основании общедомового прибора учета. Члены ЖСК платят за услуги в ресурсоснабжающие организации на основании показателей их внутриквартирных приборов учета. Решением общего собрания членов ЖСК было принято решение о начислении платы за ОДН в ресурсоснабжающие организации.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, в "Российской газете" 2011 г., 1 июня).
В пункте 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, приведен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, газа и электрической энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил.
Оспариваемые положения Правил не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 42 Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом или нежилом помещении.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении.
Оспариваемое положение также не противоречит и статье 544 ГК РФ, устанавливающей, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность потребителя вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, установлена пунктом 40 Правил.
В соответствии с новой редакцией пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, определяется исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определяемых путем распределения между потребителями объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме, пропорционально площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом распределяемый в соответствии с формулами, приведенными в приложении N 2 к Правилам N 354, между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в каждом расчетном периоде не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствующем многоквартирном доме, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Установленный в пункте 44 Правил N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам (пункт 44).
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N АКПИ13-56, от 3 декабря 2012 г. N АКПИ12-1326 проверена законность пунктов 40, 44 Правил, пункта 10 приложения N 2 к ним признано, что оплата потребителем коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги объема коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды, пропорционально площади принадлежащих им помещений от общей площади многоквартирного дома, соответствует требованиям федерального закона.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
Как видно из решения общего собрания членов ЖСК-10 от 16 января 2017 г., начисление общедомовых нужд по приборам учета холодной воды передано в МКП «Водоканал».
Как следует из материалов многоквартирный дом <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> является жилищно-строительным кооперативом (ЖСК-10), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что между ЖСК-10 и ответчиками, являющимися ресурсоснабжающими организациями, заключены договоры на подачу холодной воды и водоотведение.
В обоснование исковых требований ресурсоснабжающая организация ссылается на то, что в период с января 2017 года она осуществила поставку холодной воды на содержание общего имущества ЖСК - 10.
Факт поставки коммунального ресурса в ЖСК-10, в том числе и на содержание общего имущества, подтверждается показаниями коллективных приборов учета.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с 01.01.2017 г. ответчики осуществляли поставку коммунального ресурса - холодной питьевой воды и водоотведение, в том числе на общедомовые нужды, на основании договоров ресурсоснабжения.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
В судебном заседании установлено, что объемы потребления холодной питьевой воды определяются по показаниям общедомового прибора учета и выставляются ЖСК на основании актов снятия показаний с общедомового прибора учета.
Начисление по общедомовому прибору учета производятся по формуле 11 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Правительством РФ № 354.
Доводы истца о том, что действия ответчиков по начислению платы за общедомовые нужды противоречат подпункту 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, суд находит несостоятельными, поскольку данные правила устанавливают нормативы потребления, а не порядок определения размера расходов на общедомовые нужды.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Шаркова Александра Александровича к МКП «Водоканал», МКП «Водопроводно-канализационные сети» о признании незаконным начисления оплаты за потребление холодной, горячей воды и канализации на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы за расход холодной, горячей воды и канализации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А.Рыбалко.
Мотивированное решение изготовлено 22.01.2020 г.
Судья В.А.Рыбалко.