Дело №12-1-63/2020
УИД 33RS0001-01-2019-004729-20 .
РЕШЕНИЕ
13 января 2020 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Денисова Н.А.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Маркиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маркиной М.Ю. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Т. № 273 от 16 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Маркиной М.Ю.,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области Т. № 273 от 16 октября 2019 г. Маркина М.Ю. привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г. Владимира от 12 ноября 2019 г. жалоба Маркиной М.Ю. направлена на рассмотрение по подведомственности в Собинский городской суд Владимирской области.
Из протокола об административном правонарушении № 515 от 16 сентября 2019 г. следует, что 9 июля 2019 г. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «с/х производство», с кадастровым номером NN площадью 555200 кв.м, расположенном: <...>, принадлежащем на праве общей долевой собственности Маркиной М.Ю. (доля в праве 28500/555200, за NN от ДД.ММ.ГГГГ), обнаружено зарастание сорной растительностью (пижма, бодяк полевой, цикорий, ромашка), вся площадь данного земельного участка покрыта сухостойной подушкой.
Таким образом, Маркина М.Ю. не выполняет мероприятия по защите земельного участка сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной растительностью.
Маркина М.Ю. обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление. В обоснование указав, что не оспаривает факт выявленного административного правонарушения, но с учётом материального положения, просит уменьшить размер назначенного штрафа до 10 000 рублей.
Управление Россельхознадзора по Владимирской области надлежащим образом извещены о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направили, ходатайств об отложении не заявляли.
Поскольку неявка указанного лица не является препятствием к рассмотрению жалобы, считаю возможным в порядке ст. 30.6 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Маркина М.Ю. в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно указала, что совокупный доход её семьи составляет 50 000 рублей. Ежемесячно она выплачивает кредитные обязательства в размере 20 000 рублей, оплачивает коммунальные платежи в размере 6 000 рублей, помогает сыну выплачивать алименты на содержание ребёнка от первого брака в размере 6 000 рублей ежемесячно, поскольку у последнего на иждивении находится несовершеннолетний ребёнок, которого он воспитывает один.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Маркину М.Ю., прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков, обязаны, в числе прочего, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения.
Из материалов дела следует, что в отношении Маркиной М.Ю. в период с 9 июля по 5 августа 2019 г. на основании распоряжения главы администрации Собинского района от 17 апреля 2019 г. № 439, в связи с обращением главы администрации МО Черкутинское, должностным лицом была проведена проверка в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства.
Согласно акту проверки № 439 от 9 июля 2019 г., составленному должностным лицом в рамках осуществления муниципального земельного контроля на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером NN, площадью 555200 кв.м (доля в праве 28500/555200, за NN от ДД.ММ.ГГГГ), расположенном: <...>, находящегося в собственности Маркиной М.Ю., выявлено, что данный земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства: площадь данного земельного участка покрыта подушкой сухостойной, сквозь подушку росла молодая сорная трава (пижма, бодяк полевой, цикорий, ромашка). Порядок проведения проверки должностными лицами комитета по управлению имущества администрации Собинского района не нарушен. 23 июля 2019 г. материалы внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения NN направлены для рассмотрения административного правонарушения в Управление Россельхознадзора по Владимирской области, по результатам которого принято обжалуемое постановление.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Выявленный факт также подтверждается фотоматериалами к акту проверки, которые позволяют объективно определить состояние поверхности земельного участка.
Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется, в акте проверки сделана запись о техническом средстве, примененном для проведения фотосъемки.
Таким образом, административным органом обоснованно установлен факт не выполнения на земельном участке обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной растительностью. Факт нарушения п.п. 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации Маркиной М.Ю. ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей и тем самым совершения данного административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Согласно выписке из ЕГРН, Маркина М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером NN, площадью 555200 кв.м (доля в праве 28500/555200, за NN от ДД.ММ.ГГГГ)
При таких обстоятельствах бездействие Маркиной М.Ю. образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Наличие на вышеуказанном земельном участке выявленных нарушений Маркиной М.Ю. в судебном заседании не оспаривалось, как и её вина в совершении вышеуказанного правонарушения.
Каких-либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
Из материалов дела усматривается, что извещение о дате проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля и копия распоряжения главы администрации Собинского района от 17 апреля 2019 г. № 439 о проведении внеплановой выездной проверки направлена в адрес заявителя и получена ею 8 мая 2019 г., о чём в материалах дела имеется почтовое уведомление.
Маркина М.Ю., уведомленная надлежащим образом, на проверку не явилась, что следует из акта проверки № 439 от 9 июля 2019 г.. Согласно сопроводительному письму № 34 от 17 июля 2019 г. Маркиной М.Ю. направлены копия данного акта проверки, предписание № 31 от 9 июля 2019 г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ. 23 июля 2019 г. материалы внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения NN направлены для рассмотрения административного правонарушения в Управление Россельхознадзора по Владимирской области. 26 июля 2019 г. Управлением Россельхознадзора по Владимирской области Маркиной М.Ю. направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 16 сентября 2019 г. На составление протокола Маркина М.Ю. не явилась, в связи с чем данный процессуальный документ был составлен в её отсутствие, что соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 16 октября 2019 г. были направлены в адрес заявителя, указанные документы получены 25 сентября 2019 г., о чём в материалах дела имеется уведомление. При рассмотрении должностным лицом административного органа 16 октября 2019 г. дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Маркиной М.Ю., последняя согласилась с выявленными нарушениями.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Маркиной М.Ю. должностное лицо административного органа исследовало доказательства, сочло их достаточными, оценило их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришло к мотивированным и обоснованным выводам по делу, правильно квалифицировало действия Маркиной М.Ю. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и обоснованно признало её вину в инкриминируемом правонарушении доказанной.
Оснований для применения положений по данному делу ст. 2.9 КоАП РФ судьей не установлено.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, не усматриваю оснований для признания данного правонарушения малозначительным. Характер совершенного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования свидетельствует о его повышенной общественной опасности, существенной угрозе охраняемым общественным интересам.
Процессуальных нарушений при производстве по данному делу, способных повлечь отмену вынесенного постановления, не установлено. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
С учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, установленного материального положения Маркиной М.Ю., полагаю возможным применить положения ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ - назначение ей наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░. № 273 ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 8.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. 2.2 ░░. 4.1 ░░░░ ░░ ░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ .
.