ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 ноября 2021 года г. Орел
Судья Советского районного суда г.Орла Бардина Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении:
Егорова С.В., <данные изъяты>, не привлекавшего к административной ответственности, предусмотренной главой 20 КоАП РФ,
установил:
Егоров С.В. ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты>., находясь по адресу: <...>, совершил действия по организации несанкционированного публичного мероприятия, а именно, разместил в сети Интернет в социальной сети «<данные изъяты>» на своей личной странице по электронному адресу: <...> информационный пост следующего содержания: «Друзья, кто завтра придет? Скажите как есть! ВНИМАНИЕ 13 ноября, город Орел, памятник Ивану Грозному, 14:00. Всем кто против QR- кодов. Запись обращения к Президенту РФ. Надо более 50 человек. Передайте всем небезучастным» с призывом неопределенного круга граждан к участию в несогласованном с органами исполнительной власти города Орла публичном массовом мероприятии, то есть в нарушении Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В судебном заседании Егоров С.В. вину во вмененном правонарушении не признал, пояснил, что он не организовывал и не принимал участие в несанкционированном мероприятии, осуществил репост, указанной в протоколе об административном правонарушении записи с целью опроса мнения своих подписчиков относительно запланированного мероприятия. При этом сама информация о проведении мероприятия ему стало известна путем ознакомления с ней в новостной ленте на своей странице в социальной сети «Вконтакте», которая была опубликована пользователем «Алексей Павликов».
Выслушав мнение лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, судья приходит к следующему.
Согласно статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрено, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно статье 3 Федерального закона №54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципах: законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (части 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 статьи 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 5 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что к организации публичного мероприятия относится, в том числе оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
То есть закон не содержит прямого указания, какие совершаемые действия относятся к организации публичного мероприятия и характеризуют лицо как организатора публичного мероприятия; а также не ограничивает организаторов либо иных лиц, формах проведения такой акции, в связи с чем такая акция может быть проведена и посредством электронных средств массовой информации, к которым отнесена компьютерная сеть Интернет.
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях) (пункт 28 данного постановления Пленума).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Событие совершенного Егоровым С.В. административного правонарушения изложено в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ №*** должным образом, конкретизировано, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ соответствует требованиям статье 28.2 КоАП РФ, в связи с чем, данный протокол может служить доказательством по делу.
Виновность Егорова С.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ №***, из которого следует размещение записи о проведении ДД.ММ.ГГ публичного мероприятия; рапортом оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Орловской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГ, актом осмотра интерн – сайта, составленными должностными лицами от ДД.ММ.ГГ, в которых указаны обстоятельства аналогичные изложенным в протоколе об административном правонарушении; прин-скрином страниц учетной записи Егорова С.В. в социальной сети «<данные изъяты>», где имеется сообщение: «Друзья, кто завтра придет? Скажите как есть! ВИНИМАНИЕ 13 ноября, <...>, памятник Ивану Грозному, 14:00. Всем кто против QR- кодов. Запись обращения к Президенту РФ. Надо более 50 человек. Передайте всем небезучастным; ответом администрации муниципального образования «город Орел» от ДД.ММ.ГГ, согласно которому публичные мероприятия на территории город Орла 13 и 14 ноября 2021 г. не согласовывались; фото и видео изображениями проведенного публичного мероприятия.
В связи с чем, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, судья считает вину Егорова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, полностью доказанной.
Доводы Егорова С.В. о том, что он всего лишь скопировал пост, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку, распространив указанную информацию, носящую побудительный характер к призыву граждан прийти в определенное время, в определенное место и с одной единой целью для публичного выражения общественного мнения по поводу единой проблемы общественно-политического характера, Егоров С.В. фактически принял на себя обязанности организатора данного публичного мероприятия, поскольку данный текст адресован неограниченному кругу лиц.
Вышеуказанное не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П.
Как указывал Европейский Суд в ряде своих решений он признает, что преследование за организацию или участие в демонстрации, в отношении которой отсутствовало предварительное уведомление, могло быть направлено на предотвращение беспорядков (Решение Европейского Суда по делу «Зилиберберг против Республики Молдова»).
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Учитывая фактические обстоятельства дела, характер совершенного Егоровым С.В. административного правонарушения, объектами которого являются общественный порядок и общественная безопасность, личность Егорова С.В., его имущественное положение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья считает необходимым подвергнуть его административному наказанию в виде обязательных работ на срок 22 часа.
Ограничения к назначению данного вида наказания, установленные частью 3 статьи 3.13 КоАП РФ, отсутствуют.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.4, 28.1 – 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Егорова С.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде в виде обязательных работ на срок 22 (двадцать два) часа с отбыванием на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня его получения через Советский районный суд г.Орла.
Судья Е.Е. Бардина