Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1511/2014 ~ М-160/2014 от 13.01.2014

№ 2-1511/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» марта 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Клочковой Е.В.,

при секретаре Олейник А.С.,

с участием сторон,

в отсутствие представителя 3-его лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куницкого ФИО11 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, восстановлении срока очереди для получения бесплатного участка с момента подачи заявления в Управу Советского района с 08.08.2012г., включении в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток,

У С Т А Н О В И Л:

Куницкий ФИО18 обратился в суд с иском, указав, что распоряжением Управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г. поставлен на учет с 08.08.2012 г. в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность на территории городского округа г.Воронеж, поскольку Куницкий ФИО19 относится к льготной категории граждан - многодетная семья (сын - ФИО4, 1996 года рождения, дочь - ФИО5, 2009 года рождения, сын - ФИО6, 2012 года рождения).

11.10.2012г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о представлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании писем от 09.11.2013г. №, 30.11.2013 года № было отказано в праве на бесплатное получение земельного участка в собственность для ИЖС, т.к. истцом нарушен принцип однократности, и свое право на бесплатное предоставление земли его семья реализовала, поскольку его супруге Куницкой ФИО22, ранее, в 2001 году был предоставлен участок в <адрес>. 12.12.2013г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако истцу вновь было отказано в бесплатном выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании письма от 23.12.2013 года з. по тем же основаниям.

Считает отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении ему и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года незаконным, поскольку данное решение ущемляет права его многодетной семьи, поскольку в 2001 году, его супруга, не была еще многодетной матерью, не могла получить землю, как многодетная мать, и не нарушила принцип однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Супруга в то время не относилась к «Льготной категорией многодетных граждан имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков», она приобрела права на земельный участок, на котором, уже более 20 лет находился родительский дом на 4 хозяина; Участок за его супругой был закреплен в <адрес>, что не относится к городскому округу г.Воронеж, тогда, как участок многодетным семьям должен быть выделен именно в городском округе город Воронеж; Участок в п.г.т. Анна, размером всего 2 сотки, что на 6 соток меньше, положенного по закону многодетной семье.

Просит суд с учетом уточнений: признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении ему и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года .; восстановить пропущенный срок очереди для получения бесплатного участка, с момента подачи им заявления в управу Советского района, а именно с 8.08.2012 года; обязать ответчика включить его и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток.

Истец Куницкий ФИО20 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - ДИЗО по Воронежской области по доверенности Слесарева И.М с иском не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении. Поддержала имеющийся в материалах дела письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управы Советского района городского округа город Воронеж о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется заявление.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Под ненормативными актами, которые могут быть признаны судом недействительными, понимаются предусмотренные п.2 ст. 8 ГК РФ акты, являющиеся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, т.е. действия – юридические факты, совершаемые государственными органами любого уровня, начиная от Президента РФ до органов местного самоуправления. Форма акта не имеет значения. Ненормативными актами могут быть распоряжения, постановления, приказы, указания, письма, телеграммы и другие документы, содержащие соответствующее распорядительное действие, касающееся гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

То обстоятельство, что заявленные требования оформлены в форме искового заявлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

В силу ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области.

Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством:

1) индивидуальное жилищное строительство;

2) ведение садоводства:

3) ведение огородничества;

4) ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 указанного Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют многодетные семьи, земельный участок предоставляется одному из родителей.

К гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, в том числе находящихся под опекой и попечительством.

Как следует из материалов дела, в частности распоряжения управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г., справки о регистрации от 09.01.2014г., копии паспорта, свидетельств о заключении брака, о рождении, о государственной регистрации права, выписки из постановления о закреплении земельного участка от 01.10.2001г., сообщений из ДИЗО Воронежской области от 30.11.2012г., 23.12.2013г., 05.03.2013г., судом установлено, что Куницкий ФИО23. с 19.08.1995г. состоит в зарегистрированном браке с Куницкой ( ранее Бердниковой) ФИО24 Согласно свидетельств о рождении от брака семья Куницких имеет троих детей: сына - ФИО4, 1996 года рождения, дочь - ФИО5, 2009 года рождения, сына - ФИО6, 2012 года рождения

Таким образом, заявитель относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что стороной ответчика не оспаривалось.

Распоряжением Управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г. истец поставлен на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г.Воронеж, с даты подачи заявления - 08.08.2012г., поскольку относится к льготной категории граждан - многодетная семья.

11.10.2012г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о представлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании писем от 09.11.2013г. , 30.11.2013 года было отказано в праве на бесплатное получение земельного участка в собственность для ИЖС, т.к. истцом нарушен принцип однократности, и свое право на бесплатное предоставление земли его семья реализовала, поскольку его супруге Куницкой ФИО25, ранее, в 2001 году был предоставлен участок в <адрес>. 12.12.2013г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако истцу вновь было отказано в бесплатном выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании письма от 23.12.2013 года . по тем же основаниям.

Суд находит данный отказ незаконным, поскольку как установлено выше на основании Земельного кодекса, Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" истец относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности как имеющий трех и более детей, согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 указанного Закона. При этом в рамках данного Закона истцу и его супруге ранее земельный участок не предоставлялся.

В части доводов ответчика относительно того, что Постановлением администрации территории п.г.т. Анна Аннинского района Воронежской области от 01.10.2001 супруге истца Куницкой ФИО26 уже была предоставлена на праве общей долевой собственности, доля в праве в размере 1/4, бесплатно, на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальную жилую застройку, в связи с чем, имеет место неоднократность, суд находит необходимым отметить, что данный земельный участок был предоставлен супруге истца не в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ и данное обстоятельство не может рассматриваться как неоднократное предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно запрещенное согласно п.2 ст. 12 Закона. В 2001 г. супруга истца, не являлась многодетной матерью и не относилась ни к одной из категорий, определенных впоследствии статьей 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ.

В данном случае ответчик, обосновывая отказ в предоставлении истцу земельного участка бесплатно, ошибочно ставит знак равенства между бесплатным предоставлением земельного участка семье истца вообще и бесплатным предоставление земельного участка в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" что является недопустимым.

Учитывая изложенное, следует признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении истцу и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года . - незаконным.

В связи с признанием отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении истцу и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года . незаконным, и наличием права истца на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности как имеющего трех и более детей, согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 Закона N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" требование истца об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО12 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012 года, также подлежит удовлетворению.

Требование Куницкого ФИО21 о восстановлении пропущенного срока очереди для получения бесплатного участка, с момента подачи заявления в управу Советского района, а именно с 08.08.2012 года, не подлежит удовлетворению, поскольку является производным и фактически вытекает из требования об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО13 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012г.

Требование истца о выделении ему в установленные законом сроки земельного участка в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, то есть выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Полномочия по формированию земельного участка принадлежат органам местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Выдел участка под индивидуальное жилищное строительство является обязанностью исполнительного органа государственной власти - ДИЗО Воронежской области. Формирование земельного участка предшествует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учета лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится органом местного самоуправления по заявлению граждан в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010г. № 1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги» «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства». В целях получения заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства заявитель направляет заявление по установленной форме.

В соответствии с Административным регламентом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду и постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.03.2011г. № 283 (п.2.8.) государственная услуга предоставляется на основании поступивших в Департамент письменных заявлений о предоставлении земельных участков. К заявлениям о предоставлении земельных участков для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнями согласно пункту 2.9 административного регламента (перечни документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, перечень документов, представляемых в Департамент на стадии обеспечения выбора земельного участка для рассмотрения возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства, перечень документов, представляемых в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства).

Росреестр в письме от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ).

Таким образом, ответчик не может предоставить земельный участок без предварительного формирования земельного участка, утверждения схемы расположения границ земельного участка, межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет как объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куницкого ФИО14 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, восстановлении срока очереди для получения бесплатного участка с момента подачи заявления в Управу Советского района с 08.08.2012г., включении в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении Куницкому ФИО27 и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года .

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО15 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012 года.

В остальной части исковые требования Куницкого ФИО16 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Клочкова

        

№ 2-1511/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» марта 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Клочковой Е.В.,

при секретаре Олейник А.С.,

с участием сторон,

в отсутствие представителя 3-его лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куницкого ФИО11 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, восстановлении срока очереди для получения бесплатного участка с момента подачи заявления в Управу Советского района с 08.08.2012г., включении в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток,

У С Т А Н О В И Л:

Куницкий ФИО18 обратился в суд с иском, указав, что распоряжением Управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г. поставлен на учет с 08.08.2012 г. в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность на территории городского округа г.Воронеж, поскольку Куницкий ФИО19 относится к льготной категории граждан - многодетная семья (сын - ФИО4, 1996 года рождения, дочь - ФИО5, 2009 года рождения, сын - ФИО6, 2012 года рождения).

11.10.2012г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о представлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании писем от 09.11.2013г. №, 30.11.2013 года № было отказано в праве на бесплатное получение земельного участка в собственность для ИЖС, т.к. истцом нарушен принцип однократности, и свое право на бесплатное предоставление земли его семья реализовала, поскольку его супруге Куницкой ФИО22, ранее, в 2001 году был предоставлен участок в <адрес>. 12.12.2013г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако истцу вновь было отказано в бесплатном выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании письма от 23.12.2013 года з. по тем же основаниям.

Считает отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении ему и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года незаконным, поскольку данное решение ущемляет права его многодетной семьи, поскольку в 2001 году, его супруга, не была еще многодетной матерью, не могла получить землю, как многодетная мать, и не нарушила принцип однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков. Супруга в то время не относилась к «Льготной категорией многодетных граждан имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков», она приобрела права на земельный участок, на котором, уже более 20 лет находился родительский дом на 4 хозяина; Участок за его супругой был закреплен в <адрес>, что не относится к городскому округу г.Воронеж, тогда, как участок многодетным семьям должен быть выделен именно в городском округе город Воронеж; Участок в п.г.т. Анна, размером всего 2 сотки, что на 6 соток меньше, положенного по закону многодетной семье.

Просит суд с учетом уточнений: признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении ему и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года .; восстановить пропущенный срок очереди для получения бесплатного участка, с момента подачи им заявления в управу Советского района, а именно с 8.08.2012 года; обязать ответчика включить его и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток.

Истец Куницкий ФИО20 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - ДИЗО по Воронежской области по доверенности Слесарева И.М с иском не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении. Поддержала имеющийся в материалах дела письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управы Советского района городского округа город Воронеж о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется заявление.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Под ненормативными актами, которые могут быть признаны судом недействительными, понимаются предусмотренные п.2 ст. 8 ГК РФ акты, являющиеся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, т.е. действия – юридические факты, совершаемые государственными органами любого уровня, начиная от Президента РФ до органов местного самоуправления. Форма акта не имеет значения. Ненормативными актами могут быть распоряжения, постановления, приказы, указания, письма, телеграммы и другие документы, содержащие соответствующее распорядительное действие, касающееся гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

То обстоятельство, что заявленные требования оформлены в форме искового заявлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

В силу ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области.

Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством:

1) индивидуальное жилищное строительство;

2) ведение садоводства:

3) ведение огородничества;

4) ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 указанного Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют многодетные семьи, земельный участок предоставляется одному из родителей.

К гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, в том числе находящихся под опекой и попечительством.

Как следует из материалов дела, в частности распоряжения управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г., справки о регистрации от 09.01.2014г., копии паспорта, свидетельств о заключении брака, о рождении, о государственной регистрации права, выписки из постановления о закреплении земельного участка от 01.10.2001г., сообщений из ДИЗО Воронежской области от 30.11.2012г., 23.12.2013г., 05.03.2013г., судом установлено, что Куницкий ФИО23. с 19.08.1995г. состоит в зарегистрированном браке с Куницкой ( ранее Бердниковой) ФИО24 Согласно свидетельств о рождении от брака семья Куницких имеет троих детей: сына - ФИО4, 1996 года рождения, дочь - ФИО5, 2009 года рождения, сына - ФИО6, 2012 года рождения

Таким образом, заявитель относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что стороной ответчика не оспаривалось.

Распоряжением Управы Советского района городского округа г.Воронеж от 15.08.2012г. истец поставлен на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г.Воронеж, с даты подачи заявления - 08.08.2012г., поскольку относится к льготной категории граждан - многодетная семья.

11.10.2012г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о представлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании писем от 09.11.2013г. , 30.11.2013 года было отказано в праве на бесплатное получение земельного участка в собственность для ИЖС, т.к. истцом нарушен принцип однократности, и свое право на бесплатное предоставление земли его семья реализовала, поскольку его супруге Куницкой ФИО25, ранее, в 2001 году был предоставлен участок в <адрес>. 12.12.2013г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако истцу вновь было отказано в бесплатном выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании письма от 23.12.2013 года . по тем же основаниям.

Суд находит данный отказ незаконным, поскольку как установлено выше на основании Земельного кодекса, Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" истец относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности как имеющий трех и более детей, согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 указанного Закона. При этом в рамках данного Закона истцу и его супруге ранее земельный участок не предоставлялся.

В части доводов ответчика относительно того, что Постановлением администрации территории п.г.т. Анна Аннинского района Воронежской области от 01.10.2001 супруге истца Куницкой ФИО26 уже была предоставлена на праве общей долевой собственности, доля в праве в размере 1/4, бесплатно, на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальную жилую застройку, в связи с чем, имеет место неоднократность, суд находит необходимым отметить, что данный земельный участок был предоставлен супруге истца не в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ и данное обстоятельство не может рассматриваться как неоднократное предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно запрещенное согласно п.2 ст. 12 Закона. В 2001 г. супруга истца, не являлась многодетной матерью и не относилась ни к одной из категорий, определенных впоследствии статьей 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ.

В данном случае ответчик, обосновывая отказ в предоставлении истцу земельного участка бесплатно, ошибочно ставит знак равенства между бесплатным предоставлением земельного участка семье истца вообще и бесплатным предоставление земельного участка в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" что является недопустимым.

Учитывая изложенное, следует признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении истцу и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года . - незаконным.

В связи с признанием отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении истцу и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года . незаконным, и наличием права истца на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности как имеющего трех и более детей, согласно пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 13 Закона N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" требование истца об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО12 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012 года, также подлежит удовлетворению.

Требование Куницкого ФИО21 о восстановлении пропущенного срока очереди для получения бесплатного участка, с момента подачи заявления в управу Советского района, а именно с 08.08.2012 года, не подлежит удовлетворению, поскольку является производным и фактически вытекает из требования об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО13 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012г.

Требование истца о выделении ему в установленные законом сроки земельного участка в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, то есть выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Полномочия по формированию земельного участка принадлежат органам местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Выдел участка под индивидуальное жилищное строительство является обязанностью исполнительного органа государственной власти - ДИЗО Воронежской области. Формирование земельного участка предшествует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учета лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится органом местного самоуправления по заявлению граждан в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010г. № 1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги» «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства». В целях получения заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства заявитель направляет заявление по установленной форме.

В соответствии с Административным регламентом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду и постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.03.2011г. № 283 (п.2.8.) государственная услуга предоставляется на основании поступивших в Департамент письменных заявлений о предоставлении земельных участков. К заявлениям о предоставлении земельных участков для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнями согласно пункту 2.9 административного регламента (перечни документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, перечень документов, представляемых в Департамент на стадии обеспечения выбора земельного участка для рассмотрения возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства, перечень документов, представляемых в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства).

Росреестр в письме от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ).

Таким образом, ответчик не может предоставить земельный участок без предварительного формирования земельного участка, утверждения схемы расположения границ земельного участка, межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет как объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куницкого ФИО14 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, восстановлении срока очереди для получения бесплатного участка с момента подачи заявления в Управу Советского района с 08.08.2012г., включении в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный правительством Воронежской области, не позднее 8.08.2012 года, и в установленные законом сроки выделить земельный участок в городском округе город Воронеж, размером не менее 8 соток удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в предоставлении Куницкому ФИО27 и его семье, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 23.12.2013 года .

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области включить Куницкого ФИО15 и его семью в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установленный Правительством Воронежской области, не позднее 08.08.2012 года.

В остальной части исковые требования Куницкого ФИО16 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Клочкова

        

1версия для печати

2-1511/2014 ~ М-160/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куницкий Владислав Мичеславович
Ответчики
ДИЗО ВО
Другие
Управа Советского района ГО г. Воронежа
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Клочкова Елена Валериевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
13.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2014Передача материалов судье
20.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.02.2014Предварительное судебное заседание
13.03.2014Судебное заседание
18.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2014Дело оформлено
23.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее