дело № 67RS0003-01-2021-002408-45
производство № 12-181/2021
РЕШЕНИЕ
9 июня 2021 года г. Смоленск
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Рожкова Наталья Витальевна (г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 46),
при секретаре Рубниковиче Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Орехова Олега Сергеевича на постановление административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска от 7 апреля 2021 г. № 90 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з,
установил:
постановлением административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска от 7 апреля 2021 г. № 90 Орехов О.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Орехов О.С. в жалобе просит указанное постановление отменить, указал, что согласно п.п. 7.4.13 Правил благоустройства г. Смоленска на контейнерной площадке размещается следующая информация: сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, контакты лица, ответственного за работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов. Согласно п.п. 7.4.14 Правил допускается размещение информации, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости создания препятствий для подъезда специализированного автотранспорта, осуществляющего вывоз отходов с контейнерных площадок. Ни один из этих пунктов Правил соблюден не был.
В судебном заседании Орехов О.С. доводы жалобы поддержал, вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что 8 февраля 2021 г. в 18 часов 30 минут его автомобиль «Фольксваген», гос.рег.знак №, был припаркован около крыльца (пожарного подъезда) жилого дома № 30 по ул. 25 Сентября г. Смоленска, непосредственного на крыльце пожарного подъезда, где расположен доступ к мусороприемной камере, стояли контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, однако в указанное время специализированное транспортное средство, осуществляющее вывоз отходов, не подъезжало, то есть каких-либо препятствий его автомобиль не создавал, около 19 часов на своем транспортном средстве покинул место парковки. Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован мусоропроводом, который действует по настоящее время, как таковая контейнерная площадка возле дома не оборудована, вместе с тем контейнеры для отходов стоят на крыльце пожарного входа, кто определил их место размещения на крыльце жилого дома, ему неизвестно. Просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить.
Заслушав объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Срок на обжалование считать не пропущенным.
Статья 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» предусматривает административную ответственность за невыполнение требований, установленных утвержденными нормативным правовым актом представительного органа городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся: в невыполнении требований к благоустройству и элементам благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области; в нарушении порядка и периодичности выполнения мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, перечень которых установлен правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области; влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области благоустройства территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска поступило обращение ОАО «Жилищник» о принятии мер административного воздействия по факту нарушения Правил благоустройства г. Смоленска по вопросу парковки транспортных средств в районе контейнерной площадки, создающей препятствия специализированному транспорту, осуществляющему вывоз отходов, а именно 8 февраля 2021 г. в 18 часов 30 минут парковки автомашины марки «Фольксваген», гос.рег.знак № около д. 30 по ул. 25 Сентября г. Смоленска, в районе контейнерной площадки (л.д. 31).
Согласно карточке учета транспортного средства, собственником автомобиля «Фольксваген», гос.рег.знак №, является Орехов О.С. (л.д. 29).
Административной комиссией Администрации Промышленного района г. Смоленска 26 февраля 2021 г. направлено извещение о явке Орехова О.С. 7 апреля 2021 г. в 14 час. 00 мин. в Администрацию Промышленного района г. Смоленска для дачи объяснений по факту нарушения Правил благоустройства г. Смоленска, решения вопроса о привлечении к административной ответственности и последующего рассмотрения материала на заседании административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска 7 апреля 2021 г. в 15 час. 00 мин. Данное уведомление направлено Орехову О.С. по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30, кв. 2 (л.д. 27, 28).
7 апреля 2021 г. в отношении Орехова О.С. составлен протокол № 78-АК об административном правонарушении, согласно которому 8 февраля 2021 г. в 18 час. 30 мин. Орехов О.С. припарковал автомашину «Фольксваген», гос.рег.знак № около дома № 30 по ул. 25 Сентября г. Смоленска в районе контейнерной площадки, чем создал препятствия специализированному транспорту, осуществляющему вывоз отходов, то есть нарушил п.п. 7.4.16 п. 7.4 раздела 7 Правил благоустройства г. Смоленска, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.5 закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» (невыполнение требований, установленных правилами благоустройства территории городского округа Смоленской области) (л.д. 26).
В объяснениях Орехова О.С., указанных в протоколе № 11 Административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска указано, что он с нарушением не согласен, автомашина «Фольксваген», гос.рег.знак №, принадлежит ему. Считает, что место сбора отходов должно быть огорожено, на нем должно быть указано время вывоза отходов, чего не имеется. Двор дома имеет один въезд, он же выезд, что затрудняет парковку. Парковочных мест мало, машин в доме много, ставить их негде, поэтому стараются помехи для спец.транспорта не создавать, оставляют телефоны для оперативного розыска водителей машин (л.д. 17).
В этот же день, постановлением административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска от 7 апреля 2021 г. № 90 Орехов О.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей (л.д. 25).
Однако, принимая постановление, административный орган не учел следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Пунктом 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
Абзац пятый п. 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку, как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно п. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Решением Смоленского городского Совета от 25 декабря 2019 г. № 954 утверждены Правила благоустройства территории города Смоленска (далее – Правила).
В соответствии с п.п. 7.4.1 п. 7.4 Правил накопление ТКО осуществляется следующими способами: прием ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); прием ТКО в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; прием ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором по обращению с ТКО.
Размещение контейнерных площадок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при соблюдении требований в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 7.4.2 Правил).
Расстояния, на которые должны быть удалены контейнерные площадки от жилых домов, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, спортивных площадок и от мест отдыха населения, организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, определяются согласно действующим санитарным нормам и правилам (п. 7.4.3 Правил).
Обязательный перечень элементов благоустройства контейнерных площадок включает: твердые водонепроницаемые покрытия, контейнеры (бункеры), ограждение с 3 сторон (п. 7.4.5 Правил).
На контейнерной площадке размещается следующая информация: сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, контакты лица, ответственного за работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов (7.4.13 Правил).
Допускается размещение информации, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости создания препятствий для подъезда специализированного автотранспорта, осуществляющего вывоз отходов с контейнерных площадок (п. 7.4.14 Правил).
Не допускается создание препятствий специализированному транспорту, осуществляющему вывоз отходов с контейнерных площадок, в том числе путем остановки и парковки транспортных средств всех категорий в районе контейнерных площадок (п. 7.4.16 Правил).
Согласно сведениям Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска от 7 июня 2021 г. контейнерная площадка, расположенная около дома № 30 по ул. 25 Сентября не оборудована.
Сбор ТКО от указанного дома осуществляется через мусоропровод дома. Данное место накопления ТКО включено в Реестр мест (площадок) накопления ТКО в Промышленном районе г. Смоленска Смоленской области под № 285 (л.д. 45, 46).
Из ответа на запрос АО «Спецавтохозяйство» следует, что 8 февраля 2021 г. по прибытию транспортного средства АО «СпецАТХ» к месту (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30, экипажем был установлен факт блокировки подъезда к мусороприемной камере, что не позволило осуществить погрузку отходов в мусоровоз (л.д. 40).
Согласно представленным сведениям спутниковой навигации ГЛОНАСС 8 февраля 2021 г. остановка транспортного средства АО «СпецАТХ» по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30, была совершена в 19 часов 11 минут, длительность н/д (л.д. 44).
Вместе с тем из протокола об административном правонарушении № 78-АК от 7 апреля 2021 г. следует, что Орехов О.С. припарковал автомобиль марки «Фольксваген», гос.рег.знак № около указанного выше дома 8 февраля 2021 г. в 18 часов 30 минут и как указывает заявитель в судебном заседании в 19 часов его автомобиль в обозначенном месте не находился.
Показания допрошенных в судебном заседании в качестве свидетеля Мариной С.А. о том, что 8 февраля 2021 г. около 18 часов 30 минут она вместе с Гуртий Т.А. видела, как к дому подошел какой-то мужчина и стал фотографировать автомашины припаркованные около дома, на вопрос: «необходимо ли убрать транспортные средства» был дан ответ: «необходимости нет». Когда едет транспортное средство АО «СпецАТХ», она обзванивает жильцов дома, чтобы убрали автомобили для вывоза мусора, проблем не возникает. Транспортное средство АО «СпецАТХ» она не видела, мусор в этот день убран не был; свидетеля Гуртий Т.А. о том, что она проживает в доме № 30 по ул. 25 Сентября в г. Смоленске, 8 февраля 2021 г. вечером она спустилась из квартиры на улицу, увидела, что какой-то мужчина подошел к дому и стал фотографировать транспортные средства припаркованные около дома, на вопрос: «необходимо ли убрать транспортные средства» был дан ответ: «необходимости нет». На улице находилась примерно 5-8 минут, транспортного средства АО «СпецАТХ» не видела, оцениваются судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таком положении, доказательств того, что транспортное средство, принадлежащее Орехову О.С. в 19 часов 11 минут было припарковано около дома № 30 по ул. 25 Сентября в г. Смоленске и создавало препятствия специализированному транспорту, осуществляющему вывоз отходов с контейнерных площадок, в материалы дела не представлено, фотография с транспортным средством заявителя сделана в 18 часов 30 минут; кроме того контейнерная площадка около дома не оборудована, сбор ТКО осуществляется в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах через мусоропровод дома, при этом контейнеры расположены непосредственно на крыльце жилого дома, вместе с тем Орехову О.С. вменено нарушение п. 7.4.16 Правил, а именно создание препятствий специализированному транспорту, осуществляющему вывоз отходов с контейнерных площадок.
Таким образом, основания для вывода о том, что действия Орехова О.С. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 № 28-3, отсутствуют.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска от 7 апреля 2021 г. № 90 вынесенное в отношении Орехова О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» от 25.06.2003 № 28-3, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Орехова О.С. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу Орехова Олега Сергеевича удовлетворить.
Постановление административной комиссии Администрации Промышленного района г. Смоленска от 7 апреля 2021 г. № 90 по делу об административном правонарушении в отношении Орехова Олега Сергеевича о привлечении к административной ответственности по ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2006 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» и назначении наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья Н.В. Рожкова