04 апреля 2016г. г. Шахты
Судья Шахтинского городского суда Ростовской области Черепанова Л.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по ст. 20.2 ч.2 КоАП РФ в отношении Шевченко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не привлекавшейся к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой г. Шахты, в соответствии с полномочиями, представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в части порядка проведения публичных мероприятий на территории <адрес>, по поступившему материалу проверки ОП № 2 УМВД России по г. Шахты по обращению ФИО1
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко Е.В., находясь по адресу: <адрес>, в общественном месте (на площади, расположенной на пешеходной улице, перед входом в центральный парк культуры и отдыха «Александровский парк»), совместно с ФИО2 (находясь на расстоянии друг от друга приблизительно 25 метров, согласно протоколу осмотра и рапорту УУП ОП №2 УМВД России по г.Шахты), без подачи в установленном порядке уведомления о публичном мероприятии, организовала и провела пикетирование, то есть выражала свое мнение без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с использованием информационного стенда, на котором была размещена религиозная литература, в том числе брошюра «Правительство, свободное от коррупции», которая содержит указание на сайт в сети «Интернет» религиозного общества «Свидетели Иеговы» «jw.org», который внесен Роскомнодзором 26.01.2015 в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по основаниям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В своем объяснении Шевченко Е.В. не сообщает сведений об организаторе данного мероприятия, следовательно, мероприятие проводится по ее инициативе и она является его организатором.
Согласно сведениям Администрации г. Шахты, обращения о согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ публичных мероприятий от религиозного общества «Свидетели Иеговы» в органы местного самоуправления не поступали. Таким образом, по мнению прокурора, Шевченко Е.В. нарушила требования Федерального закона от 19.06.2004 года № 54 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, возбудил дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодекса РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ.
Шевченко Е.В. в судебное заседания явилась, вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что она действительно стояла около информационного стенда с литературой религиозного содержания, стояла она одна, заранее ни с кем о встрече не договаривалась. На стенде запрещенной литературы не было, другой стенд, возле которого находилась ФИО2, располагался на расстоянии более 50м
Защитники Шевченко Е.В. - Шевцов В.А., Осадчий А.В. явились в судебное заседание, пояснили, что Шевченко Е.В., не нарушала действующего законодательства, стояла одна, для чего разрешения органов местного самоуправления не требуется. С ФИО2 они стояли за разными стендами на разных сторонах <адрес>.
Помощник прокурора г. Шахты Сергиенко О.А. в судебное заседание явилась, пояснила, что доказательства собраны в соответствии с действующим законодательством, в полном объеме, а Шевченко Е.В. необходимо привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Судья, выслушав Шевченко Е.В., защитников Шевцова В.А., Осадчего А.В., прокурора Сергиенко О.А., изучив материалы дела, обозрев подлинный материал КУСП, надлежаще заверенные копии которого находятся в материалах дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Свобода совести и вероисповедания, реализуемая в форме объединения последователей того или иного вероучения для проведения совместных молитв, религиозных обрядов и других мероприятий, неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 27, 29, 30 и 31.
Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.
Соответствующие предписания содержатся в пункте 1 статьи 20 и пункте 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункте 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, допускающих введение ограничений права на мирные собрания, только если они установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, обеспечения должного признания, уважения и защиты прав и свобод других лиц, охраны здоровья, нравственности и удовлетворения требований морали.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который, согласно его статье 1, регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в статье 16 закрепляет право религиозных организаций основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), и беспрепятственно совершать там, а также в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах, в крематориях и в жилых помещениях богослужения и другие религиозные обряды и церемонии (пункты 1 и 2); кроме того, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в других местах, специально для этого не отведенных, - лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, и с соблюдением требований законодательства (пункт 3); командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях (пункт 4).
По смыслу названных законоположений, проведение указанных в них религиозных мероприятий в местах, специально отведенных для этих целей, или в помещениях, предоставленных для этих целей администрацией соответствующих учреждений, а также в жилых помещениях не предполагает какого бы то ни было вмешательства органов публичной власти и не требует согласования с ними, что уже само по себе свидетельствует о наличии у граждан, реализующих свое право на свободу вероисповедания, достаточно широких возможностей для удовлетворения потребностей в проведении такого рода публичных мероприятий религиозного характера.
Что касается публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", местах (в том числе на открытом воздухе или в нежилых помещениях), то в соответствии с пунктом 5 той же статьи они осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, демонстраций и шествий, который в настоящее время определяется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Таким образом, исключив из перечня публичных мероприятий, в порядке которых должны осуществляться публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях") собрания, законодатель распространил на публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии требования, регламентирующие порядок проведения митингов, шествий и демонстраций, который как указывалось выше, предусмотрен ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Вводя процедуру предварительного уведомления органов публичной власти о проведении таких публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, федеральный законодатель имел целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на свободу собраний в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, и исходил из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан (как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих), а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Приведенная правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, равно как и аналогичная ей позиция Европейского Суда по правам человека, который полагает, что требование подать уведомление о проведении публичного мероприятия не нарушает сущность права на свободу собраний и не только позволяет примирить это право с правами и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков или преступлений.
Право на свободу вероисповедания, выражаемое через право на свободу собираться мирно, без оружия, реализуется, как правило, в форме того или иного публичного религиозного мероприятия, т.е. коллективно. Будучи элементами конституционно-правового статуса личности, эти права не идентичны по своим содержательным характеристикам, которыми обусловливается возможность возникновения конфликтных ситуаций при проведении таких мероприятий.
Так, последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления публичного религиозного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами (даже если проводится в помещении), сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация религиозных убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто исповедует иную религию или не исповедует никакой религии, а проходящие вне культовых зданий и сооружений, а также специально отведенных для этого мест либо жилых помещений отдельные религиозные мероприятия в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Распространение на проведение таких публичных религиозных мероприятий правового регулирования порядка проведения митингов, шествий и демонстраций (а не собраний и одиночных пикетов) - поскольку оно направлено на достижение баланса конституционно защищаемых прав и свобод верующих, принимающих участие в публичном религиозном мероприятии, и граждан, которые по каким-либо причинам не желают его проведения в данном, специально не предназначенном для этого месте, т.е. на защиту как самих участников мероприятия, так и иных лиц, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, а установление обязанности уведомления органов публичной власти об их проведении, как и ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности - как чрезмерное вмешательство государства в дела религиозных организаций.
В силу этого пункт 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" - в той мере, в какой им вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, а также специально отведенных или предоставленных для этих целей мест, т.е. в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 названного Федерального закона, местах, не противоречит Конституции Российской Федерации и согласуется с целями защиты общественного спокойствия, нравственности и здоровья граждан, указанными в том числе в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст.20.2 ч.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко Е.В., находясь по адресу: <адрес>, в общественном месте (на площади, расположенной на пешеходной улице, перед входом в центральный парк культуры и отдыха «Александровский парк»), совместно с Жеребиловой Е.И. (находясь на расстоянии друг от друга приблизительно 25 метров, согласно протоколу осмотра и рапорту УУП ОП №2 УМВД России по г.Шахты) без подачи в установленном порядке уведомления о публичном мероприятии, организовала и провела пикетирование, то есть выражала свое мнение без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с использованием информационного стенда, на котором была размещена религиозная литература, в том числе брошюра «Правительство, свободное от коррупции», которая содержит указание на сайт в сети «Интернет» религиозного общества «Свидетели Иеговы» «jw.org», который внесен Роскомнодзором 26.01.2015 в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по основаниям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Поскольку целью пикетирования, согласно смыслу закона, является привлечение внимания к пикетируемому объекту, то действия Шевченко Е.В., совместно с ФИО2, установившей в общественном месте информационные стенды, на которых была размещена вышеперечисленная литература и пытавшейся привлечь внимание общественности с использованием стенда с размещенной на нем литературой, является пикетом.
Из имеющейся в материалах дела копии сообщения Администрации г. Шахты, следует, что обращения о согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ публичных мероприятий от религиозного общества «Свидетели Иеговы» в органы местного самоуправления не поступали.
Следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, и виновность Шевченко Е.В. в его совершении вопреки доводам подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письмом и.о. начальника полиции ОП №2 УМВД по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом сотрудника полиции ФИО3; материалами проверки в отношении ФИО2; протоколами изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ., объяснениями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7; письменными объяснениями Шевченко Е.В., данными в прокуратуре г. Шахты.
При вынесении постановления процессуальных нарушений допущено не было, Шевченко Е.В. участвовала при его вынесении, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом на основании имеющихся доказательств. То обстоятельство, что Шевченко Е.В. от подписи и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении отказалась, не опровергает факт совершения административного правонарушения, а является правом Шевченко Е.В., которое и было ею реализовано.
Таким образом, в судебном заседании факт совершения Шевченко Е.В. административного правонарушения установлен, как и установлена ее вина в его совершении.
Действия Шевченко Е.В. правильно квалифицированы по ч.2 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судьей не выявлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Шевченко Е.В. в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Шевченко Е.В. в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлено.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что ранее Шевченко Е.В. к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалась, считает возможным назначить ей минимальный штраф, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Шевченко Е.В. виновной в совершении правонарушения по ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Штраф подлежит оплате по реквизитам:
Адрес 344011, г. Ростов-наДону пер. Халтуринский, 101
Получатель: УФК по Ростовской области (прокуратура г. Шахты)
ИНН 6164045555
КПП 616401001
ОКАТО 60401000000
ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области г. Ростов-на-Дону
БИК 046015001, л.сч. 04581181330
Расчетный счет 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по РО
КБК 41511690010010000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Мотивированное постановление изготовлено 06 апреля 2016г.
Судья Л.Н. Черепанова