Дело № 2-136/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Барановой В.В.,
с участием истцов ШЛВ,
ШАА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШАА, ШЛВ, действующей от собственного имени и в интересах несовершеннолетних детей ШИА, ШКА к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что они фактически проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в пользовании и распоряжении не имеют.
Вышеуказанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года, в результате наводнения дом был поврежден и для дальнейшей эксплуатации требуется проведение капитального ремонта.
При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истцов в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», им отказано в связи с тем, что у Шеломенцева А.А. имеется в собственности жилой дом по адресу: <адрес>.
С данным решением истцы не согласны, так как фактически в их пользовании и распоряжении имеется одно жилое помещение, жилой дом, по адресу <адрес> пользовании истцов не находится.
С учетом изложенного, истцы просят суд:
- признать за ними право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в 2021 году;
- обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить их в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцам выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснили суду, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ШАА, кроме того, они купили дом в с. Мирсаново в общедолевую собственность за счет средств материнского капитала, при этом, фактически семьей проживают в г. Шилка, а в с. Мирсаново в их доме живут другие люди.
Глава администрации муниципального района «Шилкинский район» в письменном отзыве вопрос по требованиям оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
С учетом мнения истцов, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подпункта 3 пункта 3 Правил, мерой социальной поддержки гражданам, предоставляются выплаты гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подпункта 4 пункта 4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, определен Главой 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из пункта 19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с пунктом 22 Правил, администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 30.10.2021 № 178 истцам было отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения на основании подпункта 1 пункта 23 Правил – несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил.
Из уведомления об отказе во включении в Список следует, что решение об отказе принято в связи с наличием в собственности истцов иного жилого помещения в <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, истец ШАА является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 23.06.2011.
Указанное жилое помещение пострадало в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в июле 2021 года.
Заключением межведомственной комиссии № 494 от 15 октября 2021 года помещение по адресу: <адрес> признано подлежащим капитальному ремонту.
Кроме того, истцы являются собственниками по ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, выплаты на капитальный ремонт производятся только собственникам жилого помещения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения.
Поскольку истцы имеют в общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который пригоден для проживания, у них не возникло правовых оснований на получение выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения в г. Шилка.
При этом, не имеет правового значения факт того, что истцы не используют дом в с. Мирсаново для своего проживания.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ШАА, ШЛВ, действующей от собственного имени и в интересах несовершеннолетних детей ШИА, ШКА о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года.
Судья И.П. Сатина