Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Аладина Д.А.
при секретаре Банцекиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4692/18 по иску Тремаскина В. В.ча к Администрации Раменского муниципального района по МО о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тремаскин В.В., обратился с иском к Администрации Раменского муниципального района по МО о признания за ним право собственности на земельный участок площадью 481 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в координатах межевого плана, составленного кадастровым инженером ФИО1
В обоснование иска указал, что на основании приказа АОЗТ «Подмосковное» <номер> от <дата>. ему был выделен земельный участок, площадью 0,05 га для выращивания овощей и картофеля на «Селецкой горе» под <адрес>. В 2012 году истец обратился в Управление Росреестра по МО с заявлением о государственной регистрации права собственности на принадлежащий ему земельный участок, однако истцу в государственной регистрации права отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих возникновение у истца права собственности на спорный земельный участок. В связи с невозможностью в досудебном порядке оформить свои права на землю, он вынужден обратиться в суд, мотивируя свое заявление в том числе приобретательской давностью.
В судебное заседание ни истец, ни его представитель не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Раменского муниципального района по Московской области в судебное заседание не явился, представил письменное мнение, в котором просят в иске отказать.
Третье лицо – ОАО Агрофирма «Подмосковное» – представитель не явился, извешены, возражений по иску не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, приказом АОЗТ «Подмосковное» <номер> от <дата>. Тремаскину В.В., как члену АОЗТ «Подмосковное» был выделен земельный участок, площадью 0,05 га для выращивания овощей и картофеля на «Селецкой горе» под <адрес> (л.д.12-20).
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ (ст.8 ГК РФ) называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статья 26 Земельного кодекса РФ устанавливает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ст. 64 ЗК РСФСР, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.12.1993г. №2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Согласно положений Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент выделения земельного участка истцу, земельные участки предоставлялись гражданам во временное и бессрочное пользование.
Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование осуществлялось не предприятиями, а по решению исполкома горсовета (райсовета), сельского совета под индивидуально-жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, садоводство, которые могут быть предметом бесплатной приватизации.
Органами, уполномоченными предоставлять земельные участки, которые могут быть объектом бесплатной приватизации, являются органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их компетенции, основным условием, предъявляемым к документам, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на земельный участок, является их юридическая правомерность, т.е. они должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания.
В силу ст. 68 ЗК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу земельного участка, земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставлялись местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование.
Согласно п.9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 9.1. ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ч.2 ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что право собственности Тремаскина В.В. на данный участок возникло в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, суд исходит из того, что органами, уполномоченными предоставлять земельные участки, являются органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
Суд полагает, что важным условием, предъявляемым к документам, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на земельный участок, является их юридическая правомерность, т.е. они должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания.
В рассматриваемом случае ни администрация Островецкого с/о, ни администрация Раменского района решений о предоставлении Тремаскину В.В. спорного участка не выносила.
Представленный истцом в материалы дела приказ АОЗТ «Подмосковное» <номер> от <дата>. о выделении ФИО2 земельного участка для выращивания овощей и картофеля не может являться документом, бесспорно подтверждающим право собственности истца на спорный земельный участок.
Тот факт, что истец осуществил в отношении спорного земельного участка кадастровые работы, не является основанием для приобретения им такого участка в собственность бесплатно.
Оснований для признания права собственности за истцом на земельный участок в порядке ст. 234 ГК РФ также не имеется.
Согласно ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Факт предоставления земли рабочим и служащим во временное пользование колхозами, совхозами и другими предприятиями, в которых они работали, также не является основанием для приобретения участка в собственность в порядке ст. 234 ГК РФ, поэтому ссылка Истца на длительность владения участком в данном случае не имеет правового значения, т.к. само по себе длительное пользование участком права собственности не создает.
Таким образом, истцом не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае истцом не представлено совокупности достаточных и допустимых доказательств в подтверждение того, что у него возникло право собственности на спорный земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тремаскина В. В.ча к Администрации Раменского муниципального района по Московской области о признании за Тремаскиным В. В.чем право собственности на земельный участок площадью 481 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в координатах межевого плана, составленного кадастровым инженером ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 17.08.2018г.
Федеральный судья