№
№ 2-2173/2021
Решение
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре Е.Д. Парфеновой,
с участием представителя истца Мазуровской Е.Н. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбченко О.А. к Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга, Астафьевой Г.Н. о признании права собственности,
установил:
Рыбченко О.А. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец И., который имел в собственности 1/3 долю в праве на квартиру по адресу: <адрес> на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между Астафьевой Г.Н. и И. был заключен договор купли-продажи, который нотариально удостоверен, но не прошел регистрацию в <данные изъяты>.
После смерти отца она (истец) являлась единственным наследником, приняла имущество отца, ей выдано свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ на денежные средства.
Однако на 2/3 доли в праве на квартиру не было выдано свидетельство по причине отсутствия государственной регистрации перехода права собственности.
Истец просит, с учетом уточнений:
1. признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Астафьевой Г.Н. и И., действительной сделкой;
2. установить факт владения И. на праве собственности 1/3 долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, приобретенную у Астафьевой Г.Н. по указанному договору;
3. включить в состав наследственной массы после смерти И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, 2/3 доли в праве собственности на квартиру;
4. признать за истцом в порядке наследования право собственности на 2/3 доли в праве собственности на квартиру.
В судебное заседание истец Рыбченко О.А., представитель ответчика КУИ <адрес>, ответчик Астафьева Г.Н. не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежаще.
Представитель истца Мазуровская Е.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования к Астафьевой Г.Н. поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. От исковых требований к КУИ г.Оренбурга отказалась устно, письменный отказ от иска суду не представила.
Представитель КУИ г.Оренбурга Шеина Е.П., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве считала Комитет ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку заявленные исковые требования не затрагивают интересы МО «<адрес>», квартира в Реестре имущества, находящегося в собственности муниципального образования, не числится. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Ответчик Астафьева Г.Н. в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ не возражала против удовлетворения исковых требований Рыбченко О.А., обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, просила провести судебное заседание без её участия.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании п.2 ст.2, п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату заключения договора) право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации соответствующего права в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.2 ст.8 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом по МКХ РСФСР от 21.02.1968 №83, строения, принадлежащие на праве общей собственности двум или нескольким гражданам, регистрируются за собственниками в долях, указанных в правоустанавливающих документах (п.6). Документами, устанавливающими право собственности на строение, являлись, в том числе, нотариально удостоверенные договоры купли-продажи (под. «ж» п.8). Обязанность регистрации строений и прав на них возлагалась на бюро технической инвентаризации (раздел 3 Инструкции).
Таким образом, до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество право собственности по договору купли-продажи недвижимости возникало с момента регистрации в бюро технической инвентаризации (по состоянию на 1995 год - ГП «Техническая инвентаризация»).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ И. и Астафьева Г.Н., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетней Рыбченко О.А., заключили с П. договор мены, на основании которого квартира по адресу: <адрес> была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ ГП <данные изъяты> по 1/3 доле за И., Астафьевой Г.Н., Рыбченко О.А.
ДД.ММ.ГГГГ Астафьева Г.Н. продала свою 1/3 долю в праве на указанную квартиру И.. Договор купли-продажи зарегистрирован нотариусом <адрес> Б. Штамп о регистрации в ГП <данные изъяты> на договоре отсутствует.
Согласно выписке из реестровой книги о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права собственности И. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ не производилась, собственником 1/3 доли в праве является Астафьева Г.Н.
И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абз.2 п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как следует из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, справок о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, родителями Рыбченко О.А., являются И. и Астафьева Г.Н.
Из наследственного дела № к имуществу И. следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась дочь Рыбченко О.А.. Мать умершего - В. обратилась с заявлением об отказе от наследства по всем основаниям в пользу его дочери Рыбченко О.А..
ДД.ММ.ГГГГ врио нотариуса г.Оренбурга Порваткиной А.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону Рыбченко О.А., наследственным имуществом указано право на денежные средства, находящиеся на счетах в банке.
На основании изложенного судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ И. приобрел 1/3 долю в праве собственности на квартиру, однако договор зарегистрирован не был.
В соответствии с п.п.1,2 ст.165 Гражданского кодекса РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Из указанных положений закона следует, что такой способ защиты права как признание договора действительным, предусмотрен законодателем для случаев отсутствия обязательного нотариального удостоверения сделки. При отсутствии регистрации сделки такой способ защиты права не предусмотрен.
В данном случае договор от ДД.ММ.ГГГГ нотариально удостоверен, в связи с чем, требование о признании договора действительным является ненадлежащим способом защиты права.
Требование истца об установлении факта владения И. на праве собственности 1/3 долей в праве на квартиру суд также считает ненадлежащим способом защиты, поскольку установление данного факта не влечет каких-либо правовых последствий для истца (ст.264 ГПК РФ).
Из разъяснений, изложенных в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020) "О судебной практике по делам о наследовании", следует что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, с учетом собранных по делу доказательств и отсутствия возражений ответчика Астафьевой Г.Н., суд приходит к выводу о том, что требования Рыбченко О.А., являющейся наследником умершего И., о включении в состав наследственного имущества 1/3 доли в праве на квартиру на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Соответственно, в порядке наследования имущества И. в собственность Рыбченко О.А. перешло 2/3 доли в праве (1/3 на основании надлежаще оформленного договора мены + вышеуказанная 1/3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком по указанным требованиям является титульный собственник 1/3 доли в праве Астафьева Г.Н.
Требования к КУИ г.Оренбурга заявлены истцом без установленных законом оснований, поскольку указанный ответчик права истца не нарушал, притязаний на спорное имущество не заявлял, принятие каких-либо решений в отношении спорного имущества в компетенцию ответчика не входит. Поскольку письменный отказ от исковых требований к ответчику не представлен суду (п.1 ст.173 ГПК РФ), постольку в удовлетворении требований к указанному ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 07.09.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░