гр. дело № 2-909/2015г.
строка № 57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием представителя истца по доверенности Латышевой О.В., представителя инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. по доверенности Величко Д.Ф., представителя Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» по доверенности Винокурова А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азаровой ФИО8 к инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. о признании незаконным и отмене решения инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. №, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по Воронежской обл.
у с т а н о в и л:
Азарова М.В. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Азаровой М.В. (дольщик) и ФИО9 (застройщик) был заключен договор о долевом участии в строительстве, согласно которому дольщик инвестирует строительство однокомнатной квартиры общей площадью 42.67 кв. м, по проектным данным расположенной на 9 этаже жилого <адрес>, а застройщик обязался построить указанный жилой дом и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать дольщику объект долевого строительства. Стоимость указанной квартиры составила <данные изъяты> руб., которые были оплачены истцом в полном объеме в день заключения договора, что подтверждается распиской. Однако застройщик своих обязательств по строительству дома не исполнил, дом до настоящего времени не построен. В отношении ФИО5 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, в настоящее время дело приостановлено в связи с розыском подозреваемых.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ инспекции государственного строительного надзора Воронежской области истцу отказано во включении в вышеуказанный реестр на основании пп.5 п. 14 раздела IV Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства Регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», а именно в связи с тем, что денежные средства заявителя привлечены для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей.
Истец считает решение инспекции незаконным по тем основаниям, что как следует из сообщения отдела по подготовке и выдаче разрешительной документации администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ строительство указанного жилого дома осуществлялось на основании постановления главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешающего проектирование многоквартирного жилого дома со сносом ветхих строений на земельном участке с кадастровым номером № площадью 825 кв.м, находящимся в собственности; свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ.; свидетельства о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект № № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешения на строительство жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., кроме того, правовые нормы о реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и правила его ведения были приняты и начали действовать только в 2013 г., то есть после заключения договора между истцом и ФИО5
На основании изложенного истец просит признать незаконным и отменить решение инспекции государственного строительного надзора Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и обязать инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области включить истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Истец Азарова М.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о чем имеется отметка на конверте о возвращении судебного извещения по истечение срока хранения, что суд считает надлежащим извещением, сведения о причине неявки суду не представлены (л.д.18-20).
Представитель истца по доверенности Латышева О.В. исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. по доверенности Величко Д.Ф. с заявлением не согласился, представил письменные возражения (л.д.21-23).
Представитель Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» по доверенности Винокуров А.В. считает исковые требования необоснованными, представил письменные пояснения (л.д.47-50).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, договора, расписки, решения, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ. между Азаровой М.В. (дольщик) и ФИО5 (застройщик) был заключен договор о долевом участии в строительстве, согласно которому дольщик инвестирует строительство однокомнатной квартиры общей площадью 42.67 кв. м, по проектным данным расположенной на 9 этаже жилого <адрес>, а застройщик обязался построить указанный жилой дом и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать дольщику объект долевого строительства. Стоимость указанной квартиры составила <данные изъяты> руб., которые были оплачены истцом в полном объеме в день заключения договора, что подтверждается распиской. Однако застройщик своих обязательств по строительству дома не исполнил, дом до настоящего времени не построен. В отношении ФИО5 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, в настоящее время дело приостановлено в связи с розыском подозреваемых.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ инспекции государственного строительного надзора Воронежской области истцу отказано во включении в вышеуказанный реестр на основании пп.5 п. 14 раздела IV Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства Регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», а именно в связи с тем, что денежные средства заявителя привлечены для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган). (п.7) Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с п. 3.3.13 Положения об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009г. № 414, инспекция признает в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В связи с указанными нормами закона инспекция государственного строительного надзора Воронежской области является органом, имеющим полномочия на принятие оспариваемого решения.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно Критерий отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013г. № 403 (далее - Критерии), указанные Критерии устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются, в том числе признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
Названным приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013г. № 403 утверждены также правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Правила устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами (п.3). Включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу (п.4). В Реестр подлежат включению следующие сведения, в том числе, данные о многоквартирном доме (местонахождение, почтовый (строительный) адрес, характеристику многоквартирного дома (тип, общая площадь, количество корпусов, этажность), количество заключенных договоров долевого участия в строительстве или иных договоров до вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которым привлечены денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, с указанием количества заключенных с гражданами договоров участия в долевом строительстве); данные о застройщике и (или) иных лицах, привлекавших денежные средства заявителя (наименование юридического лица, номер свидетельства о внесении в единый государственный Реестр юридических лиц, местонахождение, почтовый адрес, контактные данные); данные документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, предметом которых является передача жилого помещения заявителю (п.7). К заявлению прилагаются следующие документы, в том числе, копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (п.10).
В силу п. 14 названных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является, в том числе, несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Кроме того договор о долевом участии в строительстве жилья заключен между истцом и физическим лицом - ФИО5, что не соответствует ст. ст. 1-3 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», согласно которых настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (ст.1). Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, в том числе, застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (ст.2). Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (ст. 3).
Согласно ответа администрации городского округа <адрес> земельный участок по <адрес> в границах, соответствующих площади 825 кв.м, состоит на кадастровом учете (кадастровый номер № с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», находился в собственности у гр. ФИО5 (л.д.18-19).
В соответствии со ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № 384-II, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные виды разрешенного использования при условии соблюдения строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, иных обязательных норм требований не могут быть запрещены.
В силу ст. 5 Правил земельные участки, сформированные в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил, и расположенные на территориях, отнесенных Правилами к различным территориальным зонам, используются правообладателями таких земельных участков в соответствии с целями их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
После вступления в силу настоящих Правил разделение, объединение, изменение границ, вида разрешенного использования земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также строительство или реконструкция объектов капитального строительства на их территории осуществляется при условии формирования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны (п.2 ст. 5 Правил).
В соответствии со ст. 7 Правил строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории городского округа город Воронеж осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства в границах объектов их прав в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законодательством Воронежской области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами городского округа город Воронеж, устанавливающими особенности осуществления указанной деятельности на территории городского округа. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, перечень которых может быть установлен органами местного самоуправления, неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Указанное разрешение может быть выдано только для отдельного земельного участка в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (статья 8).
В ст. ст. 15, 19 Правил перечислены жилые и иные зоны, характеристика территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Не принимаются во внимание как не соответствующие требованиям вышеназванного законодательства ссылки истца на то, что, в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области № 301-р от 06.07.2009 г. была создана «рабочая группа» по защите прав обманутых участников долевого строительства, и по заявлениям заинтересованных лиц, рабочей группой был составлен реестр лиц пострадавших от незаконных действий ФИО5 для восстановления нарушенных прав, в связи с чем истец была внесена в вышеуказанный реестр пострадавших дольщиков.
При этом суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. ст. 3 - 4 Закона Воронежской области от 06.11.2013 № 163-ОЗ (в ред. от 27.05.2014г.) «О мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Воронежской области, перед которыми не исполнены обязательства по завершению строительства и (или) передаче им жилых помещений в собственность» защита прав пострадавших участников строительства осуществляется путем:
- привлечения средств новых застройщиков для завершения строительства проблемных объектов и (или) обеспечения прав на жилище пострадавших участников строительства;
- выполнения работ по завершению строительства проблемного объекта добросовестным подрядчиком (добросовестный подрядчик - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, надлежащим образом принявшее на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта на основании договора строительного подряда, заключенного с недобросовестным застройщиком).
В целях реализации мер по защите прав пострадавших участников строительства контролирующий орган ведет реестр проблемных объектов, содержащий сведения о проблемных объектах и недобросовестных застройщиках, и реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утверждается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации. Решения о включении незавершенного строительством многоквартирного дома в реестр проблемных объектов и о включении пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Воронежской области в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принимается контролирующим органом в порядке, указанном в части 2 настоящей статьи (ст. 4).
До вступления в законную силу указанных изменений в федеральное и региональное законодательство о долевом строительстве учет граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, осуществлялся рабочей группой правительства Воронежской области, созданной распоряжением правительства области от 06.07.2009г. № 301-р (в ред. распоряжения от 13.08.2012 № 487-р), основным направлением деятельности которой является защита прав граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков, заказчиков-застройщиков долевого строительства многоквартирных домов, поиск возможных путей решения проблемы «обманутых» участников долевого строительства и завершение строительства «проблемных» объектов на территории региона. Организационно-правовое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется отделом контроля за реализацией целевых программ КП ВО «Единая дирекция».
По сообщению Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» одним из объектов, находящихся на контроле рабочей группы является незавершенный строительством многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с протоколом совещания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ. № компания ООО «ДД.ММ.ГГГГ» была привлечена в качестве инвестора для решения проблемы участников строительства указанного объекта, присутствовавших на совещании, путем предоставления жилых помещений площадью 1250 кв. м. Гражданам было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в рабочую группу письменные заявления о согласии с предложенным вариантом обеспечения жильем и документы, подтверждающие правопритязания на квартиру по заключенному ранее договору. Участники долевого строительства уведомлялись о месте и времени проведения совещания через представителей инициативной группы. В настоящее время согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. № компания ООО <данные изъяты>» предоставила № площадью 1280.3 кв.м, исполнив свои обязательства в полном объеме. Ввиду отсутствия на момент привлечения компании-инвестора ООО «<данные изъяты>» правовой базы, регулирующей порядок передачи квартир новым инвестором гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, передача квартир осуществлялась путем уступки участниками долевого строительства инвестору прав на земельный участок площадью 825 кв.м с расположенным на нем объектом незавершенного строительства. Взыскание на указанный земельный участок было обращено на основании решения Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного суд считает, что истец не соответствует вышеуказанным Критериям и не может быть внесен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Азаровой ФИО10 к инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. о признании незаконным и отмене решения инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. № №, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по Воронежской обл.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.
гр. дело № 2-909/2015г.
строка № 57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием представителя истца по доверенности Латышевой О.В., представителя инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. по доверенности Величко Д.Ф., представителя Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» по доверенности Винокурова А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азаровой ФИО8 к инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. о признании незаконным и отмене решения инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. №, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по Воронежской обл.
у с т а н о в и л:
Азарова М.В. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Азаровой М.В. (дольщик) и ФИО9 (застройщик) был заключен договор о долевом участии в строительстве, согласно которому дольщик инвестирует строительство однокомнатной квартиры общей площадью 42.67 кв. м, по проектным данным расположенной на 9 этаже жилого <адрес>, а застройщик обязался построить указанный жилой дом и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать дольщику объект долевого строительства. Стоимость указанной квартиры составила <данные изъяты> руб., которые были оплачены истцом в полном объеме в день заключения договора, что подтверждается распиской. Однако застройщик своих обязательств по строительству дома не исполнил, дом до настоящего времени не построен. В отношении ФИО5 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, в настоящее время дело приостановлено в связи с розыском подозреваемых.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ инспекции государственного строительного надзора Воронежской области истцу отказано во включении в вышеуказанный реестр на основании пп.5 п. 14 раздела IV Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства Регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», а именно в связи с тем, что денежные средства заявителя привлечены для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей.
Истец считает решение инспекции незаконным по тем основаниям, что как следует из сообщения отдела по подготовке и выдаче разрешительной документации администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ строительство указанного жилого дома осуществлялось на основании постановления главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешающего проектирование многоквартирного жилого дома со сносом ветхих строений на земельном участке с кадастровым номером № площадью 825 кв.м, находящимся в собственности; свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ.; свидетельства о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект № № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешения на строительство жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., кроме того, правовые нормы о реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и правила его ведения были приняты и начали действовать только в 2013 г., то есть после заключения договора между истцом и ФИО5
На основании изложенного истец просит признать незаконным и отменить решение инспекции государственного строительного надзора Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и обязать инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области включить истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Истец Азарова М.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о чем имеется отметка на конверте о возвращении судебного извещения по истечение срока хранения, что суд считает надлежащим извещением, сведения о причине неявки суду не представлены (л.д.18-20).
Представитель истца по доверенности Латышева О.В. исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. по доверенности Величко Д.Ф. с заявлением не согласился, представил письменные возражения (л.д.21-23).
Представитель Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» по доверенности Винокуров А.В. считает исковые требования необоснованными, представил письменные пояснения (л.д.47-50).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, договора, расписки, решения, ответов, имеющихся в деле, судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ. между Азаровой М.В. (дольщик) и ФИО5 (застройщик) был заключен договор о долевом участии в строительстве, согласно которому дольщик инвестирует строительство однокомнатной квартиры общей площадью 42.67 кв. м, по проектным данным расположенной на 9 этаже жилого <адрес>, а застройщик обязался построить указанный жилой дом и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать дольщику объект долевого строительства. Стоимость указанной квартиры составила <данные изъяты> руб., которые были оплачены истцом в полном объеме в день заключения договора, что подтверждается распиской. Однако застройщик своих обязательств по строительству дома не исполнил, дом до настоящего времени не построен. В отношении ФИО5 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, в настоящее время дело приостановлено в связи с розыском подозреваемых.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в инспекцию государственного строительного надзора Воронежской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ инспекции государственного строительного надзора Воронежской области истцу отказано во включении в вышеуказанный реестр на основании пп.5 п. 14 раздела IV Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства Регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», а именно в связи с тем, что денежные средства заявителя привлечены для строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган). (п.7) Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с п. 3.3.13 Положения об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009г. № 414, инспекция признает в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В связи с указанными нормами закона инспекция государственного строительного надзора Воронежской области является органом, имеющим полномочия на принятие оспариваемого решения.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно Критерий отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013г. № 403 (далее - Критерии), указанные Критерии устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются, в том числе признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
Названным приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013г. № 403 утверждены также правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Правила устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами (п.3). Включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу (п.4). В Реестр подлежат включению следующие сведения, в том числе, данные о многоквартирном доме (местонахождение, почтовый (строительный) адрес, характеристику многоквартирного дома (тип, общая площадь, количество корпусов, этажность), количество заключенных договоров долевого участия в строительстве или иных договоров до вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которым привлечены денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, с указанием количества заключенных с гражданами договоров участия в долевом строительстве); данные о застройщике и (или) иных лицах, привлекавших денежные средства заявителя (наименование юридического лица, номер свидетельства о внесении в единый государственный Реестр юридических лиц, местонахождение, почтовый адрес, контактные данные); данные документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, предметом которых является передача жилого помещения заявителю (п.7). К заявлению прилагаются следующие документы, в том числе, копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (п.10).
В силу п. 14 названных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является, в том числе, несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Кроме того договор о долевом участии в строительстве жилья заключен между истцом и физическим лицом - ФИО5, что не соответствует ст. ст. 1-3 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», согласно которых настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (ст.1). Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, в том числе, застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (ст.2). Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (ст. 3).
Согласно ответа администрации городского округа <адрес> земельный участок по <адрес> в границах, соответствующих площади 825 кв.м, состоит на кадастровом учете (кадастровый номер № с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство», находился в собственности у гр. ФИО5 (л.д.18-19).
В соответствии со ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № 384-II, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные виды разрешенного использования при условии соблюдения строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, иных обязательных норм требований не могут быть запрещены.
В силу ст. 5 Правил земельные участки, сформированные в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил, и расположенные на территориях, отнесенных Правилами к различным территориальным зонам, используются правообладателями таких земельных участков в соответствии с целями их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
После вступления в силу настоящих Правил разделение, объединение, изменение границ, вида разрешенного использования земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также строительство или реконструкция объектов капитального строительства на их территории осуществляется при условии формирования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны (п.2 ст. 5 Правил).
В соответствии со ст. 7 Правил строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории городского округа город Воронеж осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства в границах объектов их прав в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законодательством Воронежской области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами городского округа город Воронеж, устанавливающими особенности осуществления указанной деятельности на территории городского округа. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, перечень которых может быть установлен органами местного самоуправления, неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Указанное разрешение может быть выдано только для отдельного земельного участка в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (статья 8).
В ст. ст. 15, 19 Правил перечислены жилые и иные зоны, характеристика территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Не принимаются во внимание как не соответствующие требованиям вышеназванного законодательства ссылки истца на то, что, в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области № 301-р от 06.07.2009 г. была создана «рабочая группа» по защите прав обманутых участников долевого строительства, и по заявлениям заинтересованных лиц, рабочей группой был составлен реестр лиц пострадавших от незаконных действий ФИО5 для восстановления нарушенных прав, в связи с чем истец была внесена в вышеуказанный реестр пострадавших дольщиков.
При этом суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. ст. 3 - 4 Закона Воронежской области от 06.11.2013 № 163-ОЗ (в ред. от 27.05.2014г.) «О мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Воронежской области, перед которыми не исполнены обязательства по завершению строительства и (или) передаче им жилых помещений в собственность» защита прав пострадавших участников строительства осуществляется путем:
- привлечения средств новых застройщиков для завершения строительства проблемных объектов и (или) обеспечения прав на жилище пострадавших участников строительства;
- выполнения работ по завершению строительства проблемного объекта добросовестным подрядчиком (добросовестный подрядчик - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, надлежащим образом принявшее на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта на основании договора строительного подряда, заключенного с недобросовестным застройщиком).
В целях реализации мер по защите прав пострадавших участников строительства контролирующий орган ведет реестр проблемных объектов, содержащий сведения о проблемных объектах и недобросовестных застройщиках, и реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утверждается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации. Решения о включении незавершенного строительством многоквартирного дома в реестр проблемных объектов и о включении пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Воронежской области в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принимается контролирующим органом в порядке, указанном в части 2 настоящей статьи (ст. 4).
До вступления в законную силу указанных изменений в федеральное и региональное законодательство о долевом строительстве учет граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, осуществлялся рабочей группой правительства Воронежской области, созданной распоряжением правительства области от 06.07.2009г. № 301-р (в ред. распоряжения от 13.08.2012 № 487-р), основным направлением деятельности которой является защита прав граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков, заказчиков-застройщиков долевого строительства многоквартирных домов, поиск возможных путей решения проблемы «обманутых» участников долевого строительства и завершение строительства «проблемных» объектов на территории региона. Организационно-правовое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется отделом контроля за реализацией целевых программ КП ВО «Единая дирекция».
По сообщению Казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» одним из объектов, находящихся на контроле рабочей группы является незавершенный строительством многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с протоколом совещания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ. № компания ООО «ДД.ММ.ГГГГ» была привлечена в качестве инвестора для решения проблемы участников строительства указанного объекта, присутствовавших на совещании, путем предоставления жилых помещений площадью 1250 кв. м. Гражданам было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в рабочую группу письменные заявления о согласии с предложенным вариантом обеспечения жильем и документы, подтверждающие правопритязания на квартиру по заключенному ранее договору. Участники долевого строительства уведомлялись о месте и времени проведения совещания через представителей инициативной группы. В настоящее время согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. № компания ООО <данные изъяты>» предоставила № площадью 1280.3 кв.м, исполнив свои обязательства в полном объеме. Ввиду отсутствия на момент привлечения компании-инвестора ООО «<данные изъяты>» правовой базы, регулирующей порядок передачи квартир новым инвестором гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, передача квартир осуществлялась путем уступки участниками долевого строительства инвестору прав на земельный участок площадью 825 кв.м с расположенным на нем объектом незавершенного строительства. Взыскание на указанный земельный участок было обращено на основании решения Коминтерновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного суд считает, что истец не соответствует вышеуказанным Критериям и не может быть внесен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Азаровой ФИО10 к инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. о признании незаконным и отмене решения инспекции государственного строительного надзора Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. № №, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, по Воронежской обл.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.