Дело № 2-7327/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
судьи Стахневой И.М.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
представителя истца ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение к ФИО1 о признании договора найма жилого помещения недействительным (ничтожным), применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Комитет) обратился в суд с иском к ФИО1 о признании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МУП ПКГО «Горизонт» с ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> недействительным (ничтожным) и применений последствий недействительности ничтожной сделки путем выселения ответчика из указанного жилого помещения, возложении обязанности освободить комнату от принадлежащих ему вещей в ранее занимаемое жилое помещение. В обосновании своих требований указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, принадлежит на праве муниципальной собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу. На основании ходатайства о заселении от ДД.ММ.ГГГГ между МУП ПКГО «Горизонт» и ФИО1 заключен бессрочный договор найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, согласно нормам действующего законодательства, жилое помещение в общежитии предназначено для временного проживания граждан, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Дом № по <адрес> включен в программу под расселение.
Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что ответчик был вселен в спорное жилое помещение в 1998 году, тогда же на его имя был открыт лицевой счет. Указала, что в соответствии со ст. 94 ЖК РФ, жилое помещение в общежитии предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен бессрочный договор найма жилого помещения в общежитии, что является основанием для признания указанного договора найма недействительным (ничтожным) и применения последствий недействительности ничтожной сделки путем выселения ответчика из указанного жилого помещения. Указала, что ходатайство о заселении, на основании которого с ответчиком был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, не сохранилось. Других договоров с ответчиком у них не имеется.
Ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен, участия не принимал.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно абзацу первому п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
С требованием о признании недействительными решения предоставлении жилого помещения по договору социального найма заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абз. 5 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 166 ГК РФ), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им, исходя из конкретных обстоятельств дела, может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК РФ) (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
В судебном заседании установлено, что здание общежития, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, находится в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП ПКГО «Горизонт» (Наймодатель) и ФИО1 (Наниматель) на основании ходатайства о заселении от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> согласно которому Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование указанное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности для временного проживания в нем (л.д. 14,15).
Указанный договор заключен на время: бессрочно (п.4 Договора).
Как усматривается из копии поквартирной карточки, в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО1 (л.д. 16,17), что подтверждается также сведениями ОАСР УВМ УМВД России по Камчатскому краю (л.д. 27).
В Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых отсутствуют сведения о наличии недвижимого имущества на праве собственности, зарегистрированного на имя ФИО1 (л.д. 28).
Обращаясь с требованием о признании указанного договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным (ничтожным) и применений последствий недействительности ничтожной сделки путем выселения ответчика из указанного жилого помещения, истец ссылается на то, что указанный договор был заключен бессрочно, что противоречит действующему законодательству, а именно ч.1 ст. 94 и ч.2 ст. 105 ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Как усматривается из материалов дела, договор найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ заключен с ФИО1 на основании ходатайства о заселении от ДД.ММ.ГГГГ от организации УО.
ФИО1 работал в МБОУ «Средняя школа №11» в должности учителя истории и обществознания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
С ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена пенсия по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоврения.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие место работы ответчика на момент его вселения, а также на момент заключения оспариваемого договора.
Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании, ответчик был вселен в спорное жилое помещение в 1998 году, что подтверждается также справкой о задолженности на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой лицевой счет № по адресу: <адрес>, был открыт на ФИО1 в 1998 году (л.д. 32).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Статьей 109 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения ФИО1 в спорное жилое помещение, пунктом 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного в соответствии с ч. 2 ст. 109 ЖК РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года N 328 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 года), определено, что общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.
Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 94 и ч.2 ст. 105 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2015 года.
Таким образом, с учетом названных норм права, суд приходит к выводу о том, что указание в п.4 договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ на то, что настоящий договор является бессрочным, противоречит действующим нормам жилищного законодательства, а также нормам жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения ФИО1 в спорное жилое помещение, в связи с чем п.4 является недействительным (ничтожным).
На основании ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Таким образом, признание судом п. 4 договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, не влечет недействительности всего договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Горизонт» и ФИО1.
Каких либо иных оснований недействительности данной сделки истец не указывает.
Решение о предоставлении ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, законность вселения ответчика в данное жилое помещение, истцом не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания договора недействительным (ничтожным) в остальной части, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде выселения Корнеева Владимира Дмитриевича из комнаты № дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, возложения обязанности освободить комнату от принадлежащих ему вещей.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение удовлетворить частично.
Признать недействительным (ничтожным) п. 4 договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Горизонт» и ФИО1, в части указания, что договор заключается бессрочно.
В удовлетворении исковых требований о признании недействительным (ничтожным) договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Горизонт» и ФИО1, в остальной части, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде выселения ФИО1 из комнаты № дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, возложения обязанности освободить комнату от принадлежащих ему вещей в ранее занимаемое жилое помещение, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.11.2017 года.
Судья подпись И.М. Стахнева