Дело № 2-16/2019
<иные данные>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2019 года г. Балтийск
Балтийский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда, в составе председательствующего ШАБАЛИНА А.М., при секретаре ШАТАЛОВОЙ А.В., с участием сторон, рассмотрев гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «1409 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации к <иные данные> МОРОЗОВУ Сергею Александровичу о взыскании стоимости лечения потерпевшего В. А.Б.,
У С Т А Н О В И Л:
ФГБУ «1409 ВМКГ» Минобороны России в лице его начальника обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика 136069 рублей в счет возмещения затрат, понесенных госпиталем, на лечение военнослужащего В..
В судебном заседании представитель истца по доверенности СУСТАВОВ Г.В., настаивая на удовлетворении иска, пояснил, что иск связан с тем обстоятельством, что МОРОЗОВ приговором военного суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 350 УК РФ, а в результате его противоправных действий военнослужащий В получил телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью, по поводу чего находился на лечении в госпитале с ХХ ХХ ХХ по ХХ ХХ ХХ года.
При этом в стоимость лечения потерпевшего, составляющую цену иска, входит стоимость проведенных ему двух медицинских операций, а также стоимость девяти дней нахождения его в реанимационном отделении госпиталя.
МОРОЗОВ С.А. иск не признал, пояснив, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку управлял транспортным средством, не являясь штатным его водителем, в силу исполнения обязательного для него приказания его начальника офицера Ц, который наряду со Службой в г. Багратионовске ПУ ФСБ России по Калининградской области, и должны нести материальную ответственность, связанную с возмещением стоимости лечения в госпитале В..
Помимо этого, ответчик утверждал, что он не подлежит полной материальной ответственности в силу того обстоятельства, что преступление, в совершении которого он признан виновным не является умышленным, в то время как действующее законодательство предусматривает полную материальную ответственность в случае если затраты на лечение военнослужащего были обусловлены именно умышленными действиями причинителя вреда.
Кроме того, не соглашаясь с расчетом стоимости лечения В., ответчик, тем не менее, не привел каких-либо доводов к этому, а также не представил свой расчет.
Рассмотрев дело по существу, исследовав и оценив имеющиеся доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих".
В соответствие со ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Из положений абзаца 3 статьи 5 этого же закона следует, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что обязательными условиями для привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности, наряду с наличием реального ущерба, являются установление наличия в его действиях (либо бездействии) вины в причинении материального ущерба и наличие причинной связи между действием (бездействием) и причинением ущерба.
В соответствие с приговором Калининградского гарнизонного военного суда от ХХ ХХ ХХ года, вступившего в законную силу ХХ ХХ ХХ года, МОРОЗОВ был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 350 УК РФ, в результате которого следовавший в автомобиле, которым управлял ответчик, военнослужащий В получил телесные повреждения, являющиеся тяжким вредом здоровью.
При этом согласно этому же приговору основания заявленного в рамках уголовного дела иска ФГБУ «1409 ВМКГ» Минобороны России к МОРОЗОВУ о возмещении стоимости лечения потерпевшего В, подтверждаются доказательствами, но не обоснован размер иска, в связи с чем за истцом было признано право на удовлетворение гражданского иска к МОРОЗОВУ С.А. о возмещении материального ущерба, связанного с возмещением затрат на лечение потерпевшего В а вопрос о размере возмещения передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Данное обстоятельство, с учетом приведенных выше законодательных положений, свидетельствует о том, что между противоправными действиями МОРОЗОВА и наступившими последствиями в виде причинения телесных повреждений военнослужащему В, по поводу которых он находился на лечении в ФГБУ «1409 ВМКГ» Минобороны России имеется прямая причинная связь, а действия ответчика повлекли за собой дополнительные расходы государства, в данном случае военного госпиталя, связанные с лечением потерпевшего.
Эти расходы Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» фактически приравнены к ущербу, под которым в абзаце 5 статьи 2 понимается не только утрата или повреждение имущество воинской части, но и расходы, которая воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Согласно справке – расчету № ХХХ от ХХ ХХ ХХ года расходы на лечение В. в период с ХХ ХХ ХХ по ХХ ХХ ХХ года составили 136069 рублей и состоят из стоимости двух проведенных операций, а также стоимости 1 «койко-дня» в отделении реанимации и интенсивной терапии.
При этом приведен подробный расчет стоимости 1 «койко-дня» в ФГБУ «1409 ВМКГ» Минобороны России на ХХ ХХ ХХ год.
Проанализировав эти документы, суд приходит к выводу, что приведенные в них расчеты обоснованы, соответствуют требованиям нормативных документов, в т.ч. Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 года №№ 01-23/4-10, 01-02/41, а поэтому приходит к выводу, что стоимость лечения потерпевшего В. в военном госпитале составляет 136069 рублей.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а именно то, что ущерб государству в лице ФГБУ «1409 ВМКГ» Минобороны России, выразившийся в затратах на лечение потерпевшего в размере 136069 рублей явился следствием преступных действий МОРОЗОВА, установленных вступившим в силу приговором военного суда, то ответчик в силу абзаца статьи 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит полной материальной ответственности, а поэтому иск к нему подлежит удовлетворению.
В судебном заседании ответчиком представлены документы подтверждающие, что у него многодетная семья, а также сведения о доходах, как его, так и супруги и документы, подтверждающие оплату коммунальных и иных платежей.
Однако суд не усматривает оснований, предусмотренных ст. 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», для снижения размера взыскиваемых с МОРОЗОВА денежных средств для возмещения материального ущерба, поскольку производить коммунальные и иные платежи обязан любой гражданин Российской Федерации, а материальный ущерб государству причинен преступными действиями МОРОЗОВА, что установлено вступившим в законную силу приговором военного суда.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194, 196, 198 ГПК РФ военный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «1409 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации к <иные данные> МОРОЗОВУ Сергею Александровичу о взыскании стоимости лечения потерпевшего В удовлетворить.
Взыскать с МОРОЗОВА С.А. в доход средств федерального бюджета - Федерального государственного бюджетного учреждения «1409 Военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации 136069 (сто тридцать шесть тысяч шестьдесят девять) рублей в счет возмещения причиненного государству материального ущерба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Балтийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.М. Шабалин