Дело № 12-1030/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
04 июля 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Казарян С.Г.,
с участием защитника Виноградовой Н.Н., начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Полякова В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Амурские коммунальные системы» Колягиной Т.Е. на постановление №03А-17/1663 от 14.05.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № 03А-17/1663 от 14 мая 2019 года Акционерное общество «Амурские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Амурские коммунальные системы» Колягина Т.Е.обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что согласно указанного постановления должностное лицо делает вывод о том, что в связи с порывом на тепловой сети произведены аварийные отключения и мероприятия по устранению технологического сбоя относятся к аварийным отключениям, поскольку отключение было более 6 часов. С указанным выводом должностного лица не согласен, так как в соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20.08.2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов. Однако материалы административного дела не содержат информацию о перечисленных выше повреждения и последствиях. Таким образом, считает, что в данном случае не может идти речь об аварийных отключениях. Кроме того, в оспариваемом постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что нарушены права граждан на качественное теплоснабжение. Данный вывод также считает несостоятельным, поскольку в силу п.п. 14 п. VI приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва отопления не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 градусов до нормативной температуры. Материалами дела подтверждается, что специалистами АО «АКС» на время перерыва в теплоснабжении проводился мониторинг температурного режима в квартирах жилых домов. Согласно мониторинга следует, что температура в квартирах жилых домов соответствовала нормативу, о чем составлены соответствующие акты, имеющиеся в материалах дела. Таким образом, считает, что права жителей г. Благовещенска на получение качественной коммунальной услуги в данном случае не нарушены. Кроме того, в постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что материалами прокурорской проверки полностью доказан факт несоблюдения должностным лицом АО «АКС» п. 6.2.25 ПТЭТЭУ в части несвоевременного осмотра и ремонта тепловой сети. Однако данный вывод опровергается материалами дела, поскольку в Обществе разработан и действует график осмотра тепловых сетей, результаты осмотров заносятся в соответствующий журнал. В материалы дела представлена копия журнала, согласно которому осмотры тепловых сетей, тепловых камер производятся своевременно согласно утвержденных графиков. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства. Таким образом, должностным лицом при рассмотрении административного дела не учтены фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, им дана ненадлежащая правовая оценка.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебном заседании защитник Виноградова Н.Н. на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
Начальник отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Поляков В.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указав, что постановление законно и обоснованно.
В судебное заседание не явилась законный представитель АО «АКС» Крючкова С.Г., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представлено.
Учитывая изложенное, положения ст.25.1 КоАП РФ, судья определил рассмотреть жалобу в отсутствии неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения присутствующих сторон, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2.1 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» основные обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети, входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии.
Согласно п. 2.32 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 в системе технического обслуживания и ремонта должны быть предусмотрены: подготовка технического обслуживания и ремонтов, оценка технического состояния тепловых сетей и составление дефектных ведомостей.
В силу п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и не плотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 (далее - Правила) ОАО «Амурские коммунальные системы» является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. «в» раздела 2 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 99 Правил при предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставлении коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Благовещенска по факту произошедшего 15 марта 2019 года отключения от теплоснабжения потребителей многоквартирных жилых домов в районе КПП по ул. Пионерская №№ 151, 153, 155, по ул. 50 лет Октября 154, в районе Мостоотряда по ул. Трудовая 321, по ул. Белогорская №№ 23/9, 25/5, была проведена проверка теплоснабжающей организации АО «АКС».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Согласно материалам дела:
- 15.03.2019 года в период времени с 16-10 до 01-00 16.03.2019 года от теплоснабжения были отключены жилые дома в районе КПП по ул. Пионерская №№ 151, 153, 155, по ул. 50 лет Октября 154; время прекращения подачи теплоносителя составило 8 часов 50 минут;
- 15.03.2019 года в период времени с 10-50 до 13-05 от теплоснабжения были отключены жилые дома в районе Мостоотряда по ул. Трудовая 321, по ул. Белогорская №№ 23/9, 25/5; время прекращения подачи теплоносителя составило 2 часа 15 минут.
Данные отключения подтверждаются информацией старшего оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГОЧС г. Благовещенска Абакумова О.А. мэру г. Благовещенска Калите В.С. от 15.03.2019 года.
Мероприятия по устранению данных технологических нарушений в работе тепловых сетей в районах КПП и Мостоотряда г. Благовещенска относятся к аварийным отключениям, работы не согласовывались Управлением ЖКХ города.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении АО «АКС» обязанности по своевременному и ненадлежащему ремонту и обслуживанию переданных в аренду тепловых сетей и нарушило режим бесперебойного обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами в период прохождения отопительного сезона 2018-2019 г.г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и привлечении его к административной ответственности.
Факт совершения Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» административного правонарушения и его вина в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждаются собранными по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Оснований ставить под сомнение указанные выводы должностного лица у судьи не имеется.
Довод жалобы о том, что мероприятия по устранению технологического сбоя не относятся к аварийным отключениям, подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно - коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20 августа 2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
Вместе с тем, с учетом исследованных материалов дела, учитывая, что отключение теплоснабжения произошло внезапно, на длительный период времени, не было согласованно с Управлением ЖКХ города, с учетом времени года и температуры на улице, прокурор г. Благовещенска и должностное лицо отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора пришли к обоснованному выводу, что имело место быть аварийное отключение.
Рассматривая довод жалобы о том, что права граждан многоквартирных жилых домов на качественное теплоснабжение не были нарушены, судья приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Однако, в силу п. п. "а" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 117 названных Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Как усматривается из материалов дела, об отключении теплоснабжения потребитель не был уведомлен, что также подтверждает аварийность отключения.
Таким образом, АО «АКС» не обеспечило бесперебойное отопление в течение отопительного периода, чем и были нарушены права граждан.
Также в жалобе указывается на соблюдение должностным лицом п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115. Поскольку из представленных материалов усматривается, что износ оборудования, образование интенсивной коррозии тепловой трассы, а также технологический сбой имели место быть, в связи с чем должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что обществом не в полной мере соблюдены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Существенных нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены постановления должностного лица, допущено не было.
Постановление вынесено с учетом положений ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1663 от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление №03А-17/1663 от 14.05.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, вынесенное в отношении АО «Амурские коммунальные системы» оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Амурские коммунальные системы» Колягиной Т.Е. -без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова