Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-659/2021 ~ М-465/2021 от 14.05.2021

УИД № 11RS0008-01-2021-001098-66 Дело № 2-659/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сосногорск, Республики Коми

02 июня 2021 года

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Попковой Е.Н.,

при секретаре Пятышевой Н.И.,

с участием истца, помощника прокурора города Сосногорска Жиряковой Е.П.,

заведующего МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес Морошан Т.А.,

заместителем начальника Управления образования администрации МР «Сосногорск Добрякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом,

установил:

прокурор г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание МБДОУ «Детский сад № 2 пгт. Нижний Одес» пандусом в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2016» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001.

В судебном заседании помощник прокурора Жирякова Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес Морошан Т.А. в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель третьего лица - администрация МР «Сосногорск» Иванова АЮ. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешения вопроса оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МР «Сосногорск» Добряков А.А. против удовлетворения требований прокурора не возражал.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу требований пп. 1, 2 ст. 41 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании» (далее - Закон № 273) организация охраны здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

П. 7 ст. 28 Закона № 273 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, образовательной организации.

В соответствии с пунктом «а» ст. 9 Конвенции о социальной помощи инвалидам, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106, установлено, что чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что, в частности, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в т.ч., условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации.

Судом установлено, что прокуратурой г.Сосногорска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес.

В силу п. 2.1 и 2.2 Устава предметом деятельности МБДОУ «Детский сад № 2 пгт. Нижний Одес» является, в частности формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Основными целями деятельности детского сада является: образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования; присмотр и уход за детьми; создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей на основе индивидуальных и специфичных подходов для детей дошкольного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя администрации МР «Сосногорск» прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, где указано на необеспечение беспрепятственного доступа детей – инвалидов, в частности в здание МБДОУ «Детский сад № 2 пгт. Нижний Одес».

Согласно ответу администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с дорожной картой учреждения ремонтные работы по обеспечению беспре-пятственного доступа инвалидов в здание запланировано завершить до конца 2025 года.

Нарушения в сфере социальной защиты прав детей – инвалидов в указанной части до настоящего времени не устранены; работы, предусмотренные дорожной картой, в части доступности объекта для детей – инвалидов, не выполнены.

Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» (далее – СП 59.13330.2016) предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

СП 59.13330.2016 распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 в верхнем и нижем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5*1,5 м.

Пандус должен иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17 СП 59.13330.2016 (п. 5.1.16 СП 59.13330.2016). В соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2016 покрытие лестниц, пандусов должно быть твердым, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.

В силу п. 5.1.14 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

Пунктом 6.2.11 СП 59.13330.2016 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м.

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до вступления Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в силу. Требования, предъявляемые сводом правил, должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, предназначенным для использования инвалидами, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2016» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001» включен в п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2016, требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании здания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст.ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Путем возложения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями к пользованию объектами социальной и транспортной инфраструктуры государство реализует установленные гарантии социальной защиты инвалидов, в том числе запрет на любые формы ограничения прав граждан в связи с физическими особенностями.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что признание данного иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, суд принимает признание иска ответчиком.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Сосногорска удовлетворить.

Возложить на МБДОУ «Детский сад № 2» пгт. Нижний Одес обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оборудовать вход в здание МБДОУ «Детский сад № 2 пгт. Нижний Одес» пандусом в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2016» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001».

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 июня 2021 года.

Председательствующий Попкова Е.Н.

2-659/2021 ~ М-465/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сосногорска
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №2" п. Нижний Одес
Другие
Управление образования администрации МР "Сосногорск"
Администрация МР "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Попкова Е.Н.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее