Дело № 2-4672/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2021 года
Подольский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Добряковой Л.А.
при секретаре Ковальковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к <данные изъяты>» о расторжении договора возмездного оказания услуг, взыскании уплаченных денежных средств, процентов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к <данные изъяты>» о расторжении договора возмездного оказания услуг <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между истецом, действующим от своего имени и представляющий интересы туристов: ФИО3, ФИО5 и <данные изъяты> в связи с существенным изменением обстоятельств, взыскании с <данные изъяты> стоимости тура в размере <данные изъяты> процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Истец мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, ФИО5 и <данные изъяты> был заключен договор возмездного оказания услуг № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому Турагент обязывался оказать все необходимые действия по организации туристской поездки в Великобританию, срок путешествия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец оплатил услуги по организации поездки (стоимость тура): авиаперелет, размещение по маршруту, экскурсионные программы, визы, страховка от не вылета, всего в сумме <данные изъяты> руб.
В связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19 до начала путешествия, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, возникли обстоятельства, угрожающие безопасности жизни и здоровью истца. Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. На сайте Ростуризма размещена информация о введении временных ограничений осуществления перевозок с территории РФ на территорию Великобритании и в обратном направлении с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Туроператор уведомил истца о возможности выбора либо предоставление ему равнозначного туристического продукта в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ либо о возврате денежных средств, за вычетом фактических расходов, понесенных <данные изъяты> Ввиду того, что услуги по организации туристской поездки не оказаны, истцом в адрес туроператора «<данные изъяты>» была направлена претензия о расторжении договора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и о возврате истцу уплаченных им за туристическую поездку денежных сумм. Претензия вручена адресату <данные изъяты> до настоящего времени ответа на претензию в адрес истца не поступало. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес турагента <данные изъяты>»была направлена претензия о расторжении договора № <данные изъяты> в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья, а так же с существенным изменением обстоятельств и отказе истца от равнозначного туристического продукта, а также возврате истцу уплаченных им денежных сумм.
Истец судебном заседание явился, на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель истца по доверенности ФИО6 явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, надлежащим образом извещался судом о дне слушания дела \л.д.142\, в связи с чем суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо: представитель <данные изъяты>» - не явился,
Суд, выслушав мнение истца, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец, действующий от своего имени и представляющий интересы туристов: ФИО3, ФИО5 заключил договор возмездного оказания услуг № <данные изъяты> с <данные изъяты>» по организации туристской поездки для него, а также для иных лиц, в интересах которых, в том числе заключается настоящий договор /л.д. 14-14-18, 19,20/, в котором туроператором выступает <данные изъяты>» /л.д.21-22/. В соответствии с условиями указанного договора истцом произведена оплата стоимости туристского продукта в сумме <данные изъяты> /л.д.26/.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано требование в <данные изъяты>» о расторжении договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ и об отказе от равнозначного туристического продукта, а также о возврате уплаченных им за туристическую поездку денежных средств /л.д.27-30/.
ДД.ММ.ГГГГ туроператор уведомил истца о возможности выбора либо предоставления равнозначного туристического продукта в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ либо возврат денежных средств, за вычетом фактических расходов, понесенных <данные изъяты>» /л.д. 33-35/.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано требование в <данные изъяты>» /л.д.41-44/, ответа на претензию не последовало.
Согласно ст. 3.1 Закона об основах туристской деятельности к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся:
выработка и реализация государственной политики в сфере туризма, в том числе формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации;
создание и обеспечение благоприятных условий для развития туристской индустрии в Российской Федерации;
установление порядка оказания услуг по реализации туристского продукта;
установление порядка и условий оказания экстренной помощи туристам;
установление порядка и условий финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также - резервный фонд);
установление требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда, фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма (далее также - фонд персональной ответственности туроператора);
формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
утверждение положения о классификации гостиниц;
установление порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей;
аккредитация организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей;
установление порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления;
утверждение правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;
установление порядка ведения перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
установление порядка ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ведение перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей;
утверждение Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;
утверждение правил профессиональной деятельности, регулирующих порядок осуществления объединением туроператоров в сфере выездного туризма и его членами функций, связанных с формированием и использованием резервного фонда;
разработка национальных стандартов Российской Федерации в сфере туризма, профессиональных стандартов;
обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;
информированиеинформирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания;
информационное обеспечение туризма, включая содействие в создании и функционировании туристских информационных центров, систем навигации и ориентирования в сфере туризма;
содействие в создании и обеспечении благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
организация и проведение мероприятий по продвижению туристских продуктов в сфере внутреннего туризма и въездного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках;
организация проведения научных исследований в сфере туризма;
содействие в организации профессионального обучения по программам подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации;
учреждение государственных наград Российской Федерации, премий и других форм поощрения Российской Федерации в сфере туризма;
утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ развития туризма;
разработка и утверждение форм статистической отчетности, применяемых в сфере туризма;
организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий, направленных на поддержку приоритетных направлений развития туризма, в том числе на развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма (далее - мероприятия в сфере туризма), утверждение и реализация календарного плана мероприятий в сфере туризма;
осуществление взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, включая объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в том числе по приоритетным направлениям развития туризма, вопросам обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов;
осуществление взаимодействия с иностранными государствами, международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации;
организация международных мероприятий в сфере туризма, в том числе направленных на формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, раскрытие туристского потенциала Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
координация деятельности по реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;
разработка и организация реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
иные установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации полномочия.
В ст. 14 Закона об основах туристской деятельности указано, что под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений;
устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:
о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;
об условиях договора добровольного страхования, о страховщике, об организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания и ее оплату, возвращения тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором, турагентом от имени страховщика;
об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;
об иных особенностях путешествия.
Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).
Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.
Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.
По смыслу приведенных положений закона в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в стране или месте временного пребывания уполномоченный государственный орган информирует об этом туроператоров, турагентов и туристов, в том числе путем размещения сообщений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Такое сообщение осуществляется на основании решений соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, туристской деятельности.
Пунктом 5.3.2 названного положения установлено, что Ростуризм информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений в сфере туризма и туристской деятельности, включая принятие решений по вопросам угрозы безопасности туристов в стране или месте временного пребывания, и информирование об этом туроператоров, турагентов и туристов.
Ростуризм как федеральный орган исполнительной власти, посредством размещения на своем официальном сайте, проинформировал туроператоров, турагентов и туристов в разделе «Информация для туристов на <данные изъяты>» о том, что в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире Ростуризм в целях обеспечения информирования как организованных, так и самостоятельных российских туристов сообщает о следующем:
Правительством Российской Федерации вводятся с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ временные ограничения осуществления пассажирских перевозок с территории Российской Федерации на территорию Великобритании, Соединённых Штатов Америки, Объединённых Арабских Эмиратов и в обратном направлении, за исключением:
- регулярных рейсов Москва – Лондон (и обратно), Москва – Нью-Йорк (и обратно), Москва – Абу-Даби (и обратно), осуществляемых через международный аэропорт Шереметьево (терминал F);
- чартерных рейсов, при условии перевозки в указанные государства их граждан и граждан иных государств и в ФИО1 граждан Российской Федерации (до полного вывоза указанных граждан).
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ всем лицам, прибывающим в Россию из-за рубежа, в том числе из мест проведения отдыха, необходимо пройти двухнедельную самоизоляцию, начиная со дня прибытия».
Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 прямо предусмотрено распространение его действия на договоры, заключенные по ДД.ММ.ГГГГ, к возникшим между истцом и ответчиком правоотношениям подлежит применению данный нормативно-правовой акт, в связи с чем суд считает необходимым взыскать денежные средства с ответчика за туристический продукт в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом срок возврата денежных средств не наступил и оснований для взыскания процентов за пользование денежными средствами суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным требования ФИО3 к <данные изъяты>» о расторжении договора возмездного оказания услуг, взыскании уплаченных денежных средств, процентов удовлетворить частично.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес> Подольск» в размере 3 867 рублей 00 копеек – пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Расторгнуть договор возмездного оказания услуг № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и <данные изъяты>».
Обязать <данные изъяты>» возвратить ФИО3 денежные средства за туристический продукт в размере <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.
Взыскать с <данные изъяты>» госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Подольск» в размере <данные изъяты>.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления о его отмене в Подольский городской суд в течении 07 дней со дня получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий подпись Л.А. Добрякова