РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2011 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Морозовой А.И.,
при секретаре Усовкиной М.П.,
с участием истицы Сергеевой Н.В.,
представителя истицы Сергеевой Н.В. по ордеру Савельева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1639/11 по иску Сергеевой <данные изъяты> к администрации г. Тулы об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Сергеева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указала, что ее матери – ФИО2 принадлежала на праве собственности жилая комната в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
24 апреля 2003 года ФИО2 умерла. Она (истица) является единственной наследницей первой очереди по закону к имуществу умершей.
В установленный законом шестимесячный срок она к нотариусу не обратилась, однако фактически приняла наследство после смерти матери, оставаясь проживать в спорной комнате, несла расходы по ее содержанию.
Просила суд установить юридический факт принятия ею наследства после смерти матери и признать за ней право собственности на комнату, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Сергеева Н.В. заявленные требования поддержала, подтвердив доводы и основания, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указала, что переехала жить к матери в декабре 2002 года, так как последняя плохо себя чувствовала и нуждалась в постоянной посторонней помощи. В момент смерти матери она также находилась вместе с ней, а после смерти осталась проживать в принадлежащей матери комнате, сделала в ней ремонт, заменила окно и часть мебели.
Представитель истицы по ордеру адвокат Савельев А.В. поддержал позицию своей доверительницы, сославшись на положения ст.ст. 1142, 1152 ГК РФ.
Представитель администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, полагая, что истицей не представлено доказательств фактического принятия наследства.
Третье лицо – Сергеев Е.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении дело просил рассматривать в его отсутствие, против удовлетворения требований не возражал.
Представитель третьего лица – Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №11 в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие, не возражая против удовлетворения исковых требований.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований по следующим мотивам.
Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановлении от 16 января 1996 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 ГК РСФСР, является основой конституционной свободы наследования.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает очередность призвания к наследованию только для случаев наследования по закону. При этом законодатель определяет очередность наследования в зависимости от степени родства.
Такой подход, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, выраженному в определении от 2 ноября 2000 года N 228-О по жалобе гражданки А.В. Горшковой на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 532 ГК РСФСР, отвечает принципу защиты интересов близких родственников умершего.
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что комната, площадью 19,8 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежала на праве собственности ФИО2, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № №, выписками из домовой книги и лицевого счета.
В данном жилом помещении в настоящее время никто не зарегистрирован.
ФИО2 умерла 24 апреля 2003 года, что подтверждено актовой записью о смерти № от 24 апреля 2003 года.
Из материалов наследственного дела к имуществу умершей следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась сестра умершей - ФИО7
При этом в качестве наследника также указана дочь ФИО2 – Сергеева Н.В., а также внук умершей – Сергеев Е.А.
С 01 марта 2002 года вступила в действии часть 3 Гражданского кодекса РФ.
Дата смерти наследодателя дает основания применить к правоотношениям, связанным с наследованием принадлежавшего ей ко дню смерти имущества, положений действовавшего на момент смерти Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Основания наследования содержатся в ст. 1111 ГК РФ, согласно которой наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112, 1113 ГК РФ).
Очередность наследования по закону установлена положениями ст.ст. 1142-1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Родственные отношения Сергеевой Н.В. с наследодателем подтверждены свидетельствами о рождении и о заключении брака.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, Сергеева Н.В. является наследником первой очереди по закону к имуществу умершей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Способы принятия наследства закреплены в ст. 1153 ГК РФ, согласно которой принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, Сергеева Н.В. ссылалась на фактическое принятие ею наследства, в подтверждение чего представила показания свидетелей.
Свидетель ФИО8, допрошенная в судебном заседании 17 октября 2011 года, пояснила, что проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Третья комната принадлежала ФИО2 Ее дочь – Сергеева Н.В. часто навещала мать, а в декабре 2002 года, когда та заболела - переехала к ней жить и стала ухаживать за матерью. После смерти ФИО2 Сергеева Н.В. осталась проживать в данной комнате до настоящего времени, поддерживает жилое помещение в надлежащем состоянии, сделала ремонт. Похороны ФИО2 были организованы Сергеевой Н.В. Других детей у ФИО2 не было.
Свидетель ФИО9, также допрошенная в судебном заседании 17 октября 2011 года, пояснила, что является подругой истицы. Она (свидетель) после 2003 года неоднократно была в гостях у Сергеевой Н.В. в комнате в коммунальной квартире, расположенной на <адрес>, в которой истица проживает после смерти матери. Она там сделала ремонт, вставила пластиковое окно, осталась в комнате и часть мебели, принадлежащей матери Сергеевой Н.В.
Свидетель ФИО10, допрошенная в судебном заседании 17 октября 2011 года, пояснила, что являлась коллегой ФИО2, когда они вместе работали в Тульской областной детской больнице. В конце 2002 года Сергеева Н.В. переехала постоянно жить к матери ввиду резкого ухудшения состояния здоровья последней после перенесенной операции. В начале 2003 года она (свидетель) приходила в гости к ФИО2 Ее дочь – Сергеева Н.В. уже жила вместе с матерью.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они логичны, последовательны, подтверждены материалами дела, в связи с чем, исходя из положений ст.ст. 59,60,67 ГПК РФ, суд признает данные показания относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Как следует из расчета задолженности по оплате коммунальных услуг за спорную комнату, после смерти ФИО2, последовавшей в апреле 2003 года, в мае 2003 года была осуществлена полная оплата коммунальных услуг, что также свидетельствует о фактическом принятии Сергеевой Н.В. наследства.
Из представленного листа-заявки, выданного на имя Сергеевой Н.В., следует, что истица понесла расходы по организации похорон матери.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с положениями ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в том числе и факт принятия наследства.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом установлено, что Сергеева Н.В. не обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав к имуществу матери в шестимесячный срок, установленный для совершения данного действия ст.1154 ГК РФ, однако, фактически приняла наследство, поскольку после смерти ФИО2 вступила во владение её имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, производила расходы по содержанию наследственного имущества, оплачивала коммунальные платежи.
Принимая во внимание, что без установления данного юридического факта истец не сможет надлежащим образом оформить свои наследственные права, поскольку в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти матери Сергеева Н.В. не обращалась, суд полагает возможным установить юридический факт принятия истицей наследства после смерти матери – ФИО2 Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду в процессе рассмотрения дела представлено не было.
Таким образом, анализируя и оценивая все изложенное в совокупности, поскольку суд пришел к выводу о том, что по делу нашел свое бесспорное подтверждение юридический факт принятия Сергеевой Н.В. наследства после смерти ее матери – ФИО2, умершей 24 апреля 2003 года, право собственности на спорную комнату подлежит признанию за истицей в порядке наследования.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сергеевой <данные изъяты> удовлетворить.
Установить юридический факт принятия Сергеевой <данные изъяты> наследства после смерти матери – ФИО2, умершей 24 апреля 2003 года.
Признать за Сергеевой <данные изъяты> право собственности на комнату, площадью 19,8 кв.м., расположенную в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери – ФИО2 умершей 24 апреля 2003 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: