Дело №2-1537/20
Строка 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя истца по доверенности Нечаюк Т.Н.,
представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя Департамента труда и защиты населения по доверенности Фроловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрусталева Николая Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, периодов учебы, периода прохождения службы в рядах Советской Армии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, назначении размера страховой пенсии по старости на основании представленной истцом архивной справки,
установил:
Хрусталев Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением УПФР в г.Воронеже Воронежской области от 13.12.2018 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда и указано, что по состоянию на 13.09.2018 специальный стаж по Списку № 2 у истца отсутствует, страховой стаж составляет 20 лет 06 месяцев 22 дня. Ответчиком в стаж для назначения пенсии не были включены в специальный стаж по Списку № 2 периоды его работы в Навойском управлении строительства с 22.07.1981 по 16.04.1984 в качестве электросварщика СМУ-2, с 29.07.1986 по 31.12.1990 в качестве электросварщика в СМУ-11; в ООО «Сантехстрой» в 18.08.2008 по 01.02.2010 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Сантехстрой-Центр» с 01.03.2010 по 07.06.2011, с 11.06.2011 по 13.06.2011, с 17.06.2011 по 04.09.2011, 06.09.2011 в качестве газоэлектросварщика; в ООО «Нефта-камень» с 12.09.2011 по 23.04.2012 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Эксперт Систем Противопожарной защиты» с 09.01.2013 по 30.06.2016 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Пожарный Эксперт» с 01.07.2016 по 31.12.2017 в качестве электрогазосварщика; не включены в страховой и специальный стаж по Списку № 2 периоды его работы в Навойском управлении строительства с 01.01.1991 по 02.08.1994 в качестве электросварщика; в садоводческом товариществе «Хосил» с 10.02.1994 по 26.07.2000 в качестве сварщика; в научно-производственном предприятии «Монолит» с 01.08.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.06.2007 в качестве газоэлектросварщика; не включен в страховой стаж период работы истца в ООО «Сантехстрой» с 02.02.2010 по 01.03.2010, в ООО «Пожарный Эксперт» с 01.01.2018 по 12.09.2018 в качестве электрогазосварщика.
Не согласившись с данным решением ответчика и полагая, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, истец обратился в суд и просил:
- признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку № 2 период учебы с 01.09.1978 по 15.07.1981, период службы в Советской Армии с 12.05.1984 по 28.04.1986, период работы с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 02.08.1994, включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 02.08.1994, с 03.08.1994 по 26.07.2000, с 01.08.2000 по 31.12.2001;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента обращения за её назначением – с 13.09.2018;
- обязать ответчика произвести начисление размера страховой пенсии по старости на основании архивной справки о заработной плате от 22.08.2016 №-Х за периоды работы истца с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 02.08.1994, исходя из 60 месяцев подряд по наиболее выгодному варианту (л.д.4-9).
Истец Хрусталев Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Нечаюк Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении; пояснила, что истец работал в Узбекистане и пенсия ему должна быть назначена с учетом Соглашения 1992 года; должность истца - «электросварщик» поименована в Списке № 2 и факт его работы в данной должности подтверждается трудовой книжкой; период обучения истца также должен быть включен в специальный стаж по Списку № 2, поскольку после него следовала работа, предусмотренная данным Списком; период службы в Советской Армии включается в специальный стаж по Списку № 2, если до или после него следовала работа по Списку.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.52-53); пояснила, что спорные периоды не могут быть учтены без дополнительного подтверждения работы истца компетентным органом Республики Узбекистан; истец написал заявление, в котором просил не учитывать заработок при назначении пенсии.
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Фролова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что профессия истца предусмотрена Списком № 2 и право у истца на назначение досрочной пенсии имеется, относительно подтверждения стажа компетентным органом Республики Узбекистан полагалась на усмотрение суда.
Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 4 ФЗ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ имеет мужчина по достижении возраста 55 лет, если он проработал на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 25 лет. При наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2018 году при наличии величины ИПК не менее 13,8 (ч.3 ст.35 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В случае, если мужчина проработал на указанных работах не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия ему назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
При определении права на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
При исчислении стажа работы применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, ст.28 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Согласно п.4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
К периодам работы до 31.12.1991 может применяться Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст. 2 ФЗ N 400-ФЗ).
13 марта 1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
На основании п.1 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992, назначение пенсии гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.
Как следует из копии трудовой книжки, в период с 01.09.1978 по 15.07.1981 Хрусталев Н.А. проходил учету в ГСПТУ-№ г. Навои; 22.07.1981 принят в Навойское управление строительства электросварщиком в СМУ-2; 16.04.1984 уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии; в период с 12.05.1984 по 28.04.1986 проходил срочную военную службу; 29.07.1986 принят в Навойское управление строительства электросварщиком в СМУ-11; 02.08.1994 уволен в связи с выездом из Республики Узбекистан; 10.02.1994 принят сварщиком в садоводческое товарищество «Хосил»; 26.07.2000 трудовой договор расторгнут; 01.08.2000 принят газоэлектросварщиком в Научно-производственное предприятие «Монолит»; 13.06.2007 трудовой договор прекращен; 19.08.2008 принят электрогазосварщиком в ООО «Сантехстрой»; 01.03.2010 уволен; 01.03.2010 принят газоэлектросварщиком в ООО «Сантехстрой-Центр»; 06.09.2011 уволен; 12.09.2011 принят электрогазосварщиком в ООО «Нефта-камень»; 23.04.2012 уволен; 09.01.2013 принят электрогазосварщиком в ООО «Эксперт Систем Противопожарной защиты»; 30.06.2016 трудовой договор расторгнут; 01.07.2016 принят электрогазосварщиком в ООО «Пожарный эксперт» (л.д.20-25).
Навойское управление строительство неоднократно переименовывалось (л.д.29).
13.09.2019 истец Хрусталев Н.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (л.д.64-68).
13.12.2019 УПФ РФ в г.Воронеже было вынесено решение об отказе в установлении пенсии Хрусталеву Н.А. из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», продолжительностью 12 лет 6 месяцев (л.д.10-19).
Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Для установления права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных видах работ (определенным способом). Кроме того, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом в подтверждение своих доводов о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, включении спорных периодов в специальный и страховой стаж истца представлена трудовая книжка с переводом (л.д.20-28), справка о переименовании Навойского управления строительства (л.д.29), копия справки уточняющей особый характер работы Строительного объединения «НУС» Республики Узбекистан (л.д.30), архивная справка о заработной плате (л.д.31-32), архивная копия карточки формы Т-2 (л.д.33-34), архивная выписка из приказа о приеме на работу (л.д.35), архивная копия о зачислении и выпуске учащегося (л.д.36), копия диплома (л.д.37), копия военного билета (л.д.38).
Периоды работы истца с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 31.12.1990 в качестве электросварщика СМУ-2 и СМУ-11; с 01.01.1991 по 31.12.19991, с 01.01.1992 по 02.08.1994 не подлежат включению в специальный стаж исходя из следующего.
В соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики и их подручные.
В соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991 №10 правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с кодом позиции 23200000-19906 пользуются электросварщики ручной сварки.
В качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж принимаются справки, выданные организациями, учреждениями в соответствии с требованием законодательства государства – участника соглашения.
Представленная справка, уточняющая особый характер работы (л.д.30) не содержит ссылки на Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
В личной карточке формы Т-2 сведения об аттестации рабочего места отсутствуют, в разделе «социальные льготы» никаких льгот не отражено.
Период также не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствует справка, уточняющая особый характер работы; доказательства, что данное предприятие занимается металлообработкой.
Запись в трудовой книжке не отражает характер его работы, условия работы и продолжительность его занятости.
Требования истца о включении период работы истца сварщиком в СТ «Хосил» с 10.02.1994 по 26.07.2000 в страховой стаж, а также работы истца газосварщиком с 01.08.2000 по 31.12.2001 в Научно-производственном предприятии «Монолит» не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст.10 указанного Соглашения от 13.03.1992 государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно ч.9 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 34 Правил №884н в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, срок рассмотрения заявления о назначении пенсии может быть приостановлен, на срок не более чем на три месяца.
Учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства, ответчиком правомерно были сделаны запросы по проверки периодов работы истца.
Поскольку в установленный срок документы, подтверждающие стаж работы истца, по направленным запросам в пенсионный орган в указанный срок не поступили, решением ответчика было отказано истцу в назначении страховой пенсии.
Управлением был направлен запрос в компетентный орган Республики Узбекистан о проверке факта работы за указные периоды, на который подтверждающий ответ не поступил, в связи с чем истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Как указано ответчиком, согласно информации Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017 №МЗ/30-01-32-137 электросварщики ручной сварки пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение только при занятости в производстве металлообработки.
Между тем, каких-либо документов, что деятельностью данных организаций является металлообработка, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, истцом не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих особые условия труда. Ходатайств перед судом об истребовании документов, не заявлялось.
Требования истца о включении в специальный стаж истца период его обучения в ГСПТУ№ с 01.09.1978 по 15.07.1981, а также период службы в армии с 12.05.1984 по 28.04.1986 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №655 возможно при исчислении пенсии применении ранее действующего законодательства – п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», согласно которому период обучения в училище приравнивается к работе, указанной в Списке №2, если она следовала непосредственно после окончания этого периода.
Между тем, доказательств, что после обучения, а также до и после службы в армии, у истца следовала работа, предусмотренная Списком №2 от 22.08.1956 №1173, не имеется в деле.
Учитывая, что в удовлетворении требований о включении в специальный и страховой стажи периодов работы истцу отказано, то специальный стаж на момент обращения истца отсутствует, страховой стаж составляет менее 25 лет, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии, требования в части признания права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о возложении обязанности на ответчика произвести начисление размера страховой пенсии по старости на основании архивной справки о заработной плате от 22.08.2016 №-Х за периоды работы Хрусталева Н.А. с 22.07.1981 по 16.04.1984 и с 27.07.1986 по 02.08.1994 исходя из 60 месяцев подряд по наиболее выгодному варианту.
Данные требования являются производными, от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано, следовательно, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик пояснял, что данная справка при обращении за назначением пенсии истцом была представлена без перевода на русский язык.
Более того, в материалы дела из пенсионного (отказного) дела было приобщено заявление Хрусталева Н.А. от 13.09.2018, из которого следует, что он просил назначить досрочную страховую пенсию по представленным документам и сведениям персонифицированного учета (л.д.89).
Учитывая изложенное, суд считает данные требования также не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Хрусталева Николая Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, периодов учебы, периода прохождения службы в рядах Советской Армии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, назначении размера страховой пенсии по старости на основании представленной истцом архивной справки оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2020.
Дело №2-1537/20
Строка 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя истца по доверенности Нечаюк Т.Н.,
представителя ответчика по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя Департамента труда и защиты населения по доверенности Фроловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрусталева Николая Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, периодов учебы, периода прохождения службы в рядах Советской Армии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, назначении размера страховой пенсии по старости на основании представленной истцом архивной справки,
установил:
Хрусталев Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением УПФР в г.Воронеже Воронежской области от 13.12.2018 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда и указано, что по состоянию на 13.09.2018 специальный стаж по Списку № 2 у истца отсутствует, страховой стаж составляет 20 лет 06 месяцев 22 дня. Ответчиком в стаж для назначения пенсии не были включены в специальный стаж по Списку № 2 периоды его работы в Навойском управлении строительства с 22.07.1981 по 16.04.1984 в качестве электросварщика СМУ-2, с 29.07.1986 по 31.12.1990 в качестве электросварщика в СМУ-11; в ООО «Сантехстрой» в 18.08.2008 по 01.02.2010 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Сантехстрой-Центр» с 01.03.2010 по 07.06.2011, с 11.06.2011 по 13.06.2011, с 17.06.2011 по 04.09.2011, 06.09.2011 в качестве газоэлектросварщика; в ООО «Нефта-камень» с 12.09.2011 по 23.04.2012 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Эксперт Систем Противопожарной защиты» с 09.01.2013 по 30.06.2016 в качестве электрогазосварщика; в ООО «Пожарный Эксперт» с 01.07.2016 по 31.12.2017 в качестве электрогазосварщика; не включены в страховой и специальный стаж по Списку № 2 периоды его работы в Навойском управлении строительства с 01.01.1991 по 02.08.1994 в качестве электросварщика; в садоводческом товариществе «Хосил» с 10.02.1994 по 26.07.2000 в качестве сварщика; в научно-производственном предприятии «Монолит» с 01.08.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 13.06.2007 в качестве газоэлектросварщика; не включен в страховой стаж период работы истца в ООО «Сантехстрой» с 02.02.2010 по 01.03.2010, в ООО «Пожарный Эксперт» с 01.01.2018 по 12.09.2018 в качестве электрогазосварщика.
Не согласившись с данным решением ответчика и полагая, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, истец обратился в суд и просил:
- признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку № 2 период учебы с 01.09.1978 по 15.07.1981, период службы в Советской Армии с 12.05.1984 по 28.04.1986, период работы с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 02.08.1994, включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 02.08.1994, с 03.08.1994 по 26.07.2000, с 01.08.2000 по 31.12.2001;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента обращения за её назначением – с 13.09.2018;
- обязать ответчика произвести начисление размера страховой пенсии по старости на основании архивной справки о заработной плате от 22.08.2016 №-Х за периоды работы истца с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 02.08.1994, исходя из 60 месяцев подряд по наиболее выгодному варианту (л.д.4-9).
Истец Хрусталев Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Нечаюк Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении; пояснила, что истец работал в Узбекистане и пенсия ему должна быть назначена с учетом Соглашения 1992 года; должность истца - «электросварщик» поименована в Списке № 2 и факт его работы в данной должности подтверждается трудовой книжкой; период обучения истца также должен быть включен в специальный стаж по Списку № 2, поскольку после него следовала работа, предусмотренная данным Списком; период службы в Советской Армии включается в специальный стаж по Списку № 2, если до или после него следовала работа по Списку.
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.52-53); пояснила, что спорные периоды не могут быть учтены без дополнительного подтверждения работы истца компетентным органом Республики Узбекистан; истец написал заявление, в котором просил не учитывать заработок при назначении пенсии.
Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Фролова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что профессия истца предусмотрена Списком № 2 и право у истца на назначение досрочной пенсии имеется, относительно подтверждения стажа компетентным органом Республики Узбекистан полагалась на усмотрение суда.
Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 4 ФЗ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ имеет мужчина по достижении возраста 55 лет, если он проработал на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 25 лет. При наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2018 году при наличии величины ИПК не менее 13,8 (ч.3 ст.35 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В случае, если мужчина проработал на указанных работах не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия ему назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
При определении права на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
При исчислении стажа работы применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, ст.28 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Согласно п.4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
К периодам работы до 31.12.1991 может применяться Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст. 2 ФЗ N 400-ФЗ).
13 марта 1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
На основании п.1 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992, назначение пенсии гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.
Как следует из копии трудовой книжки, в период с 01.09.1978 по 15.07.1981 Хрусталев Н.А. проходил учету в ГСПТУ-№ г. Навои; 22.07.1981 принят в Навойское управление строительства электросварщиком в СМУ-2; 16.04.1984 уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии; в период с 12.05.1984 по 28.04.1986 проходил срочную военную службу; 29.07.1986 принят в Навойское управление строительства электросварщиком в СМУ-11; 02.08.1994 уволен в связи с выездом из Республики Узбекистан; 10.02.1994 принят сварщиком в садоводческое товарищество «Хосил»; 26.07.2000 трудовой договор расторгнут; 01.08.2000 принят газоэлектросварщиком в Научно-производственное предприятие «Монолит»; 13.06.2007 трудовой договор прекращен; 19.08.2008 принят электрогазосварщиком в ООО «Сантехстрой»; 01.03.2010 уволен; 01.03.2010 принят газоэлектросварщиком в ООО «Сантехстрой-Центр»; 06.09.2011 уволен; 12.09.2011 принят электрогазосварщиком в ООО «Нефта-камень»; 23.04.2012 уволен; 09.01.2013 принят электрогазосварщиком в ООО «Эксперт Систем Противопожарной защиты»; 30.06.2016 трудовой договор расторгнут; 01.07.2016 принят электрогазосварщиком в ООО «Пожарный эксперт» (л.д.20-25).
Навойское управление строительство неоднократно переименовывалось (л.д.29).
13.09.2019 истец Хрусталев Н.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (л.д.64-68).
13.12.2019 УПФ РФ в г.Воронеже было вынесено решение об отказе в установлении пенсии Хрусталеву Н.А. из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», продолжительностью 12 лет 6 месяцев (л.д.10-19).
Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Для установления права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных видах работ (определенным способом). Кроме того, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом в подтверждение своих доводов о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, включении спорных периодов в специальный и страховой стаж истца представлена трудовая книжка с переводом (л.д.20-28), справка о переименовании Навойского управления строительства (л.д.29), копия справки уточняющей особый характер работы Строительного объединения «НУС» Республики Узбекистан (л.д.30), архивная справка о заработной плате (л.д.31-32), архивная копия карточки формы Т-2 (л.д.33-34), архивная выписка из приказа о приеме на работу (л.д.35), архивная копия о зачислении и выпуске учащегося (л.д.36), копия диплома (л.д.37), копия военного билета (л.д.38).
Периоды работы истца с 22.07.1981 по 16.04.1984, с 29.07.1986 по 31.12.1990 в качестве электросварщика СМУ-2 и СМУ-11; с 01.01.1991 по 31.12.19991, с 01.01.1992 по 02.08.1994 не подлежат включению в специальный стаж исходя из следующего.
В соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики и их подручные.
В соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991 №10 правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с кодом позиции 23200000-19906 пользуются электросварщики ручной сварки.
В качестве документов, подтверждающих страховой и специальный стаж принимаются справки, выданные организациями, учреждениями в соответствии с требованием законодательства государства – участника соглашения.
Представленная справка, уточняющая особый характер работы (л.д.30) не содержит ссылки на Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
В личной карточке формы Т-2 сведения об аттестации рабочего места отсутствуют, в разделе «социальные льготы» никаких льгот не отражено.
Период также не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствует справка, уточняющая особый характер работы; доказательства, что данное предприятие занимается металлообработкой.
Запись в трудовой книжке не отражает характер его работы, условия работы и продолжительность его занятости.
Требования истца о включении период работы истца сварщиком в СТ «Хосил» с 10.02.1994 по 26.07.2000 в страховой стаж, а также работы истца газосварщиком с 01.08.2000 по 31.12.2001 в Научно-производственном предприятии «Монолит» не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст.10 указанного Соглашения от 13.03.1992 государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно ч.9 ст.21 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 34 Правил №884н в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, срок рассмотрения заявления о назначении пенсии может быть приостановлен, на срок не более чем на три месяца.
Учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства, ответчиком правомерно были сделаны запросы по проверки периодов работы истца.
Поскольку в установленный срок документы, подтверждающие стаж работы истца, по направленным запросам в пенсионный орган в указанный срок не поступили, решением ответчика было отказано истцу в назначении страховой пенсии.
Управлением был направлен запрос в компетентный орган Республики Узбекистан о проверке факта работы за указные периоды, на который подтверждающий ответ не поступил, в связи с чем истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Как указано ответчиком, согласно информации Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017 №МЗ/30-01-32-137 электросварщики ручной сварки пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение только при занятости в производстве металлообработки.
Между тем, каких-либо документов, что деятельностью данных организаций является металлообработка, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, истцом не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих особые условия труда. Ходатайств перед судом об истребовании документов, не заявлялось.
Требования истца о включении в специальный стаж истца период его обучения в ГСПТУ№ с 01.09.1978 по 15.07.1981, а также период службы в армии с 12.05.1984 по 28.04.1986 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №655 возможно при исчислении пенсии применении ранее действующего законодательства – п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», согласно которому период обучения в училище приравнивается к работе, указанной в Списке №2, если она следовала непосредственно после окончания этого периода.
Между тем, доказательств, что после обучения, а также до и после службы в армии, у истца следовала работа, предусмотренная Списком №2 от 22.08.1956 №1173, не имеется в деле.
Учитывая, что в удовлетворении требований о включении в специальный и страховой стажи периодов работы истцу отказано, то специальный стаж на момент обращения истца отсутствует, страховой стаж составляет менее 25 лет, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии, требования в части признания права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о возложении обязанности на ответчика произвести начисление размера страховой пенсии по старости на основании архивной справки о заработной плате от 22.08.2016 №-Х за периоды работы Хрусталева Н.А. с 22.07.1981 по 16.04.1984 и с 27.07.1986 по 02.08.1994 исходя из 60 месяцев подряд по наиболее выгодному варианту.
Данные требования являются производными, от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано, следовательно, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик пояснял, что данная справка при обращении за назначением пенсии истцом была представлена без перевода на русский язык.
Более того, в материалы дела из пенсионного (отказного) дела было приобщено заявление Хрусталева Н.А. от 13.09.2018, из которого следует, что он просил назначить досрочную страховую пенсию по представленным документам и сведениям персонифицированного учета (л.д.89).
Учитывая изложенное, суд считает данные требования также не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Хрусталева Николая Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, периодов учебы, периода прохождения службы в рядах Советской Армии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, назначении размера страховой пенсии по старости на основании представленной истцом архивной справки оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2020.