Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1555/2017 ~ М-594/2017 от 31.01.2017

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.

при секретаре Красновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МРИ ФНС РФ № 5 по Московской области об обязании возвратить налог

Установил:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к МРИ ФНС РФ № 5 по Московской области и просит обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Московской области произвести возврат истцу излишне уплаченной суммы налога на имущество в сумме 65 711 руб. 70 коп. за 2011 г. - 2013 г.

Свои требования истец мотивирует тем, что размер налога ответчиком завышен.

ФИО4 в судебное заседание явилась, требования поддержала.

Ответчик - представитель МРИ ФНС № 5 по Московской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, требования не признала.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является собственником <адрес> площадью 353,8 кв.м. с 2009 г. (лд 10).

По квитанциям ответчика истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвел оплату налога на имущество в размере по 37 891 руб. 20 коп. каждая (лд 5).

ДД.ММ.ГГГГ истец по квитанции ответчика произвел оплату налога в размере 47 680 руб. (лд 6-7).

Как указано в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, начисление налога на объект <адрес> произведено исходя из его кадастровой стоимости в размере 2 838 988 руб. и составляет за каждый указанный год 47 680 руб. (лд 14-15).

Согласно справок ГУП МО «МО БТИ», инвентаризационная стоимость <адрес> площадью 353,8 кв.м. составляет в ценах 2013 г. - 2014 г. - 1 115 135 руб., в ценах 2012 г. - 2011 г. - 886 200 руб. (лд 8-9, 26-30).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком у истца принято заявление о перерасчете по налогам на домовладение (лд 11), на который ответчиком ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ о том, что задолженность о налогу на имущество физических лиц в размере 91 249 руб. не является актуальной, по мере возобновления работы программного обеспечения в полнофункциональном режиме истцу будет произведен перерасчет по налогу (лд 12).

Как следует из ответа МРИ ФНС на судебный запрос, налоговая база на объект <адрес> за 2011 г. составляет 1 894 560 руб., налоговая ставка 2%. Сумма налога 378 891 руб. 20 коп., за 2013 г. налоговая база 2 383 988 руб., налоговая ставка 2%, сумма налога 47 860 руб., за 2014 г. налоговая база 2 383 988 руб., налоговая ставка 2%, сумма налога 47 860 руб. (лд 24-25).

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 Налогового кодекса и применяется в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 названного Кодекса (пункт 9 статьи 79 настоящего Кодекса).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Из вышеуказанных положений Налогового кодекса следует, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае взыскания с него излишне соответствующих сумм налогов, сборов, пошлины представлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием.

В соответствии со ст. 402 НК РФ «налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи».

В силу ст. 403 НК РФ «налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей».

Таким образом, в соответствии с положениями статей 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Указанное ограничение применения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим из Налогового кодекса Российской Федерации исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц.

На основании ст. 404 НК РФ «налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года».

Согласно статье 11 части первой НК РФ коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Вместе с тем, ст. 8 Федерального закона N 306-ФЗ от 02.11.13 г. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данная норма изложена в следующей редакции: «налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора».

Положения Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (вред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" без учета коэффициента-дефлятора (ч. ч. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ).

Кроме того, Федеральным законом от 04.10.14 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.15 г. введена в действие гл. 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса РФ. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 04.10.14 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.15 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, до принятия субъектом РФ соответствующего решения об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения гл. 32 ч. 2 НК РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения, исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 01.01.15 г.

До принятия соответствующего решения субъектом РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется, исходя из их инвентаризационной стоимости.

Начиная с 01.01.15 г. определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится (п. 1 ст. 402 НК РФ, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.10.14 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").

В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.13 г. (ст. 404 НК РФ).

Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.

Таким образом, исчисление налога на имущество физических лиц за 2013 год производится без учета коэффициента-дефлятора.

В соответствии с указанными положениями НК РФ Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 7 ноября 2013 года N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые в целях применения глав 23, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ. Однако для налогообложения имущества физических лиц в 2014 году коэффициент-дефлятор не установлен, что подтверждается указанным приказом.

Таким образом, исчисление налоговой базы за 2012 г. и 2013 г. следует производить без учета коэффициента-дефлятора, за 2014 г. в порядке, установленном ч. 4 ст. 406 НК РФ, в соответствии с которой «в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Решением Подольского городского Совета депутатов МО от 25.10.2005 N 2/11 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Подольска" установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:

Стоимость имущества                  

Ставка налога

До 300 тыс. рублей                   

0,1 процента

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

0,3 процента

Свыше 500 тыс. рублей                

2,0 процента

Указанное решение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения Подольского городского Совета депутатов МО от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу в связи с принятием решения Совета депутатов Г/о Подольск от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу в связи с принятием решения Совета депутатов Г/о Подольск от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в спорный период, т.е. с 2009 г. по 2013 г. действует Решение Подольского городского Совета депутатов МО от ДД.ММ.ГГГГ ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении новой редакции решения Подольского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 2/11 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Подольска".

Указанным решением установлен на территории города Подольска налог на имущество физических лиц, который является местным налогом и уплачивается собственниками имущества на основании статей 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 с учетом особенностей, предусмотренных настоящим решением.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества, расположенные на территории города Подольска:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в абзацах 1-6 настоящего пункта.

Установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования:

Тип использования имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, доля в праве собственности на вышеуказанное имущество.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения:

До 300 000 руб. включительно - ставка налога 0,1%

Свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно - 0,3%

Свыше 500 000 руб. до 750 000 руб. включительно - 1%

Свыше 750 000 руб. до 1 000 000 руб. - 1%

Свыше 1 000 000 руб. - 2%

Данное решение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Совета Депутатов Г/о Подольск от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанные ставки налога сохранены.

Этим же решением Совета Депутатов Г/о Подольск от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введены новые ставки налога исходя из кадастровой стоимости объекта.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят постановлением Мособлдумы от 16.10.2014 N 4/102-П) «применение порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения устанавливается с 1 января 2015 года».

При таких обстоятельствах налоговая база исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 2014 г. налог исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости.

Таким образом, истец должна оплатить налог на имущество за 2011 г. - 2013 г. в размере 40 026 руб. 70 коп. исходя из следующего расчета.

2011 г. - налоговая база (инвентаризационная стоимость) 886 200 руб. х налоговая ставка 1% = 8 862 руб.

2013 г. - налоговая база (инвентаризационная стоимость) 886 200 руб. х налоговая ставка 1% = 8 862 руб.

2013 г. - налоговая база (инвентаризационная стоимость) 1 115 135 руб. х налоговая ставка 2% = 22 302 руб. 70 коп.

Фактически истцом оплачено 123 642 руб. 40 коп. (лд 5-7).

Таким образом, истцом произведена переплата налога на имущество в размере 83 615 руб. 70 коп. (123 642 руб. 40 коп. - 40 026 руб. 70 коп.).

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ «суд принимает решение по заявленным истцом требованиям».

Принимая во внимание, что истец просит обязать вернуть налог в размере 65 711 руб. 70 коп., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ «возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса».

Доводы представителя ответчика о том, что у истца имеется задолженность по налогу в размере 91 249 руб., не нашли подтверждения в судебном заседании.

Решением Троицкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ в иске МРИ ФНС № 5 к ФИО2 о взыскании налога на имущество в размере 91 249 руб., пени 476 руб. 79 коп., пеним по транспортному налогу в размере 13 841 руб. 47 коп., пени по земельному налогу 44 руб. 91 коп. отказано (лд 31-33).

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 78, 95, 356-359 НК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Московской области произвести возврат ФИО2 излишне уплаченную сумму налога на имущество в сумме 65 711 руб. 70 коп.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Подольский городской суд.

Председательствующий судья:                                                 Т.Н. Митрофанова

2-1555/2017 ~ М-594/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Любовь Леонидовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №5 по Московской области
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Митрофанова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
31.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2017Передача материалов судье
01.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2017Подготовка дела (собеседование)
28.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее