Дело № 2-493/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 10 июня 2015 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Д.Г. об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
К.Д.Г. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование заявления указал, что 10 марта 2015 года им было подано заявление в администрацию Благовещенского района Амурской области о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в <адрес>, с кадастровым номером <номер>. К заявлению К.Д.Г. приложил свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка. Письмом от 18 марта 2015 года администрация Благовещенского района Амурской области отказала заявителю в изготовлении градостроительного плана на земельный участок, однако градостроительный план был выдан ему ранее 19 февраля 2015 года главой администрации А.С.В. на его письменное заявление на выдачу градостроительного плана от 12 февраля 2015 года. Считал действия специалистов администрации Благовещенского района Амурской области безграмотными либо заведомо недостоверными, так как специалистами отдела архитектуры и градостроительства в устной форме ему неоднократно было сказано, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке заявитель не получит. Полагал, что отказ администрации Благовещенского района Амурской области не основан на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного К.Д.Г. просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области в выдаче разрешения на строительство № 01-14/1269 от 18 марта 2015 года на земельный участок с кадастровым номером <номер>; возложить обязанность на администрацию Благовещенского района Амурской области выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в с. Чигири Благовещенского района Амурской области.
Заявитель К.Д.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Благовещенского района Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя на основании имеющихся в материалах дела документов.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что К.Д.Г. на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1 076 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
10 марта 2015 года К.Д.Г. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации права, схему планировочной организации земельного участка, градостроительный план земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка.
18 марта 2015 года на данное заявление администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ за исх. № 01-14/1269, согласно которому К.Д.Г. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> ввиду того, что предыдущий собственник не выполнил необходимые процедуры по согласованию проекта планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером <номер>, самовольно провел межевание без учета градостроительных норм, на земельном участке не создано оптимальных условий для строительства: не определены места размещения объектов социальной сферы, не определена трассировка основных инженерных коммуникаций и дорог, не определены этажность и тип застройки.
Не согласившись с данным отказом, К.Д.Г. обратился в Благовещенский районный суд с настоящим заявлением о его оспаривании и восстановлении своих нарушенных прав.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящий иск в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Рассматривая доводы К.Д.Г., изложенные в исковом заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Постановлением администрации Благовещенского района Амурской области от 28 марта 2011 года № 394 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Согласно п.п. 3.1.1.7 указанного регламента в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно п.п. 3.1.3.1 Регламента в случаях, указанных в подпункте 2.4.1 настоящего Регламента, заинтересованному лицу отказывается в выдаче разрешения на строительство и в течение 10 дней направляется уведомление об отказе за подписью главы администрации или его заместителя с указанием причин отказа. Проект уведомления подготавливает отдел архитектуры и градостроительства и направляет его для подписания в течение рабочего дня. Вместе с указанным уведомлением заинтересованному лицу возвращаются все представленные им документы.
В соответствии с п.п. 2.4.1 Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, указанных в подпункте 3.1.1 настоящего Регламента; несоответствие представленных документов, прилагаемых к заявлению, требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Из части 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство возможен исключительно при наличии оснований, предусмотренных ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и отсутствии документов, необходимых для предоставления. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрено.
Как установлено судом, К.Д.Г. при обращении в администрацию Благовещенского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство были предоставлены все предусмотренные Градостроительным кодексом РФ и административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» документы, а именно: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого планируется осуществление индивидуального строительства; кадастровый паспорт указанного земельного участка; градостроительный план земельного участка, утвержденный главой Благовещенского района 19 февраля 2015 года; схема планировочной организации земельного участка, что подтверждено документами, представленными администрацией Благовещенского района Амурской области.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого заявителем отказа администрации Благовещенского района № 01-14/1269 от 18 марта 2015 года, администрацией Благовещенского района было отказано К.Д.Г. в изготовлении градостроительного плана для строительства на принадлежащем ему земельном участке, на основании того, что предыдущий собственник не выполнил необходимые процедуры по согласованию проекта планировки и межевания земельного участка с кадастровым номером <номер>, самовольно провел межевание без учета градостроительных норм, на земельном участке не создано оптимальных условий для строительства: не определены места размещения объектов социальной сферы, не определена трассировка основных инженерных коммуникаций и дорог, не определены этажность и тип застройки.
То есть, отказ администрации Благовещенского района Амурской области в выдаче разрешения на строительство К.Д.Г. мотивирован основаниями, не предусмотренными п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и п. 2.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
В отказе администрация Благовещенского района Амурской области ссылается на то обстоятельство, что предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером <номер>, из которого в свою очередь был образован земельный участок с кадастровым номером <номер>, не выполнил необходимых действий по планировке территории, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом, администрацией Благовещенского района не приняты во внимание положения ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Таким образом, соответствующие действия по планировке территории, в том числе указанные администрацией Благовещенского района Амурской области в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство К.Д.Г., применяются при формировании земельных участков из состава неразграниченных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения настоящего иска со стороны администрации Благовещенского района суду в обоснование законности оспариваемого отказа от 18 марта 2015 года № 01-14/1269 доказательств предоставлено не было, несмотря на разъяснение ответчику положений ст. 249 ГПК РФ и прямое указание в определении суда о принятии дела к производству и подготовке дела к судебному разбирательству на необходимость предоставления таких доказательств.
При изложенных обстоятельствах отказ администрации Благовещенского района от 18 марта 2015 года № 01-14/1269 в выдаче разрешения на строительство К.Д.Г. на земельном участке с кадастровым номером <номер>, является незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вместе с тем, требование К.Д.Г. о возложении обязанности на администрацию Благовещенского района выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>, суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права заявителя, заключающийся в возложении на администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление К.Д.Г., поступившее в администрацию 10 марта 2015 года за № 1620 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в <адрес>.
Указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом в связи с тем, что администрацией Благовещенского района фактически по существу не была рассмотрена заявка К.Д.Г., так как заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство на основании невыполнения собственником земельного участка, из которого образован земельный участок с кадастровым номером <номер>, действий по планированию территории, при этом администрацией Благовещенского района не рассмотрены представленные в администрацию К.Д.Г. документы в аспекте соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. С учетом этого, суд не имеет на то законных оснований обязать администрацию восстановить нарушенные права заявителя путем возложения обязанности по выдаче К.Д.Г. разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Кроме того, при избрании способа защиты нарушенного права заявителя, суд учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление К.Д.Г. об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить частично.
Признать отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 18 марта 2015 года № 01-14/1269 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, данный на заявление К.Д.Г., незаконным.
Возложить на администрацию Благовещенского района обязанность повторно рассмотреть заявление К.Д.Г., поступившее в администрацию 10 марта 2015 года за № 1620 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном в с. Чигири Благовещенского района Амурской области.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: