по делу об административном правонарушении
17 февраля 2016 года г. Балтийск
Председатель Балтийского гарнизонного военного суда ШАБАЛИН А.М. при секретаре ШАТАЛОВОЙ А.В., в помещении суда, ул. Садовая, д. 55, с участием военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона КОНАШЕНКО П.А., лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрев в отношении КОВАЛЕВА А.В., ХХ ХХ ХХ года рождения, уроженца с<адрес>, командира войсковой части 11111, <иные данные>, проживающего в <адрес> материалы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Балтийский гарнизонный военный суд поступило постановление военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, и материалы по факту умышленного невыполнения командиром войсковой части 11111 <иные данные> КОВАЛЕВЫМ А.В. 30 декабря 2015 года требований помощника военного прокурора гарнизона Е. А.Ю., вытекающих из его полномочий, по проведению прокурорской проверки на территории части по факту применения к военнослужащему этой части физического насилия.
В судебном заседании военный прокурор 73 военной прокуратуры гарнизона К. П.А. настаивал на привлечении КОВАЛЕВА к административной ответственности, поскольку тот по надуманному поводу в указанный день воспрепятствовал проведению Е. на территории воинской части надзорных мероприятий, предложив покинуть территорию части, что тот и сделал.
Командир войсковой части 11111 КОВАЛЕВ в судебном заседании свою вину в содеянном не признал и пояснил, что после 16 часов 30 декабря 2015 года ему позвонил помощник дежурного по части офицер О. и доложил, что на территорию части прибыл помощник военного прокурора гарнизона капитан Е. для проведения прокурорской проверки. В связи с этим он (КОВАЛЕВ) каких-либо распоряжений помощнику дежурного по полку не давал.
Далее КОВАЛЕВ пояснил, что через некоторое время, видя, что Е. в нарушение требований ст. 62 Устава внутренней службы ВС РФ к нему не прибыл и не доложил ему об этом, через помощника дежурного по полку пригласил Е. к себе в служебный кабинет.
По прибытию того в кабинет, он (КОВАЛЕВ) попросил Е. предъявить ему служебное удостоверение. На это последний показал ему свое служебное удостоверение, однако в связи с тем, что он (КОВАЛЕВ) не смог его разглядеть, то попросил того передать удостоверение ему в руки. На это Е. отказался передать ему свое удостоверение.
В связи с этим, полагая, что Е. нарушает требования как общевоинских уставов, так и требования законодательства, регулирующего деятельность прокурорских работников, предложил ему покинуть территорию воинской части, что тот и сделал.
Помощник военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона Е. А.Ю. в судебном заседании показал, что 30 декабря 2015 года по телефону доверия в военную прокуратуру Пионерского гарнизона поступило сообщение о применении к военнослужащему войсковой части 11111 <иные данные> К. физического насилия. Об этом он рапортом доложил ВРИО военного прокурора, который поручил ему же провести прокурорскую проверку по этому сообщению.
В связи с этим он (Е.) между 16 и 17 часами этого же дня приехал в войсковую часть 39108, где прошел в штаб части и сообщил о цели своего прибытия помощнику дежурного по полку О.. В связи с этим тот в свою очередь по телефону сообщил об этом командиру части КОВАЛЕВУ, после чего в сопровождении посыльного, назначенного О., прошел в казарму, где начал беседовать с лейтенантом К., имевшего на лице явные следы побоев, по поводу произошедшего.
Далее Е. пояснил, что через некоторое время, не закончив получать объяснения у К., по вызову командира части прибыл к нему в служебный кабинет. Там КОВАЛЕВ попросил его предъявить ему свое служебное удостоверение, что он и сделал. Однако тот, ссылаясь на то, что он не рассмотрел удостоверение, предложил передать его ему в руки. Полагая это излишним, поскольку неоднократно до этого он (Е.) как помощник военного прокурора гарнизона проводил служебные мероприятия с участием КОВАЛЕВА как на территории воинской части, так и в помещении военной прокуратуры гарнизона и тот достоверно знал о его служебном статусе, отказался передать ему служебное удостоверение.
В связи с этим КОВАЛЕВ предложил ему покинуть территорию части, что он и исполнил, не закончив проведение прокурорской проверки по факту применения физического насилия к военнослужащему войсковой части 11111.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами военного управления и их должностными лицами и соблюдения ими прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 11 того же Федерального закона в систему прокуратуры Российской Федерации входят в том числе военные и иные специализированные прокуратуры.
Статьей 6 данного закона предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Из содержания ст. ст. 22, 47 этого же закона следует, что военный прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона
При этом согласно положениям ст. 54 данного закона под прокурорами, применительно к ст. 22 закона понимаются старшие помощники и помощники военных прокуроров гарнизонов.
Как установлено в судебном заседании помощник военного прокурора Пионерского гарнизона (ныне военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона) капитан Е. А.Ю. 30 декабря 2015 года прибыл на территорию войсковой части 11111 для проведения прокурорской проверки обосновано, на основании поручения ВРИО военного прокурора гарнизона в связи с полученным сообщением о применении к офицеру этой части физического насилия, что подтверждается пояснениями как Е., так и заместителя военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона Ф., а также рапортом Е. на имя Ф. от 30 декабря 2015 года о поступлении сообщения в военную прокуратуру о применении физического насилия к лейтенанту войсковой части 11111 К..
Помимо этого, будучи допрошенным в судебном заседании в качестве свидетеля офицер О., исполнявший в этот день обязанности помощника дежурного по части, показал, что Е. сообщил ему о цели прибытия, в связи с чем он (О.) по телефону сообщил о прибытии на территорию воинской части Е. КОВАЛЕВУ, не получив от того каких-либо указаний.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Е. выполнил положения ст. 22 вышеуказанного закона и предъявил КОВАЛЕВУ по его просьбе свое служебное удостоверение.
При этом требование последнего о передаче ему в руки этого удостоверения ввиду того, что он его не рассмотрел, представляется излишним и необоснованным, поскольку нормы действующего законодательства не обязывали Е. сделать это, а из пояснений самого КОВАЛЕВА следует, что до этого случая он несколько раз встречался с Е. по поводу проведения тем прокурорских проверок, знал, что тот проходит службу в военной прокуратуре Пионерского гарнизона и никогда не требовал от него предъявления своего служебного удостоверения.
Помимо этого, отказ Е. передать свое служебное удостоверение ему в руки, по мнению суда, не мешало КОВАЛЕВУ в случае возникновения у него сомнений в полномочиях либо статусе Е. посредством телефонной связи уточнить это в военной прокуратуре гарнизона либо в вышестоящей военной прокуратуре, тем более, что цель прибытия в часть Е. ему (КОВАЛЕВУ) была известна.
Довод КОВАЛЕВА, что Е. в силу положений ст. 62 Устава внутренней службы ВС РФ обязан был, как военнослужащий, имеющий по сравнению с ним младшее воинское звание, прибыть к нему и представиться, суду представляется несостоятельным, поскольку военная прокуратура Пионерского гарнизона не является органом военного управления и в отношениях подчиненности с войсковой частью 11111 не находится, а Е. прибыл в часть не с целью проверки самой части, а в связи с конкретным сообщением о применении насилия к военнослужащему этой части.
Кроме того, по смыслу ст. 17.7 КоАП РФ административной ответственности подлежат действия либо бездействие по умышленному невыполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а согласно ст. 2.2 того же кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Между тем, анализ характера вышеуказанных действий КОВАЛЕВА свидетельствует именно о наличии прямого умысла в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поэтому следует прийти к выводу, что командир войсковой части 11111 полковник КОВАЛЕВ А.В. 30 декабря 2015 года по надуманному поводу воспрепятствовал действиям помощника военного прокурора Пионерского гарнизона капитана Е. А.Ю. по проверке сообщения о применении физического насилия к военнослужащему войсковой части 11111, чем умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, в связи с чем эти его действия следует квалифицировать по ст. 17.7 КоАП РФ.
При назначении наказания суд принимает во внимание, что КОВАЛЕВ А.В. является должностным лицом, а из представленных материалов усматривается, что к административной ответственности он привлекается впервые.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать командира войсковой части 11111 полковника КОВАЛЕВА А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Калининградской области (ФКУ УФО МО РФ по Калининградской области)
ИНН: 3905614838
КПП: 390601001
БИК: 042748001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области
Р/счет: 40101810000000010002
Код бюджетной классификации: 18811690010017000140
ОКТМО: 27605101
Разъяснить КОВАЛЕВУ А.В., что в соответствие со ст. 32.2 КоАП РФ он должен уплатить административный штраф через банк не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, представив квитанцию в военный суд. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Председательствующий по делу А.М. Шабалин
Верно
Председатель Балтийского
гарнизонного военного суда А.М. Шабалин
Секретарь судебного заседания А.В. Шаталова
<иные данные>