Дело № 2а-829/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 12 декабря 2017 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Михалевич М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что 09 ноября 2017г. судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов по Амурской области ФИО4 вынесено постановление о взыскании с администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области исполнительного сбора в размере 50 000,00 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГг. <номер>-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № <номер> от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Благовещенским районным судом <адрес> по делу <номер>, предмет исполнения: возложить на администрацию Чигиринского сельсовета совершить действия направленные на постановку на учёт объектов как бесхозяйных - изготовить техническую документацию на сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения к жилому дому <номер>, <адрес>, обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Амурской области о постановке на учёт сетей как бесхозяйных и передать их гарантирующей организации для обслуживания. В бюджете сельсовета на 2016 год были запланированы мероприятия по землеустройству и землепользованию, но в связи с подготовкой к отопительному периоду 2016-2017г. и недостаточного финансирования (пополнения казны), внесены изменения в сельский бюджет, денежные средства перераспределены на ремонт котельной. Поэтому на 2017 год администрация в местном бюджете запланировала денежную сумму 1 300 000 рублей и обратилась в Благовещенский районный суд с заявлением о предоставления отсрочки. Согласно договоров подряда на выполнения работ по проведению геодезической съёмки, подготовки обзорных схем, кадастровых работ по подготовке технических планов, заключенными между администрацией Чигиринского сельсовета и ООО «Амурземпроект» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ., <номер> от ДД.ММ.ГГГГ., <номер> от ДД.ММ.ГГГГ., <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. в настоящее время проводятся землеустроительные работы на бесхозяйные инженерные сети, расположенные на земельных участках в кадастровых кварталах <номер>; <номер> и примыкающие к многоквартирным домам, расположенных по адресу: <адрес>, дом №<номер>; <номер>, <адрес> дом №<номер>; <номер>, улица <адрес>.. ДД.ММ.ГГГГг. решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов дано согласие на принятие инженерных сетей по <адрес>, улице СХПК Тепличный села Чигири в собственность администрации Чигиринского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГг. постановлением <номер> создана комиссия сроком до ДД.ММ.ГГГГг для осмотра бесхозяйных сетей для дальнейшей передачи на обслуживание АО «Амурские коммунальные системы». ДД.ММ.ГГГГг. постановлением <номер> работа комиссии продлена до ДД.ММ.ГГГГг. Поскольку финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно только на основании внесения в бюджет сельсовета соответствующей статьи расхода, а также заключение договора на оказания услуг по изготовлению техплана и постановке на кадастровый учёт земельного участка под инженерной сетью, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом учитывая, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения Суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебных актов в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
На основании изложенного, просит суд, отменить постановление судебного пристава исполнителя Федеральной службы судебных приставов по Амурской области по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГг. <номер>-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № <номер> от <данные изъяты>., выданного Благовещенским районным судом Амурской области по делу <номер>; освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ через канцелярию суда поступило заявление об изменении предмета иска, согласно которому, просит суд освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области Белова Ю.Ф. заявление требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, с учетом уточненных требований, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России Назарова А.В. в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом, представила суду письменный отзыв с учетом уточненных требований, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении административного иска об освобождении от уплаты исполнительского сбора в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Чигиринского сельсовета возложена обязанность по совершению действий направленных на постановку на учёт объектов как бесхозяйных - изготовить техническую документацию на сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения к жилому дому <номер>, <адрес>, села Чигири, <адрес>, обратиться с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о постановке на учёт сетей как бесхозяйных и передать их гарантирующей организации для обслуживания.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Чигиринского сельсовета было возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Указанный срок был установлен в порядке ч. 11 ст. 30 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данное постановление не оспорено, не признано в установленном законом порядке незаконным, является действующим, администрация Чигиринского сельсовета в силу данного постановления обязана была исполнить решение суда добровольно в указанный срок.
В указанный срок должником требования исполнительного документа добровольно не исполнены и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 3 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Заявляя требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, административный истец приводит доводы о принятии мер к надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ в п. 75 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом - исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В подтверждение доводов о принятии мер для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда <адрес> административным истцом представлены договоры подряда заключенные между администрацией Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области и ООО «Амурземпроект» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, предмет договора – выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана на систему теплоснабжения, расположенную в <адрес>, срок окончания работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1.), <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, предмет договора – выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана на систему водоотведения, расположенную в <адрес>, срок окончания работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1.), <номер>от ДД.ММ.ГГГГ, предмет договора – работы по проведению геодезической съемки и подготовке обзорной схемы на кадастровом плане территории расположения объекта: системы водоотведения, расположенной в <адрес>, срок окончания работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ, <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, предмет договора – кадастровые работы по подготовке технического плана на систему водоотведения, расположенную в <адрес>, срок окончания работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.3.1.),<номер> от ДД.ММ.ГГГГ, предмет договора работы по проведению геодезической съемки и подготовке обзорной схемы на кадастровом плане территории расположения объекта: системы теплоснабжения, расположенной с Чигири, срок окончания работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Также администрацией Чигиринского сельсовета представлены решение Чигиринского сельского совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, постановление администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> согласно которым, Чигиринский совет народных депутатов дает согласие на принятие инженерных сетей по <адрес> <адрес> в собственность администрации Чигирнского сельсовета Благовещенского района, а также сроки осмотра бесхозяйных сетей и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по <адрес>, указанные в постановлении администрации Чигиринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, продлены до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, в связи с чем, администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области следует освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области об оспаривании ненормативного акта – удовлетворить.
Освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: