Дело № 2-337/2022
54RS0008-01-2020-002674-83
Поступило в суд 12.11.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 г. г. Новосибирск
Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Бариновой Т.В.,
при помощнике председателя Баяновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева В. В.ч к мэрии <адрес>, администрации <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьев В.В. обратился в суд с иском, в котором просит обязать мэрию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом администрации <адрес> №-од от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что является нарушением его прав как лица, которое имеет право на указанное обеспечение.
В судебное заседание истец Воробьев В.В. не явился, был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил дело рассматривать без его участия, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Министерства социального развития НСО Сагура Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признала по доводам изложенным в письменных возражениях (л.д.102-105), дала соответствующие объяснения.
Представитель ответчика – <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения (л.д.81-82), в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что считает Министерство финансов и налоговой политики <адрес> ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 38-39).
Представители ответчиков – администрации <адрес> и мэрии <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, возражений и отзыва на иск не представили.
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
На территории <адрес> вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым установлены аналогичные правила.
В частности, согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Таким образом, законодателем установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, к числу которых относится достижение ребенком возраста 18 лет.
При этом законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вместе с этим Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрено необходимое условие предоставления жилого помещения – нуждаемость в жилом помещении.
Так, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не должны являться: нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Воробьев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании приказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №–од включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на том основании, что он не являлась нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений (л.д.15-16).
Данные обстоятельства на момент рассмотрения настоящего спора не изменились, истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку своего жилья не имеет, прав на жилое помещение опекуна не приобрел, в приватизации жилья не участвовал.
Так, из представленных истцом документов, а именно из уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений в отношении Воробьева В.В. (л.д.19), справки администрации <адрес> о том, что истец жильем не обеспечивался и в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 23, 51), сведений МКУ ГЖА о неиспользовании Воробьевым В.В. права приватизации жилья на территории <адрес> и <адрес> (л.д. 44-45, 48-49), ответа АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество на имя Воробьева В.В. (л.д 47), можно сделать вывод о том, что собственником или нанимателем какого – либо жилого помещения, а также членом семьи нанимателя или собственника истец не является.
Поскольку 18 лет Воробьеву В.В. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, у него как у лица, включенного ранее в указанный Список, возникло право на обеспечение жилыми помещениями на территории <адрес>.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда на территории <адрес> определен Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 384-п.
В соответствии с указанным Порядком, жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3).
Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа <адрес> по месту жительства гражданина. Место жительства гражданина определяется в соответствии с регистрацией гражданина по месту жительства или по месту пребывания либо на основании установленного юридического факта проживания по определенному месту жительства (пункт 8 Порядка).
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда предоставляется гражданину органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма на основании постановления о предоставлении жилого помещения (пункт 10 Порядка).
Согласно ст. <адрес> №-ОЗ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со списком детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочие <адрес> по предоставлению гражданам, указанным в статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ благоустроенных жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений было передано органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (на территории <адрес> – мэрии <адрес>).
Частью 1 ст. <адрес> №-ОЗ предусмотрено, что финансовой обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>, расчет которых производится в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета <адрес> для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете <адрес> на 2021 год и плановых период 2022 и 2023 годов» произведено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальным образованиям <адрес>, в том числе городу Новосибирску.
При установленных судом обстоятельствах, суд исходит из того, что Воробьев В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а потому мэрия <адрес> как уполномоченный на то орган, обязан предоставить истице на территории <адрес> специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств бюджета <адрес>.
Доводы ответчиков об отсутствии финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя Министерства труда и социального развития <адрес> о проживании истца на территории <адрес>, где он и должен реализовывать свое право на предоставление жилья, опровергаются представленной копией свидетельства о регистрации Воробьева ВА.В. по месту пребывания по адресу: <адрес>, то есть на территории <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воробьева В. В.ча удовлетворить.
Обязать мэрию <адрес> предоставить Воробьеву В. В.чу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. на территории <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 года.
Судья /подпись/ Т.В. Баринова