дело № 2-569/2020 ЗАОЧНОЕ
УИД: 50RS0036-01-2019-006599-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» января 2020 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Делявской Татьяны Максимовны к Глядяеву Александру Николаевичу, Глядяеву Николаю Николаевичу о признании договора заключенным, признании права собственности в порядке наследования по завещанию,
установил:
истец Делявская Т.М. обратилась в Пушкинский городской суд МО с требованиями к ответчикам о признании заключенным договора купли-продажи земельного участка площадью 333,33 кв.м по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, д.Ашукино, <адрес>, участок 18 от <дата> между Маркиным В.М. и Глядяевой Л.В., признании права собственности на указанный земельный участок площадью 333,33 кв.м в порядке наследования по завещанию.
В обоснование иска указано, что <дата> умер муж истца Маркин В.М., при жизни составивший завещание на имя жены – истца Делявской Т.М., получено свидетельство о наследовании на ряд имущества. Оформит указанный земельный участок не представилось возможным, поскольку он был приобретен наследодателем <дата> по договору купли-продажи у Глядяевой Л.В., однако право зарегистрировано не было. Одновременно Глядяева Л.В. продавала указанный земельный участок трем лицам: Шапочкину М.С., Маркину М.М. и мужу истца Маркину В.М. площадями, а именно по 333,33 кв.м каждому. С каждым из покупателей был заключен договор купли продажи земельного участка, в том числе и с Маркиным В.М. Так как подлинник договора купли продажи был украден у наследодателя вместе с другими документами, Маркин В.М. при жизни обращался к нотариусу по месту заключения сделки, но все архивные дела сгорели во время пожара в нотариальной конторе <дата>. Вместе с тем, договор сторонами был подписан и исполнен, Маркин В.М. возвел на нем жилой дом. Глядяева Л.В. (продавец) умерла <дата>. Наследниками ее имущества являются Глядяев Н.Н. и Глядяев А.Н. <дата> Маркин В.М. умер. Истец является наследником, вступившим в наследство, получившим свидетельство о наследовании по завещанию на имущество, принадлежавшее умершему. Однако, оформить свои наследственные права на земельный участок, принадлежавший Маркину В.М. на основании договора купли-продажи во внесудебном порядке истец не может, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
В итоговом судебном заседании представитель истца по доверенности Ларенкова Т.Б. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчики в суд не явились, о слушании дела извещались по адресу регистрации в порядке ст.113 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.20, 165.1, 233 ГК РФ, разъяснениями п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с согласия стороны истца дело рассмотрено в заочном порядке.
Суд, выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что <дата> умер муж истца Маркин В.М., при жизни составивший завещание, согласно которого наследником имущества является его жена – истец Делявская Т.М.
Делявская Т.М. своевременно обратилась к нотариусу <адрес> с заявлением о вступлении в наследство, заведено наследственное дело, получены свидетельства о наследовании части имущества.
Решением Пушкинского городского суда МО от <дата> был удовлетворен иск Маркина В.М. к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об установлении факта владения и пользования земельным участком на праве собственности, признании права собственности на земельный участок. Судом установлен факт владения и пользования на праве собственности Маркиным В.М. земельным участком площадью 333,29 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, д. Алешино, <адрес>, уч. 18, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, за Маркиным В.М. признано право собственности на земельный участок площадью 333,29 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, д. Алешино, <адрес>, уч. 18, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.57-60).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> вышеуказанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано, указано на ненадлежащий способ защиты права (л.д.69-73).
При рассмотрении указанного гражданского дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации Майского сельсовета <адрес> № от <дата> за Глядяевой Л.В. был закреплен земельный участок площадью 1000 кв.м в д. Алешино, для ведения личного подсобного хозяйства.
Как пояснила суду представитель истца, Глядяева Л.В. продала указанный земельный участок трем лицам: Шапочкину М.С., Маркину М.М. (брат мужа истца Маркина В.М.) и мужу истца Маркину В.М. по площадям, а именно по 333,33 кв.м каждому. С каждым из покупателей был заключен договор купли продажи земельного участка, в том числе и с Маркиным В.М.
По договору купли-продажи от <дата> Маркин М.М. приобрел у Глядяевой Л.В. земельный участок площадью 333,35 кв.м по адресу: <адрес>, д. Алешино, <адрес>, уч. 18, расположенный на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, договор удостоверен нотариусом Емельяновой Л.Л.,
По договору купли-продажи от <дата> Шапочкин М.С. приобрел у Глядяевой Л.В. земельный участок площадью 333,36 кв.м по адресу: <адрес>, д. Алешино, <адрес>, уч. 18, расположенный на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства. Договор удостоверен нотариусом Емельяновой Л.Л. На земельный участок было выдано свидетельство на право собственности, решением суда от 29.09.2009г. участок разделен между супругами – Шапочкиным М.С. и Шапочкиной О.Д., что следует из материалов дела правоустанавливающих документов.
Оставшаяся часть земельного участка площадью 333,33 кв.м до настоящего времени не оформлена, поскольку оригинал договора купли-продажи был утрачен.
Нотариусом Платоновой З.Н. на обращение истца дан ответ о том, что выдать дубликат договора купли-продажи земельного участка от <дата> между Глядяевой Л.В. и Маркиным В.М. не представляется возможным, т.к. все архивные документы нотариуса Емельяновой Л.Л. за период с марта 1994 г. по июль 2004 г. сгорели во время пожара <дата>.
В обоснование доводов о заключении между указанными лицами договора истцом суду представлены расписка о передаче денежных средств по договору и акт приема-передачи указанного земельного участка площадью 333,33 кв.м по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, д.Ашукино, <адрес>, участок 18.
Как пояснила суду представитель истца и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, с момента заключения договора Маркин В.М. стал пользоваться и распоряжаться указанным земельным участком, огородил его забором, построил на нем дом.
<дата> Глядяева Л.В. умерла, что подтверждается записью акта о смерти.
Из ответа нотариуса Нестеровой И.В. следует, что ее производстве имеется наследственное дело № открытое к имуществу Глядяевой Л.В., наследниками по закону являются Глядяев А.Н. и Глядяев Н.Н.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 223 ГК Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 164 (пункт 1) ГК Российской Федерации установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 3 статьи 165 ГК Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 432 ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч.2 ст.1152 ГК РФ).
Рассматривая заявленные требования покупателя по договору, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, соответствующее требование покупателя подлежит удовлетворению.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд полагает доводы иска о заключенности и исполнении договора купли-продажи земельного участка площадью 333,33 кв.м по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, д.Ашукино, <адрес>, участок 18 от <дата> между Маркиным В.М. и Глядяевой Л.В. соответствующими условиям ст.ст.165, 432 ГК РФ, в связи с чем спорный земельный участок подлежит включению в объем наследственной массы после смерти Маркина В.М., следовательно, все заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Делявской Татьяны Максимовны к Глядяеву Александру Николаевичу, Глядяеву Николаю Николаевичу о признании договора заключенным, признании права собственности в порядке наследования по завещанию удовлетворить.
Признать договор купли-продажи от 30.09.1996 между Маркиным Виктором Михайловичем и Глядяевой Лидией Васильевной земельного участка площадью 333,33 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес>, участок 18 заключенным.
Признать за Делявской Татьяной Максимовной право собственности на земельный участок площадью 333,33 кв.м по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, <адрес>, участок 18 в порядке наследования по завещанию после смерти Маркина Виктора Михайловича.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2019.
Судья: