гр. дело № 2-5288/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«06» ноября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Багрянской В.А.,
с участием истца Пискуновой О.В., представителя администрации городского округа г.Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж, представителя истцов,
в отсутствие истцов Пискунова Н.В. действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко М.С. действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней - Зинченко А.М., 3-их лиц - Зинченко А.М., Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискуновой ФИО13, Пискунова ФИО14 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко ФИО15 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж о предоставлении жилых помещений не менее ранее занимаемой площади,
у с т а н о в и л:
Пискунова О.В., Пискунов Н.В. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко М.С. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж, в котором просят обязать ответчиков предоставить жилые помещения в виде отдельных двухкомнатных квартир в г.Воронеже по договору мены или иного договора определяющего переход права собственности на жилые помещения, но не мене ранее занимаемой жилой площади.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что Пискуновой О.В. принадлежит право собственности на 1/2долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. Зинченко М.С. принадлежит 1/2доля в указанном жилом помещении. Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридор площадью 1,7 кв.м., коридор-площадью 4,5 кв.м., кладовая площадью 4,8 кв.м., шкаф площадью 0,1 кв.м.
Пискунову Н.В. принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 25,0 кв.м. - квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> № Пискуновой О.В. было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ актом районной межведомственной комиссии жилой <адрес> был признан непригодным для проживания. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден Акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит.А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2-х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит. А. Согласно технического паспорта - указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными).
После осуществления пристройки площадь <адрес> составила 44,9 кв.м., площадь <адрес> составила 25,0 кв.м.
Постановлением №Администрации городского округа город Воронеж «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2010 году в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» - <адрес> города, Воронежа внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поступило уведомление № явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. заявители направили в адрес ответчиков, заявление с просьбой предоставить в собственность Зинченко М.С. и Пискуновой О.В. отдельную двухкомнатную квартиру, также просили предоставить отдельную двухкомнатную квартиру Пискунову Н.В. К заявлениям были приложены все документы, в том числе подтверждающие разрешение строительства пристройки, технические паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Пискуновой О.В. из Управления жилищный отношений администрации городского округа город Воронеж поступило сообщение № - в котором сообщили о том, что для всей семьи была предоставлена 4-комнатная квартира по адресу: <адрес>. и просили повторно представить документы, подтверждающие проведение перепланировки, переустройства квартиры, а также согласование (законность) проведенных работ, в результате которых 4-комнатная <адрес> была переоборудована в двухкомнатную с № и в двухкомнатную с №а. Аналогичное письмо за № поступило в адрес Пискунова Н.В.
Заочным решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования администрации городского округа город Воронеж к ответчикам Пискуновой ФИО18, Пискунову ФИО17, Зинченко ФИО16 об обязании заключить договор мены жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ данное решение суда было отменено и было принято апелляционной инстанцией Воронежского областного суда новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Ссылаясь на решение Воронежской городской Думы от 27.11.2007 N 250-П "О Порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж», истцы считают, что им должно быть предоставлено жилое помещение в виде двух двухкомнатных квартир по договорам мены площадью не менее ранее занимаемых.
Истец - Пискунова О.В., представитель истцов по доверенности Севальнева В.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Истцы - Пискунов Н.В. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н. – 3-х лиц; Зинченко М.С. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней - Зинченко А.М. – 3-е лицо, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации городского округа г.Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж по доверенности Прокофьева Е.В. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, поскольку правовые основания для предоставления истцам других благоустроенных жилых помещений отсутствуют. Согласно сведений, предоставленных управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж истцы не признаны в установленном порядке малоимущими и не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" N 22-ФЗ от 08.03.2015 года, с ДД.ММ.ГГГГ года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Принимая во внимание положения Закона N 22-ФЗ и ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении заявления, поданного истцами именно в порядке искового производства, поскольку вид судопроизводства определяется судом.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Как следует из материалов дела, в частности свидетельств о государственной регистрации, постановлений администрации <адрес> городского округа <адрес>, актов, кадастровых паспортов помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ( номер помещения, <адрес>, 4а), соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> № Пискуновой О.В. было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес>.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит.А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит. А. Согласно технического паспорта - указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными), что также подтверждается Свидетельствами о регистрации права собственности, а именно №.
Согласно соглашению между Пискуновой О.В., Пискуновым Н.В., Зинченко М.С. ДД.ММ.ГГГГ. - Пискуновой О.В., Зинченко М.С. переходит <адрес> общей площадью 44,9 кв.м., согласно кадастрового паспорта, Пискунову Н.В. переходит квартира № общей площадью 25 кв.м., согласно кадастрового паспорта.
Пискуновой О.В. принадлежит право собственности на 1/2долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. - свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Зинченко ФИО19 принадлежит 1/2доля в указанном жилом помещении свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридор площадью 1,7 кв.м., коридор-площадью 4,5 кв.м., кладовая площадью 4,8 кв.м., шкаф площадью 0,1 кв.м.
Пискунову ФИО20 принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>а общей площадью 25,0 кв.м. - свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.
Вместе с указанными лицами в квартирах проживают несовершеннолетние Пискунов ФИО21, Пискунов ФИО22, Зинченко ФИО23.
Учитывая изложенное следует признать, что на момент вынесения Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений у собственника в частности по <адрес>, истцам фактически принадлежало два раздельных жилых помещения ( квартиры) № и №а, однако в Постановлении была лишь указана <адрес>, без указания самостоятельного объекта <адрес> существовавшей на день принятия Постановления, при этом площадь <адрес> была указана 69,9 кв.м., что соответствует общей площади <адрес> -25 кв.м.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж №«Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа <адрес>, из аварийного жилищного фонда в 2010 году, в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» - приложения № - <адрес> внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж поступило уведомление № о необходимости явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес>.
Переселение проводится в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ №.
Средства на переселение граждан выделяются в рамках действия Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", цели и задачи которого направлены на формирование эффективных механизмов реализации мероприятий но переселению граждан из аварийного жилья.
Согласно положений вышеуказанного Закона переселение граждан осуществляется путем предоставления равнозначных жилых помещений или путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ. истцы направили в адрес администрации заявление о предоставлении в собственность отдельных двухкомнатных квартир. К заявлениям были приложены необходимые документы, включая подтверждающие разрешение строительства пристройки, технические паспорта на два самостоятельных объекта.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Пискуновой О.В. из Управления жилищный отношений администрации городского округа город Воронеж поступило сообщение №, согласно которого, для всей семьи была предоставлена 4-комнатная квартира по адресу: <адрес>, просили повторно представить документы, подтверждающие проведение перепланировки, переустройства квартиры, а также согласование (законность) проведенных работ, в результате которых 4-комнатная <адрес> была переоборудована в двухкомнатную с № и в двухкомнатную с №а. Аналогичное письмо за № поступило в адрес Пискунова Н.В.
Решением Воронежской городской Думы от 27.11.2007 N 250-II "О Порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж" был утвержден порядок освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия для муниципальных нужд данного жилого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с пунктом 2.5 государственной регистрации такого правового акта. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п.2.6.)
Согласно п. 3.1. граждане при переселении и освобождении жилых помещений имеют право в установленном порядке на: предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) в натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения ( п.3); выкуп у собственников жилого помещения ( п.4).
Собственники и наниматели жилых помещений при переселении и освобождении жилых помещений имеют право на получение официальной информации об основаниях, сроках, условиях и порядке переселения и освобождения жилых помещений, а также на защиту своих прав при переселении жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством ( п. 3.2).
Собственникам, освобождающим жилые помещения, по соглашению сторон предоставляется выкупная цена либо равноценное возмещение (компенсация) в натуральной форме. Размер выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки ( п.5.1).
Пунктом 5.3. закреплено, что возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению, путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого и количество комнат в нем соответствуют площади и количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается. В случае проживания граждан в жилых помещениях, архитектурно-планировочные решения которых и их общие площади с учетом времени постройки домов значительно отличаются от характеристик современных типовых квартир и не позволяют обеспечить равнозначность освобождаемых и предоставляемых жилых помещений, допускается предоставление гражданам по договору мены квартир, состоящих из того же числа комнат, но общей площадью:
- для однокомнатной квартиры - до 40 кв. м; - для двухкомнатной квартиры - до 55 кв. м; - для трехкомнатной квартиры - до 70 кв. м; - для четырехкомнатной квартиры - до 80 кв. м. (абзац введен решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 504-III).
В случае предоставления переселяемым гражданам жилых помещений, общая площадь которых превышает общую площадь отселяемых жилых помещений, разница в площадях отселяемых и предоставляемых жилых помещений оплачивается за счет средств бюджета городского округа город Воронеж.
В данном случае как установлено выше, истцам принадлежало две раздельных квартиры. Учитывая изложенное, следует признать, что требования истцов о предоставлении жилого помещения в виде 2 двухкомнатных квартир по договорам мены, является законным и обоснованным, при этом доводы ответчика указанные в возражениях являются без основательными и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
В части срока исполнения решения суд находит необходимым отметить, что в виду длительности процедуры предоставления жилого помещения, определить конкретный срок предоставления жилого помещения не представляется возможным.
Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращался, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Пискуновой ФИО24, Пискунова ФИО25 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко ФИО26 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж о предоставлении жилых помещений не менее ранее занимаемой площади - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Пискуновой ФИО27, Зинченко ФИО28 действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко ФИО29 жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры в <адрес> по договору мены или иному договору, определяющему переход право собственности на жилое помещение, не менее ранее занимаемой жилой площади.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Пискунову ФИО30 действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Пискунова ФИО31, Пискунова ФИО32 жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры в г. Воронеже по договору мены или иному договору, определяющему переход право собственности на жилое помещение, не менее ранее занимаемой жилой площади.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 11.11.2015г.
гр. дело № 2-5288/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«06» ноября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Багрянской В.А.,
с участием истца Пискуновой О.В., представителя администрации городского округа г.Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж, представителя истцов,
в отсутствие истцов Пискунова Н.В. действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко М.С. действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней - Зинченко А.М., 3-их лиц - Зинченко А.М., Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискуновой ФИО13, Пискунова ФИО14 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко ФИО15 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж о предоставлении жилых помещений не менее ранее занимаемой площади,
у с т а н о в и л:
Пискунова О.В., Пискунов Н.В. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко М.С. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж, в котором просят обязать ответчиков предоставить жилые помещения в виде отдельных двухкомнатных квартир в г.Воронеже по договору мены или иного договора определяющего переход права собственности на жилые помещения, но не мене ранее занимаемой жилой площади.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что Пискуновой О.В. принадлежит право собственности на 1/2долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. Зинченко М.С. принадлежит 1/2доля в указанном жилом помещении. Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридор площадью 1,7 кв.м., коридор-площадью 4,5 кв.м., кладовая площадью 4,8 кв.м., шкаф площадью 0,1 кв.м.
Пискунову Н.В. принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 25,0 кв.м. - квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> № Пискуновой О.В. было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ актом районной межведомственной комиссии жилой <адрес> был признан непригодным для проживания. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден Акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит.А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2-х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит. А. Согласно технического паспорта - указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными).
После осуществления пристройки площадь <адрес> составила 44,9 кв.м., площадь <адрес> составила 25,0 кв.м.
Постановлением №Администрации городского округа город Воронеж «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Воронеж, из аварийного жилищного фонда в 2010 году в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» - <адрес> города, Воронежа внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поступило уведомление № явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. заявители направили в адрес ответчиков, заявление с просьбой предоставить в собственность Зинченко М.С. и Пискуновой О.В. отдельную двухкомнатную квартиру, также просили предоставить отдельную двухкомнатную квартиру Пискунову Н.В. К заявлениям были приложены все документы, в том числе подтверждающие разрешение строительства пристройки, технические паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Пискуновой О.В. из Управления жилищный отношений администрации городского округа город Воронеж поступило сообщение № - в котором сообщили о том, что для всей семьи была предоставлена 4-комнатная квартира по адресу: <адрес>. и просили повторно представить документы, подтверждающие проведение перепланировки, переустройства квартиры, а также согласование (законность) проведенных работ, в результате которых 4-комнатная <адрес> была переоборудована в двухкомнатную с № и в двухкомнатную с №а. Аналогичное письмо за № поступило в адрес Пискунова Н.В.
Заочным решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования администрации городского округа город Воронеж к ответчикам Пискуновой ФИО18, Пискунову ФИО17, Зинченко ФИО16 об обязании заключить договор мены жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ данное решение суда было отменено и было принято апелляционной инстанцией Воронежского областного суда новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Ссылаясь на решение Воронежской городской Думы от 27.11.2007 N 250-П "О Порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж», истцы считают, что им должно быть предоставлено жилое помещение в виде двух двухкомнатных квартир по договорам мены площадью не менее ранее занимаемых.
Истец - Пискунова О.В., представитель истцов по доверенности Севальнева В.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Истцы - Пискунов Н.В. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н. – 3-х лиц; Зинченко М.С. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней - Зинченко А.М. – 3-е лицо, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации городского округа г.Воронеж, Управления жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж по доверенности Прокофьева Е.В. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, поскольку правовые основания для предоставления истцам других благоустроенных жилых помещений отсутствуют. Согласно сведений, предоставленных управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж истцы не признаны в установленном порядке малоимущими и не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" N 22-ФЗ от 08.03.2015 года, с ДД.ММ.ГГГГ года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Принимая во внимание положения Закона N 22-ФЗ и ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении заявления, поданного истцами именно в порядке искового производства, поскольку вид судопроизводства определяется судом.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Как следует из материалов дела, в частности свидетельств о государственной регистрации, постановлений администрации <адрес> городского округа <адрес>, актов, кадастровых паспортов помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ( номер помещения, <адрес>, 4а), соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> № Пискуновой О.В. было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес>.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит.А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м. в Лит. А. Согласно технического паспорта - указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными), что также подтверждается Свидетельствами о регистрации права собственности, а именно №.
Согласно соглашению между Пискуновой О.В., Пискуновым Н.В., Зинченко М.С. ДД.ММ.ГГГГ. - Пискуновой О.В., Зинченко М.С. переходит <адрес> общей площадью 44,9 кв.м., согласно кадастрового паспорта, Пискунову Н.В. переходит квартира № общей площадью 25 кв.м., согласно кадастрового паспорта.
Пискуновой О.В. принадлежит право собственности на 1/2долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. - свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Зинченко ФИО19 принадлежит 1/2доля в указанном жилом помещении свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридор площадью 1,7 кв.м., коридор-площадью 4,5 кв.м., кладовая площадью 4,8 кв.м., шкаф площадью 0,1 кв.м.
Пискунову ФИО20 принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>а общей площадью 25,0 кв.м. - свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.
Вместе с указанными лицами в квартирах проживают несовершеннолетние Пискунов ФИО21, Пискунов ФИО22, Зинченко ФИО23.
Учитывая изложенное следует признать, что на момент вынесения Постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений у собственника в частности по <адрес>, истцам фактически принадлежало два раздельных жилых помещения ( квартиры) № и №а, однако в Постановлении была лишь указана <адрес>, без указания самостоятельного объекта <адрес> существовавшей на день принятия Постановления, при этом площадь <адрес> была указана 69,9 кв.м., что соответствует общей площади <адрес> -25 кв.м.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж №«Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа <адрес>, из аварийного жилищного фонда в 2010 году, в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» - приложения № - <адрес> внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж поступило уведомление № о необходимости явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес>.
Переселение проводится в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ №.
Средства на переселение граждан выделяются в рамках действия Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", цели и задачи которого направлены на формирование эффективных механизмов реализации мероприятий но переселению граждан из аварийного жилья.
Согласно положений вышеуказанного Закона переселение граждан осуществляется путем предоставления равнозначных жилых помещений или путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ. истцы направили в адрес администрации заявление о предоставлении в собственность отдельных двухкомнатных квартир. К заявлениям были приложены необходимые документы, включая подтверждающие разрешение строительства пристройки, технические паспорта на два самостоятельных объекта.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Пискуновой О.В. из Управления жилищный отношений администрации городского округа город Воронеж поступило сообщение №, согласно которого, для всей семьи была предоставлена 4-комнатная квартира по адресу: <адрес>, просили повторно представить документы, подтверждающие проведение перепланировки, переустройства квартиры, а также согласование (законность) проведенных работ, в результате которых 4-комнатная <адрес> была переоборудована в двухкомнатную с № и в двухкомнатную с №а. Аналогичное письмо за № поступило в адрес Пискунова Н.В.
Решением Воронежской городской Думы от 27.11.2007 N 250-II "О Порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж" был утвержден порядок освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе город Воронеж.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия для муниципальных нужд данного жилого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с пунктом 2.5 государственной регистрации такого правового акта. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п.2.6.)
Согласно п. 3.1. граждане при переселении и освобождении жилых помещений имеют право в установленном порядке на: предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) в натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения ( п.3); выкуп у собственников жилого помещения ( п.4).
Собственники и наниматели жилых помещений при переселении и освобождении жилых помещений имеют право на получение официальной информации об основаниях, сроках, условиях и порядке переселения и освобождения жилых помещений, а также на защиту своих прав при переселении жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством ( п. 3.2).
Собственникам, освобождающим жилые помещения, по соглашению сторон предоставляется выкупная цена либо равноценное возмещение (компенсация) в натуральной форме. Размер выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки ( п.5.1).
Пунктом 5.3. закреплено, что возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению, путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого и количество комнат в нем соответствуют площади и количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается. В случае проживания граждан в жилых помещениях, архитектурно-планировочные решения которых и их общие площади с учетом времени постройки домов значительно отличаются от характеристик современных типовых квартир и не позволяют обеспечить равнозначность освобождаемых и предоставляемых жилых помещений, допускается предоставление гражданам по договору мены квартир, состоящих из того же числа комнат, но общей площадью:
- для однокомнатной квартиры - до 40 кв. м; - для двухкомнатной квартиры - до 55 кв. м; - для трехкомнатной квартиры - до 70 кв. м; - для четырехкомнатной квартиры - до 80 кв. м. (абзац введен решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 504-III).
В случае предоставления переселяемым гражданам жилых помещений, общая площадь которых превышает общую площадь отселяемых жилых помещений, разница в площадях отселяемых и предоставляемых жилых помещений оплачивается за счет средств бюджета городского округа город Воронеж.
В данном случае как установлено выше, истцам принадлежало две раздельных квартиры. Учитывая изложенное, следует признать, что требования истцов о предоставлении жилого помещения в виде 2 двухкомнатных квартир по договорам мены, является законным и обоснованным, при этом доводы ответчика указанные в возражениях являются без основательными и противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
В части срока исполнения решения суд находит необходимым отметить, что в виду длительности процедуры предоставления жилого помещения, определить конкретный срок предоставления жилого помещения не представляется возможным.
Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращался, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Пискуновой ФИО24, Пискунова ФИО25 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних - Пискунова Н.Н., Пискунова М.Н., Зинченко ФИО26 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко А.М. к Администрации городского округа город Воронеж, Управлению жилищный отношений администрации городского округа г.Воронеж о предоставлении жилых помещений не менее ранее занимаемой площади - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Пискуновой ФИО27, Зинченко ФИО28 действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней Зинченко ФИО29 жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры в <адрес> по договору мены или иному договору, определяющему переход право собственности на жилое помещение, не менее ранее занимаемой жилой площади.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Пискунову ФИО30 действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Пискунова ФИО31, Пискунова ФИО32 жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры в г. Воронеже по договору мены или иному договору, определяющему переход право собственности на жилое помещение, не менее ранее занимаемой жилой площади.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 11.11.2015г.