Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года <адрес>
Болотнинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Колесникова А.В.,
при секретаре: Титовой Ю.С.,
представителя истца Пянзиной О.В.,
представителя ответчика Чеботаревой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной ФИО7 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на назначение компенсационных выплат и понуждении такие выплаты производить,
УСТАНОВИЛ:
Гришина С.А. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что она является вдовой участника подразделения особого риска ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ После смерти мужа она признана членом семьи участника подразделения особого риска. При жизни ФИО1 являлся инвалидом 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы, был получателем компенсационных выплат: ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; ежегодной компенсации за вред здоровью граждан; компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %.. Она обратилась в Министерство социального развития <адрес> с заявлением о получении социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. 12.05.2017 г. ответчиком был предоставлен ответ, согласно которого, льгота по уплате коммунальных платежей ей будет предоставлена с 01.01.2018 г. В предоставлении иных льгот ей было отказано.
Истец Гришина С.А. извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ранее в судебном заседании истец Гришина С.А. заявила отказ от исковых требований в части понуждения ответчика назначить ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по категории «члены семей, потерявших кормильца из числа граждан из подразделения особого риска», в связи с тем, что компенсация по данной категории ей назначена и производится с 01.01.2018 г. В остальной части истец уточнила исковые требования, пояснив, что при жизни ФИО1 помощь супруга была для нее основным источником средств к существованию, назначенная ей пенсия не могла и не может обеспечить ей жизненные потребности. Материальная помощь со стороны умершего супруга являлась для нее существенной. Просила установить факт нахождения ее на иждивении ФИО1, обязать ответчика назначить ей ежегодную компенсацию за вред здоровью, компенсацию за потерю кормильца, ежемесячную компенсацию членам семьи гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы.
Также пояснила, что при жизни мужа ФИО1 она сама никакие компенсационные выплаты не получала. После смерти ФИО1, она за заключением военно-врачебной комиссии не обращалась. Предоставить такое заключение в суд Гришина С.А. не может.
Представитель истца Пянзина О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – Министерство социального развития <адрес> Чеботарева В.Н. не возражала против отказа истца от иска в части понуждения ответчика назначить ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по категории «члены семей, потерявших кормильца из числа граждан из подразделения особого риска», в связи с тем, что компенсация по данной категории ей назначена и производится с 01.01.2018 г. В удовлетворении остальной части исковых требований возражала, пояснив, что истцом не были предоставлены документы, подтверждающие причинную связь смерти супруга с последствиями участия в действиях подразделения особого риска, а также документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения Гришиной С.А. на иждивении супруга ФИО1
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2123-1 "О распространении действий закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска» семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3,7,8, 12-14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Меры социальной поддержки, установленные частью четвертой статьи 39, статьей 41, статьей 42 предоставляются в соответствии с п.п. 3,4 Правил предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Для получения единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона, и ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренные статьей 41 Закона, гражданин подает заявление по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации. К заявлению прилагаются следующие документы: заверенная копия удостоверения умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; заверенная копия свидетельства о смерти кормильца; заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона; заверенная копия свидетельства о браке; документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца. В случае, если копии документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, не заверены в установленном порядке, вместе с копиями предъявляются оригиналы. При подаче указанных документов предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя.
Порядок выплаты компенсации ее получателю устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок выплаты указанных компенсаций закреплены Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца из числа отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, утвержденным приказом Минсоцразвития <адрес> от 13.12.2010 N 352 и Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца, родителям погибшего из числа отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, утвержденным приказом Минсоцразвития <адрес> от 13.12.2010 N 350.
В соответствии с Разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (далее - Разъяснение) определены причины инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот.
В пункте 2 Разъяснения установлено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО «Маяк»; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО «Маяк»; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Пунктом 16 Разъяснения определено следующее. Причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» определяется гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а","б","в","г","д" пункта 1 Постановления, при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" установление причинной связи развившихся заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возложено на медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Основанием для установления причины инвалидности с формулировкой "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" является заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации о причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Так в судебном заседании установлено, что Гришина С.А. является вдовой участника подразделения особого риска ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ После смерти мужа она в установленном законом порядке признана членом семьи участника подразделения особого риска. При жизни ФИО1 являлся инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
В судебное заседание доказательств того, что инвалидность им была получена вследствие чернобыльской катастрофы, стороной истца предоставлено не было.
ФИО1 был получателем компенсационных выплат: ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; ежегодной компенсации за вред здоровью граждан; компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %, как участник подразделения особого риска.
Гришина С.А. обратилась в Министерство социального развития <адрес> с заявлением о получении социальной поддержки в связи со смертью мужа. 12.05.2017 г. ответчиком, ей был предоставлен ответ, согласно которого, льгота по уплате коммунальных платежей ей будет предоставлена с 01.01.2018 г. В предоставлении иных льгот ей было отказано.
Рассматривая исковые требования в части понуждения ответчика назначить истцу ежегодную компенсацию за вред здоровью, компенсацию за потерю кормильца, ежемесячную компенсацию членам семьи гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что истцом не были предоставлены документы, подтверждающие причинную связь смерти супруга ФИО1 с последствиями участия в действиях подразделения особого риска, что подтверждается заключением межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании Гришина С.А. пояснила, что такого заключения у нее нет и в суд она его не может предоставить.
Поэтому довод истца о том, что ФИО1 являлся инвалидом 2 группы, заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, документально ничем не подтвержден, а потому не может быть принят судом во внимание.
Назначение заявленных Гришиной С.А. компенсаций носит заявительный характер, не является обязанностью отдела социального развития. Как пояснила представитель отдела социального развития Чеботарева В.Н., то после обращения Гришиной С.А. к ним за назначением выплат компенсаций, ей было разъяснено в соответствие с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», какие необходимо предоставить документы. Гришина С.А. их не предоставила, поэтому и не были назначены, требуемые ею компенсации. Предоставление одного удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки не достаточно. Предоставление запрашиваемых Гришиной С.А. компенсаций возможно только после предоставления ею документов, указанных в правилах предоставления таких компенсаций. В тех компенсациях, в получении которых Гришиной С.А. было отказано, в подтверждение их получения необходимо предоставить, указанное выше, заключение военно-врачебной комиссии, которое Гришина С.А. предоставить не может.
Кроме того Гришина С.А. указывала, что она при жизни мужа ФИО1 каких-либо компенсаций сама не получала.
Как следует из разъяснений указанных в приведенных Постановлениях Правительства РФ, мера социальной поддержки не может и не должна сохраняться после смерти гражданина и не может распространяться на тех членов семьи на которых она не распространялась.
Доводы ситца со ссылкой на п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 о том, что спорные выплаты (ежегодную компенсацию за вред здоровью, компенсацию за потерю кормильца, ежемесячную компенсацию членам семьи гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы), распространяются на истца Гришину С.А., суд признает необоснованными и полагает, что они основаны на неверном толковании нормы закона.
Исковые требования в части установления факта нахождения Гришиной С.А. на иждивении ФИО1 суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, имеющие юридическое значение, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, в том числе об установлении факта нахождения на иждивении.
Так, согласно ответу из Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонного) обособленного подразделения в <адрес> следует, что Гришиной С.А. была установлена пенсия по случаю потери кормильца. Факт утраты источника средств к существованию подтвержден был свидетельством о смерти, свидетельством о браке, пенсионным делом № и №.
Каких-либо иных доказательств в судебное заседание в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ сторонами не предоставлено.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд считает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для принятия решения по делу.
Таким образом, совокупность собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу, что Гришина С.А. находилась на иждивении своего умершего мужа ФИО1
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.02.2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░