Дело № 2-1797/15
Решение
именем Российской Федерации
«2» февраля 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Хованец Е.М.,
с участием представителя министерства социальной защиты населения Амурской области Представитель1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города ***, действующего в интересах А., к министерству социальной защиты населения Амурской области об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения за *** год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города ***, действуя в интересах А., обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указал, что А. согласно заявлению от *** года состоит в министерстве на учете на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю лечения (***). Согласно уведомлению о постановке на учет на получение путевки на санаторно-курортное лечение первоначально общая очередь была № ***, по профилю лечения № ***. По состоянию на *** года общая очередь на получение путевки № ***, по профилю № ***.
Согласно информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области от *** года в течение текущего года А. путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечена, поскольку ее очередь не подошла, в связи с отсутствием финансовых средств.
Все это, по мнению прокурора, свидетельствует о неисполнении министерством социальной защиты населения Амурской области обязанности по обеспечению А. путевкой на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного просит суд обязать министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения за *** год.
В судебном заседании представитель министерства социальной защиты населения Амурской области возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции представила письменный отзыв, согласно которому предоставление отдельным категориям граждан путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется министерством с 1 января 2011 года в связи с передачей государственных полномочий. Указанные полномочия были переданы соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2419-р.
Во исполнение норм Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 4 апреля 2011 года № 219 утверждён Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Положения Порядка № 328 предусматривают, что гражданин получает путевку на санаторно-курортное лечение не сразу после подачи заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки, а включается в очередь с присвоением регистрационного номера.
Аналогичные нормы содержит и Порядок, утвержденный постановлением Правительства области от 4 апреля 2011 года № 219.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином либо лицом, представляющим его интересы, в министерство непосредственно или через ГКУ УСЗН по месту жительства (пункты 3.3 и 3.7 Порядка № 328, пункт 7 Порядка № 219).
Пункт 2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ не содержит норм устанавливающих ежегодное предоставление гражданам, являющихся получателями набора социальных услуг, путёвок на санаторно-курортное лечение, а определяет лишь период наличия у гражданина права обращения за получением социальных услуг - календарный год.
Таким образом, указанная статья не определяет срока, в течение которого должна быть предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение.
Согласно части 1 статьи 5 Соглашения, исполнение переданных соглашением федеральных полномочий осуществляется министерством за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Амурской области в форме субвенций.
Уполномоченные органы (исполнительные органы Фонда социального страхования либо органы социальной защиты населения, осуществляющие государственные полномочия по предоставлению гражданам-получателям набора социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение) за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых государственных контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам.
При этом, министерство не вправе привлекать на указанные цели иные средства, в том числе предусмотренные на финансовое обеспечение предоставления иных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, поскольку указанные действия, в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ, повлекут нецелевое использование бюджетных средств.
Учитывая, что на *** года на учете в министерстве на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение состояло *** граждан, на *** года – *** граждан, то для полного обеспечения всех нуждающихся лиц путевками в санаторно-курортные организации, министерству необходим был следующий объем денежных средств: в *** году - *** руб. (численность граждан, состоящих на учете, х среднюю стоимость путевки в *** году), в *** году - *** руб. - что более чем в два раза превышает объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Амурской области на установленные цели в указанные периоды времени.
А. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение и документами, необходимыми для обеспечения путевкой, указанными в Порядке № 219, 29 июня 2012 года.
Согласно уведомлению о постановке на учет на получение путевки на санаторно-курортное лечение А. была поставлена на учет на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю: «***», очередь по профилю заболевания № ***.
По состоянию на *** года общая очередь на получение путевки № ***, по профилю заболевания № ***.
Удовлетворение судом заявленных исковых требований и последующее предоставление (по решению суда) путевки на санаторно-курортное лечение А. за определенный календарный год без соблюдения прав граждан, подавших заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение раньше, чем А., противоречит пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод посредством нарушения прав и свободы других лиц. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель прокуратуры города ***, заявитель А., представители третьих лиц Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заявление не явились. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу статьями 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Принимая во внимание изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что прокурор города *** был вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту прав А. на предоставление социальной услуги - санаторно-курортного лечения, как инвалида второй группы.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Порядок обращения за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 3.3).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
На основании распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2010 № 2419-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Амурской области о передаче правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации названного Соглашения Правительство Амурской области на основании постановления от 4 апреля 2011 года № 219 утвердило Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств.
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления отдельным категориям граждан, проживающих на территории Амурской области и включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», путевок на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, а также бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно по территории Российской Федерации.
Настоящий Порядок также распространяется на граждан, вставших на учет для получения предусмотренных настоящим Порядком социальных услуг в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации до 1 января 2011 года (пункт 3).
Предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, а также предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно по территории Российской Федерации осуществляется министерством социальной защиты населения Амурской области (пункт 4).
Согласно пункту 7 названного Порядка заявление о предоставлении путевки подается гражданином либо лицом, представляющим его интересы, в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
При подаче заявления представляются следующие документы:
паспорт (свидетельство о рождении (детям до 14 лет));
справка для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256;
документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка (справка об инвалидности, удостоверение);
копия паспорта лица, сопровождающего гражданина (в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящего Порядка).
Министерством формируется очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по датам подачи гражданами заявлений с учетом профиля заболевания, указанного в представленной справке. Заявление гражданина о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение регистрируется в журнале регистрации заявлений на получение путевок на санаторно-курортное лечение.
Основаниями для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение являются:
отсутствия права на получение социальных услуг, предусмотренных настоящим Порядком;
несоответствия справки установленным требованиям, в том числе истечения срока действия справки;
истечения срока действия справки об инвалидности (для инвалидов).
Судом установлено, что А., *** года рождения является инвалидом *** группы в связи с наличием общего заболевания. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой *** № *** от *** года.
Как следует из материалов дела, *** года А. обратилась в министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю – ***.
К названному заявлению заявителем были приложены следующие документы: документ, удостоверяющий личность, справка серии *** *** от *** года, страховое свидетельство, справка для получения путевки от *** года. В дальнейшем по истечении срока действия названной медицинской справки, истцом в министерство социальной защиты населения Амурской области были предоставлены справки от *** года, *** года, *** года, *** года по форме ***
*** года в адрес А. министерством социальной защиты населения Амурской области направлено уведомление, в котором сообщено, что она состоит на учете для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю класс ***, номер очереди – ***.
По состоянию на *** года общая очередь на получение путевки № ***, по профилю заболевания № ***.
Из списков, нуждающихся в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, А. не исключалась.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 статьи 6.3 названного закона допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью либо в части. Установлен порядок такого отказа, при этом гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или иным способом.
Таким образом, федеральным законом установлен период предоставления гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Следовательно, право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года, на что акцентировал внимание Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за третий квартал 2009 года.
Таким образом, принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, был в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в названной социальной услуге, суд приходит к выводу, что периодом предоставления А. социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения являлся период до *** года.
Между тем, ответчиком обязанность по предоставлению путевки А. в *** году не исполнена. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, с целью восстановления нарушенного права А. на получение ей санаторно-курортного лечения в *** году, суд считает необходимым обязать министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить А. санаторно-курортным лечением путем предоставления санаторно-курортной путевки в санаторно-курортную организацию на основании ее заявления от ***.
Давая правовую оценку доводам представителя ответчика относительно ненадлежащего финансирования денежных средств на приобретение санаторно-курортных путевок, о наличии очередности в предоставлении данного вида социального обеспечения, суд находит их неправомерными, на реализацию прав А. не влияющими. Ссылка на пункты 3.8 и 3.9 Порядка о том, что министерством формируется очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по дате подачи гражданином заявления, в связи с чем путевка предоставляется в порядке очередности, судом признается несостоятельной, поскольку данным пунктом предусматривается внутреннее формирование министерством сведений о гражданах, имеющих право на данную меру социальной поддержки, в виде соответствующей очереди. Вместе с тем, суд находит неверным толкование министерством данной правовой нормы, из которой буквально не следует предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в порядке очередности, обратное бы противоречило федеральному законодательству.
Кроме того, доводы ответчика о том, что А. будет обеспечена путевкой в порядке очередности не основан на законе, поскольку срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, в законе установлен – календарный год, а истец обратился с соответствующим заявлением в *** году, следовательно, именно в течение *** года такая путевка должна быть ей предоставлена.
При этом суд считает необходимым отметить, что недостаточное финансирование расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, наличие иных граждан, состоящих на учете в министерстве социальной защиты населения Амурской области на обеспечение санаторно-курортными путевками, при наличии у истца права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в её предоставлении в установленные действующим законодательством порядке и сроки.
На основании вышеизложенных доводов усматривается нарушение ответчиком права истца на получение санаторно–курортного лечения имеющегося у него заболевания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что министерство социальной защиты населения Амурской области надлежащим образом не исполнено предусмотренные действующим законодательством обязанности по обеспечению А. путевкой на санаторно – курортное лечение, в силу чего заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора города *** в интересах А. удовлетворить.
Возложить на министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность предоставить А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем лечения за *** год.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено *** года.
Председательствующий Емшанов И.С.