Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4431/2023 ~ М-3521/2023 от 20.06.2023

УИД 63RS0031-01-2023-004390-22

номер производства 2а-4431/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 10 июля 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием административного истца Антоненко М.В.

представителя административных ответчиков Чиниловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4431/2023 по административному исковому заявлению Антоненко Максима Владиславовича к призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, призывной комиссии Самарской области, военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, военному комиссариату Самарской области о признании незаконными действий призывной комиссии,

установил:

Антоненко М.В. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области о признании незаконными действий призывной комиссии, из которого следует, что в рамках весеннего призыва 2023 он в апреле 2023 прошел медицинское освидетельствования, профессиональный психологический отбор и получил повестку на 07.06.2023 на прохождение призывной комиссии. При прохождении призывной комиссии 07.06.2023 было озвучено о его годности к военной службе и выдана повестка на контрольную явку 19.06.2023. Считает указанные действия по проведению призывных мероприятий незаконными, поскольку были проведены в период действия предоставленной ему отсрочки, от которой он не отказывался.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: призывная комиссия Самарской области, военный комиссариат Самарской области.

Административный истец Антоненко М.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчиков: призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти, военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти, призывной комиссии Самарской области, военного комиссариата Самарской области Чинилова Ю.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что отсрочка Антоненко М.В. была предоставлена на основании справки образовательного учреждения, в которой был указан только год окончания 2023, без точной даты. Мероприятия весеннего призыва 2023 осуществлялись с 01.04.2023 по 15.06.2023, в связи с чем Антоненко М.В. на законных основаниях подлежат вызову в весенний призыв 2023. В целях получения объективных и полных данных, в том числе о состоянии здоровья, а также, в случае необходимости, направления на амбулаторное или стационарное обследование, 31.01.2023 Антоненко М.В. был вызван в военный комиссариат. На дату 31.01.2023 административный ответчик не располагал информацией о точной дате получения призывником итоговой аттестации. 12.04.2023 в адрес военного комиссариата поступили сведения о назначении студенту Антоненко М.В. даты защиты диплома на 21.06.2023. Все повестки, выданные истцу до завершения итоговой аттестации в учебном заведении, были для уточнения документов воинского учета, проведенные мероприятия медицинского осмотра не нарушали его прав на окончание учебного заведения, решение о призыве на военную службу призывной комиссий было вынесено после завершения итоговой аттестации.

    Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В части 2 ст. 227 КАС РФ указано, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    Пунктом 7 ст. 28 и п.2 ст. 35.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ) также закреплено право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии.

Статьями 221, 38, 44 КАС РФ установлено, что административным ответчиком по требованию о признании незаконным заключения призывной комиссии выступает соответствующая призывная комиссия, принявшая оспариваемое решение или соответствующая призывная комиссия, как орган, к компетенции которой относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере.

Мероприятия по призыву граждан на военную службу осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закона о воинской обязанности), при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

    При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

    В силу абзаца второго подпункта «а» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Пунктом 17 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

    Согласно пункту 19 Положения призывники, не имеющие или утратившие основания для освобождения от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности или предоставления отсрочки от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу на общих основаниях.

    В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

    Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основании пункта 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1).

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).

Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Антоненко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 10 марта 2020 состоит на воинском учете.

Из учетной карты призывника Антоненко М.В. явствует, что с момента постановки на воинский учет с Антоненко М.В. проведены мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет, изучению, подготовке его к военной службе. В соответствии с итогами проведенных медицинских обследований, призывнику определена категория годности «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями в виду пониженного питания.

В осенний призыв 2021 Антоненко М.В. вновь прошел медицинское обследование врачами-специалистами, ему вновь была определена категория годности «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями в виду пониженного питания, на основании п. 2 ст. 24 О воинской обязанности Антоненко М.В. была предоставлена отсрочка от военной службы до 2023 в связи с получением профессионального образования (протокол № 17/603 от 15.11.2021).

Отсрочка Антоненко М.В. предоставлена на основании справки, выданной 11.11.2021 <данные изъяты> согласно которой срок окончания обучения Антоненко М.В. в указанном учебное заведение 2023, точная дата отсутствует.

В силу Указа Президента Российской Федерации № 220 от 20.03.2023, призыв граждан Российской Федерации на военную службу осуществляется с 01 апреля по 15 июля 2023 года.

В целях накопления и систематизации сведений о состоянии здоровья, физическом развитии призывника, изучения жалоб на состояние здоровья, решения вопроса о необходимости направления призывника на амбулаторное или стационарное обследование, выдачи направлений на обязательные диагностические исследования (анализы) Антоненко М.В. был приглашен в военный комиссариат 31.01.2023, где ему были выданные направления на обязательные диагностические исследования (анализы), а также повестка о явке с результатами исследований на 20.04.2023.

В силу положений ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 34 приказа Минпросведения России от 24.08.2022 № 762» «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

12 апреля 2023 в адрес военного комиссариата из ГАПОУ <данные изъяты> поступили сведения, согласно которых дата защиты Антоненко М.В. установлена на 21.06.2023.

Таким образом, профессиональное обучение Антоненко М.В. завершалось 21.06.2023, между тем, вручение направлений для сдачи обязательных диагностических исследований (анализов) не нарушало право истца на завершение профессионального образования, на дату 21.06.2023 решения о призыве Антоненко М.В. на военную службу не принималось.

Медицинское освидетельствование в отношении Антоненко М.В. было проведено 26.06.2023, на котором с учетом заявленных призывником жалоб, был установлен диагноз: «<данные изъяты> и определена категория годности «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями

    Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска следует отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21.07.2023

    Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-4431/2023 ~ М-3521/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антоненко М.В.
Ответчики
Призывная комиссияКомсомольского и Центрального районов г. Тольятти
Призывная комиссия Самарской области
Военный комиссариат Самарской области
Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г.Тольятти Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее